Русский язык. 7 класс: программы предметных курсов, конспекты занятий

Снято с продажи
Код 2756
Авторы-составители Кадашникова Н. Ю.
Издательство Учитель, 2010
Серия Курсы по выбору
ISBN 978-5-7057-2189-4
Страниц 160
УДК 371.3
Штрихкод 9785705721894
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 111 г
В пособии представлены программы предметных курсов по русскому языку ("Жизнь в слове и слово в жизни" и "Что в имени моем?"), предназначенных для 7 класса. На занятиях (их разработки содержатся в пособии) юные лингвисты познакомятся с интересными фактами о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, побывают в удивительном мире слов и имен. Выполняя разнообразные упражнения и задания, учащиеся на практике смогут подтвердить свои теоретические открытия в области лексикологии.
Реализация предложенных курсов позволит сформировать у школьников навыки исследовательской работы, расширить кругозор, воспитать уважение к языку и слову.
Предназначено учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Подробное описание

Введение

Что представляет себе ученик, когда слышит словосочетание «русский язык»? Скорее всего, школьный урок, причем далеко не всегда самый любимый и понятный. Причин этому множество: сложнейшая русская орфография, перегруженная исключениями и особыми случаями, масса правил, часто не поддающихся разумному объяснению и потому требующих механического заучивания, большое количество проверочных и контрольных работ, без которых невозможно представить себе процесс обучения. Но ведь знакомство с правилами написания слов и их умелое применение – это лишь часть того, что скрывается за таким привычным словосочетанием «русский язык».

Для того чтобы учащиеся осознали это, нужно немножко раздвинуть рамки учебного предмета, расширить представления о русском языке и его составляющих. На достижение этих целей, как правило, ориентированы различные внеклассные мероприятия, занятия в объединении дополнительного образования, факультативы и курсы предметов по выбору.

В пособии представлены программы двух курсов по русскому языку: «Жизнь в слове и слово в жизни» и «Что в имени моем?». Оба курса предназначены для 7 класса, однако предложенные программы могут быть реализованы и в других классах, например в 6 или 8. Учет особенностей конкретного ученического контингента и образовательных программ, реализуемых
в школе, позволит педагогу определить возрастную категорию для наиболее успешной и эффективной работы в рамках предложенных курсов.

Основное направление курса «Жизнь в слове и слово в жизни» – формирование хорошей, грамотной речи. Учащиеся уже
в 5 классе знакомятся с основными понятиями лексикологии, однако школьная программа дает лишь фрагментарную информацию о  лексике. Предложенный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях учащихся по этой теме.

На занятиях (их разработки содержатся в пособии) юные лингвисты познакомятся с интересными фактами о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, побывают в удивительном мире слов и их значений. Выполняя разнообразные упражнения и задания, учащиеся на практике смогут подтвердить свои теоретические открытия
в области лексикологии.  

Курс по выбору «Что в имени моем?» реализуется в рамках учебного предмета «русский язык»,  опирается на межпредметные связи: литературу, историю, психологию, физику, изобразительное искусство.

Содержание курса – изучение и исследование понятия «имя человека». На рассмотрение учащихся выносятся вопросы: роль личного имени в жизни человека, история и значение русских имен, взаимосвязь имени и судьбы человека, грамматика собственных имен.

Открывая учащимся тайны человеческого имени, учитель имеет возможность не только формировать навыки исследовательской работы, но и расширить  кругозор детей,  воспитывать  уважение к историческому прошлому России.

Хочется надеяться, что предложенные в пособии материалы будут интересны и полезны педагогам, которые стремятся привить учащимся любовь к русскому языку и к слову.

Успехов Вам и новых открытий!

Содержание

Введение    3

Программа курса «Жизнь в слове и слово в жизни»    5

Пояснительная записка    5

Литература    8

Тематическое планирование    10

Занятие 1. Тема: Паспорт слова    19

Занятие 2. Тема: Ох, уж эти -измы!    21

Занятие 3. Тема: Откуда приходят слова?    23

Занятие 4. Тема: Слова-пенсионеры    28

Занятие 5. Тема: Слова-младенцы    31

Занятие 6. Тема: Всегда ли по-русски понятно?    36

Занятие 7. Тема: Знакомимся с эвфемизмами    38

Занятие 8. Тема: Болезни русской речи    41

Занятие 9. Тема: Как мы говорим    44

Занятие 10. Тема: Путешествие по стране Фразеологии    46

Занятие 11. Тема: Экскурсия по … себе    46

Занятие 12. Тема: -Онимы русского языка    46

Занятие 13. Тема: Слова-близнецы    46

Занятие 14. Тема: Можно ли повторяться не повторяясь?    46

Занятие 15. Тема: Слова наоборот    46

Занятие 16. Тема: Почти то же, да не то    46

Занятие 17. Тема: Экскурсия в слово    46

Программа курса  «Что в имени моем?»    46

Пояснительная записка    87

Содержание программы    89

Литература    90

Тематическое планирование    46

Занятие 1. Тема: Что такое имя?    46

Занятие 2. Тема: Как рождаются имена?    46

Занятие 3. Тема: Так было – и так стало.  Этапы появления имен на Руси    46

Занятие 4. Тема: Европейское имятворчество    46

Занятие 5. Тема: Величание (отчество)    46

Занятие 6. Тема: Фамилия    46

Занятия 7–8. Тема: Правила имянаречения    46

Занятие 9. Тема: Имя и характер    46

Занятие 10. Тема: Имя и цвет    46

Занятие 11.Тема: Имя и профессия    46

Занятие 12. Тема: Число имени    46

Занятия 13–14. Тема: Грамматика собственных имен    46

Занятия 15–16. Тема: Откуда есть пошла моя фамилия…    46

Занятие 17. Итоговое занятие    46

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.