НОД. Математическое развитие детей 5-6 лет. Сентябрь-май: 32 карты с методическим сопровождением

Есть на складе
269 руб.
-10%
242,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код НБ-459
Авторы Мурченко Н. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия Карточное планирование в ДОО
Страниц 64
Штрихкод 4620029842953
Размеры (Ш x В x Т) 210 x 297 x 5.2 (мм)
Переплёт набор
Вес 215 г
В комплекте представлено примерное перспективное планирование работы по математике на весь учебный год, разработанное на основе ФГОС ДО, оно поможет воспитывающим взрослым (воспитателям и родителям) обогатить социальный опыт и познавательный интерес детей 5-6 лет.
В комплекте рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Предложенная система работы, включающая непосредственно образовательную деятельность, комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации, используемые в работе с детьми, мотивируют их деятельность и направляют мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует соответствующие навыки элементарных математических представлений у детей 5-6 лет.
В тематических картах показано, как необходимо создавать условия развития игровой математической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Комплект предназначен воспитателям, педагогам дополнительного образования, старшим воспитателям и другим специалистам дошкольной образовательной организации.
Разработчик ФГОС ДО к.п.н. К.Ю. Белая рекомендует всем педагогам дошкольного образования. Универсальное средство планирования образовательного процесса в ДОО: «Реализация задач дошкольного образования по математическому развитию в уникальной, современной форме карточного планирования». Читать рецензию подробнее

Подробное описание

введение

Ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований (А. М. Леушина, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.), педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. (Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.) При этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

– овладение математической терминологией;

– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать формы и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.

Данное методическое пособие адресовано воспитателям для организации непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

В методическом пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей, представлено примерное планирование непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на год. Предложенная система непосредственно образовательной деятельности включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность непосредственно образовательной деятельности и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения непосредственно образовательной деятельности не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Представления, полученные детьми в непосредственно образовательной деятельности, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми можно использовать пособие серии «Карточное планирование в ДОО» «Формирование элементарных математических представлений детей 5–6 лет» (Издательство «Учитель»), комплект из 12 карт с описанием игр для совместной деятельности на каждый день, разработанных на основе ФГОС ДО, который поможет воспитывающим взрослым (воспитателям и родителям) обогатить социальный опыт и познавательный интерес детей 5–6 лет и закрепить полученные представления в непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». (Пункт 2.6. ФГОС ДО.)

Основные цели и задачи по формированию элементарных математических представлений

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а также с пространством и временем, ребенок незаметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание. Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.

Режим реализации непосредственно образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность  непосредственно образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1

25 минут

групповая

В методическом пособии предусмотрено проведение:

• диагностических мероприятий непосредственно образовательной деятельности – 4;

• практических мероприятий непосредственно образовательной деятельности – 32.

Освоение элементарных математических представлений в старшей группе (от 5 до 6 лет)

Развитие элементарных математических представлений в каждой возрастной группе включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Освоение элементарных математических представлений в старшей группе строится следующим образом:

Количество и счет.

Упражнять детей в понимании того, что множество может быть составлено из разных по качеству элементов; элементом множества может быть как отдельный предмет, так и целая группа.

Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Познакомить с операцией удаления части множества. Познакомить со значением слова «один» («одна», «одно»), которое обозначает не только один предмет, но и целую группу предметов как одну часть множества.

Развивать умение детей считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5–10 (на наглядной основе). Формировать умения и навыки отсчитывания предметов
в пределах 10 по образцу и заданному числу. Уметь определять равное количество в группах разных предметов, правильно обобщать множества числом на основе счета и сравнения множеств (здесь всех предметов по 5, по 8, по 10).

Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8; если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну»; «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Уточнить представление, что число не зависит от характера элементов, их качественных признаков (от величины предметов, от расстояния между ними, от пространственного расположения), а также от направления счета (слева направо, справа налево, с середины в стороны и др.). Развивать умения детей считать предметы при разном пространственном их расположении (а не только при линейном).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 (5 – это один, еще один, еще один, еще один и еще один).

Упражнять детей в понимании количественного состава числа из единиц в пределах пяти на конкретном материале (пять флажков разных цветов: один – красный, один – синий, один – зеленый, один – желтый, один – голубой, а всего пять).

Развивать умение считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?» («Какой?») – и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп («здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин – всех игрушек поровну – 5»).

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Например, одно яблоко можно разделить пополам, то есть на две равные части, каждая из частей называется одной половинкой; яблоко можно разделить на четыре равные части, каждая из частей называется одной четвертью яблока. Точно так же можно разделить квадрат, круг на несколько равных частей и получить половину квадрата, одну четверть квадрата и т. д. (дети сами делят яблоко, круги др.).

Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, – часть меньше целого.

Величина.

Уточнять представления об изменениях протяженности предметов по длине, ширине, высоте, толщине, приучая детей правильно отражать эти умения в речи. Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер детей, учить на глаз определять длину или толщину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с длиной известных ребенку предметов или отрезков (толщиной с палец; высотой с человека; тонкая, как нитка; толстая, как веревка; длиной в два шага и др.). Использовать в речи соответствующие понятия: длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше).

Форма.

Закреплять представления о шаре, кубе, цилиндре, конусе, брусе (прямоугольный параллелепипед), квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге, овале, трапеции и правильно называть их.

Развивать умение детей считать количество вершин, сторон, углов в разных плоских фигурах.

Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать геометрическую зоркость – умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов прямоугольные, поднос и блюдо овальные, тарелки круглые и наоборот, что похоже на шар (мячик, арбуз и др.), на цилиндр (стакан, банка и др.), на конус (воронка, пирамидка и др.), на круг (блюдце, тарелка и др.), на прямоугольник (крышка стола, стена, пол, потолок, дверь и др.), на квадрат (платочек), на треугольник (косынка), на овал (очертания продольного разреза яйца, край блюда и др.), на трапецию (детский стол, крыша домов и др.).

Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве.

Закреплять умения определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («Впереди меня идет Андрюша, слева от меня стол»); по отношению к другому («Справа от куклы сидит заяц, а впереди куклы стоит петух»).

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени.

Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.

Развивать умения детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день сегодня, какой был вчера и какой будет завтра. Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).

Развивать у детей «чувство времени»: знакомить практически с длительностью отдельных временных отрезков, учить определять, что можно сделать за какой-либо из этих отрезков.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»

Умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве; умение строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях и перестроениях, в подвижной игре

«Познавательное развитие»

Умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование прямых линий (коротких, длинных) в разных направлениях, перекрещивание их; составление из частей целостного изображения предмета;
закрепление понятий «части суток»; изображение предметов разной формы

«Речевое  развитие»

Умение давать полноценный ответ на поставленный вопрос; различать и называть существенные детали и части предметов; составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов: «вчера», «сегодня», «завтра»; составлять описание по картинке с использованием понятий: «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади»; понимать обобщающие слова, называть части суток; доброжелательно общаться друг с другом

Тематический план непосредственно образовательной деятельности

Программное содержание

Количество непосредственно образовательной деятельности

сентябрь – ноябрь

декабрь – февраль

март – май

Количество и счет

10

11

8

Форма

4

8

7

Величина

5

6

4

Ориентировка в пространстве

5

7

4

Ориентировка во времени

2

4

2

Мониторинг

2

2

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.