Самообразовательная деятельность учителя. Проектирование и реализация урока в свете требований ФГОС НОО

Есть на складе
309 руб.
-10%
278,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6808
Авторы Миронов А. В.
Издательство Учитель, 2017
Серия Профессиональная компетентность педагога
ISBN 978-5-7057-4995-9
Страниц 317
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705749959
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 14 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 214 г
Проектирование продуктивной работы учителя начальной школы по реализации требований ФГОС НОО, построение современного урока с осознанием необходимости включения школьников в деятельность по достижению планируемых результатов - эти вопросы остаются актуальными сегодня.
Материалы пособия, включающие программу моделирования целостного урока и отдельных его элементов, диагностические карты самооценки работы педагога, помогут учителю в самообразовании, развитии профессиональной компетентности.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методического объединения, заместителям директора образовательной организации.

Подробное описание

Введение

Основной формой организации образовательного процесса в школе является урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Несмотря на то что начальная школа уже несколько лет работает в рамках реализации Стандарта, далеко не все учителя могут продуктивно работать в этом направлении. Остается еще много нерешенных вопросов и в построении уроков. В частности, не все учителя осознают необходимость включения детей в деятельность по достижению планируемых результатов урока и, соответственно, не умеют этого делать. Настоящее пособие поможет учителю организовать самообразование в этой области.

Развиваемая профессиональная компетенция способность проектирования и реализации урока в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Ознакомление с материалом пособия, выполнение предлагаемых практических работ позволит учителю ответить на вопрос: каким должен быть современный урок в начальной школе; совершенствовать умения: проектировать в рамках деятельностного подхода ориентированные на ФГОС НОО уроки; проводить эти уроки со школьниками; анализировать и оценивать отдельные составляющие урока и урок в целом на предмет реализации деятельностного подхода и с позиций ФГОС НОО.

В качестве теоретической основы организации урока в данном пособии принят деятельностный подход, так как данный подход положен в основу Стандарта. Однако понятие «системно-деятельностного подхода» весьма объемное. Это методологическая основа, на которой строится в нашей стране система образования. Во ФГОС этот подход включает и ориентацию на результаты образования, и признание решающей роли содержа-ния образования, и учет индивидуальных, психологических, физиологических особенностей обучающихся и др. Школьному же учителю чаще приходится сталкиваться с понятиями «деятельностный подход», «технология реализации деятельностного подхода», «деятельностный метод обучения», «технология деятельностного метода».

Деятельностный подход в образовании – подход, при котором внимание акцентируется на деятельности субъектов образовательного процесса.

Технология реализации деятельностного подхода – обыкновенно здесь понимаются особенности реализации развивающего обучения в рамках той или иной образовательной системы (система Л. В. Занкова; система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).

Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познаватель-ной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений.

Применительно к способу реализации деятельного метода может использоваться термин «технология деятельностного метода»: технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон, технология Е. Л. Мельниковой (в образовательной системе «Школа 2100») и др.).

В энциклопедическом словаре можно встретить следующее определение: «Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру…; включает в себя цель, средства, результат и сам процесс». Иными словами структурными элементами деятельности являются: цель процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств результат. По сути те же составляющие деятельности: цель, мотив способ действия результат называются и в словаре психологический понятий [К. К. Платонов].

В традиционном (объяснительно-иллюстративном) варианте обучения и цель, и способы действий, и оценка результатов определяется учителем. Обучающиеся, являясь объектом обучения, в определении цели, оценке результатов не участвуют. При деятельностном же методе и в определении цели, и в выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами ученики. Они становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что структура деятельности отражает деятельность не столько учителя, сколько деятельность учащихся.

Для того чтобы ученик включился в «деятельность», он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть осуществление деятельностного метода включает в себя последовательную реализацию как минимум следующих УУД: 1) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, 2) познавательные УУД: анализ, синтез, классификация, моделирование и др., 3) регулятивные УУД: рефлексия и оценка достигнутых результатов.

В образовательном процессе учебная деятельность осуществляется в следующих вариантах: собственно учебная деятельность, учебно-проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность. Особое место занимает игровая деятельность, поскольку игра, хотя и является деятельностью, не относится к категории учебной деятельности. В то же время игровая деятельность, как будет показано ниже, может служить средством включения ребенка в учебную деятельность.

Содержание

Введение    3

Определяем цели урока и подводим к целям урока школьников    6

Определяем цели урока    6

Подводим к целям урока школьников    20

Реализуем деятельностный подход  к построению урока    27

Определяем структуру «деятельностного» урока    27

Реализуем деятельностный подход путем выполнения  продуктивных заданий, решения задач    34

Знакомимся с технологиями деятельностного типа и приступаем к их освоению    42

Осваиваем технологии достижения  предметных результатов (на примере освоения доступных способов изучения природы и общества в курсе «Окружающий мир»)    86

Обучаем школьников наблюдениям  за объектами и явлениями окружающего мира    88

Приобщаем детей к постановке опытов, экспериментированию    114

Осваиваем методы истории  и исторический подход в изучении окружающего мира    128

Осваиваем технологии достижения  метапредметных результатов    142

Формируем умение планировать учебные действия    145

Создаем модели изучаемых объектов и процессов    150

Овладеваем логическими действиями сравнения и классификации    164

Устанавливаем причинно-следственные связи    178

Вводим в урок элементы игровой,  поисково-исследовательской и проектной деятельности    188

Вводим в урок игровую деятельность    188

Вовлекаем детей в поисково-исследовательскую деятельность    207

Вводим элементы проектной деятельности    215

Оцениваем образовательные достижения школьников и развиваем умение самооценки    229

Оцениваем образовательные достижения школьников    229

Развиваем у школьников умение рефлексии и самооценки    244

Анализируем и оцениваем проект и качество урока    256

Разработка и оценка проекта урока    256

Реализация проекта и оценка качества урока    270

Программа самообразования учителя начальных классов    284

Планируемые результаты начального общего образования    305

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос