Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: диагностика, система занятий

Есть на складе
165 руб.
-10%
148,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886з
Авторы-составители Королёва С. Г.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-2078-1, 978-5-7057-5540-0
Страниц 114
УДК 372.21
Штрихкод 9785705720781, 9785705755400
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 81 г
Предложенная в пособии система занятий по развитию творческого воображения детей 5-7 лет поможет педагогам сформировать у дошкольников способность мыслить оригинально, решать логические задачи, расширить границы детского познания и, как результат, оптимизировать процесс всестороннего развития личности ребенка в контексте требований ФГОС ДО к планируемым образовательным результатам - целевым ориентирам дошкольного образования на этапе его завершения. Особый интерес в пособии представляют диагностический блок, опыт по созданию условий для развития воображения детей и по работе с родителями и педагогами ДОО.
Пособие предназначено педагогам-психологам ДОО, специалистам ПМПК и ППМС-центров, воспитателям для использования в учебных целях.

Подробное описание

Введение

Цель работы психолога в дошкольной организации – содействовать созданию условий для полноценного психического развития детей, их личности. Наиболее ярко индивидуально-психологические особенности личности проявляются в творчестве, как одной из самых содержательных форм психической активности, в творчестве, как универсальной способности, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Креативность, или способность к творчеству, является залогом успешного обучения детей в школе, поэтому обращение к этой теме специалистов дошкольной педагогики и психологии обоснованно и актуально.

Психологической основой творческой деятельности является воображение, но поскольку проблема довольно многогранна, в данном пособии она рассматривается в связи со способностью детей творчески мыслить, решать творческие задачи. Воображение – процесс активный, он направлен на решение стоящей перед ребёнком задачи. При этом сами эти задачи обладают определённой спецификой – их называют открытыми (У. Рейтман). Они не имеют однозначного решения и создают максимальную неопределённость ситуации. Включение воображения в решение познавательных задач и нахождение творческих вариантов ответов является гностическо-эвристической функцией воображения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн) [1].

Как же добиться того, чтобы ребёнок был готов к решению творческих задач? Какие условия должны быть созданы для развития воображения детей? Как решить эти проблемы в условиях обычного детского сада? Решение этих и других вопросов можно найти в предлагаемой методике.

Система работы, предложенная в пособии, основана на идеях отечественных психологов: Л. С. Выготского, В. В. Давыдова о воображении, как важнейшем новообразовании дошкольника; А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна о видах и функциях воображения.

В основе работы лежит опыт по развитию воображения О. М. Дьяченко [2], А. М. Страунинг, а также концептуальные идеи ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) о закономерностях познаваемости и управляемости процесса творчества, о формировании креативной личности [8].

Представленая программа развития воображения детей старшего дошкольного возраста. Отдельно выделен диагностический блок, в котором подробно описаны методики по определению уровня развития воображения, а также специфика проведения данной процедуры в условиях групповой работы с детьми. Освещена работа с родителями в данном направлении, поскольку только совместные усилия психолого-педагогического коллектива ДОО и родителей, их личная заинтересованность могут существенно помочь в решении проблемы.

И, пожалуй, главное – сформулирована основная цель совместной работы психолога и воспитателя возрастной группы детей в данном направлении: не только и не столько расширить границы детского познания, сколько всесторонне развить личность ребёнка. Поэтому так актуальны вопросы создания условий для активного взаимодействия детей на  занятии с сохранением взаимного интереса, позитивного отношения друг к другу и творческого самовыражения, а также вопросы психоэмоционального и психофизического здоровья дошкольников.

Предлагаемый опыт предназначен для тех, в чьей душе живут творец и волшебник, поэт и мечтатель. впрочем, даже если вы и не обладаете этими качествами, но любите детей и верите
в их творческие способности, смело беритесь за решение этой проблемы. При всей видимой сложности занятий они будут доступны и понятны каждому, если прочесть несколько занимательных книг, усвоить алгоритм проведения занятия и владеть игровыми формами взаимодействия с детьми.

Не составит труда проведение сеансов аутотренинга не только психологу, но и воспитателю вместе с музыкальным руководителем, главное – удачно подобрать музыку. Но если для вас данная часть занятия трудна, можно вполне обойтись и без неё – занятие не потеряет своей целостности и творческой направленности.

Рекомендуется сразу актуализировать работу по развитию воображения детей среди сотрудников дошкольной организации и родителей, заинтересовать их в совместном с детьми творчестве. Этим можно добиться наибольшего эффекта в решении проблемы развития творческих способностей детей. Занятия рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста, хотя отдельные игры и упражнения доступны детям более младшего возраста.

Содержание

Введение    3

определение уровня развития воображения у детей    6

Методика «Дорисовывание фигур» (автор О. М. Дьяченко)    8

Пути решения проблемы развития детского воображения    10

Основные положения программы по развитию воображения    14

Коррекционно-развивающие занятия по развитию творческих способностей детей    26

Занятие 1    26

Занятие 2    30

Занятие 3    33

Занятие 4    37

Занятие 5    41

Занятие 6    46

Занятие 7    49

Занятие 8    53

Занятие 9    56

Занятие 10    59

Занятие 11    64

Занятие 12    69

Занятие 13    72

Занятие 14    77

Занятие 15    80

Занятие 16    83

Занятие 17    88

Занятие 18    91

Занятие 19    95

Занятие 20    99

Приложения    102

Приложение 1. Стимульный материал к диагностическому заданию «Дорисовывание фигур» (2 комплекта карточек)    102

Приложение 2. Протокол диагностического обследования уровня развития воображения детей (начало учебного года)    104

Приложение 3. Протокол диагностического обследования уровня развития воображения детей (конец учебного года)    107

Приложение 4. Варианты выполнения детьми диагностического задания к методике «Дорисовывание фигур»    110

Приложение 5. Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка?»    111

Литература    112

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Румлянская
9 июня 2012 (08:19)
Благодарим за приятные слова в наш адрес. А по развитию одаренных детей можете воспользоваться такой литературой:
https://www.uchmag.ru/estore/e126824/,
https://www.uchmag.ru/estore/e142998/

Анфисия Рутку
8 июня 2012 (13:09)
Спасибо за предлагаемый материал, желательно подобрать учебную литературу по одаренности с 0 до 5лет в разных направлениях, любой материал интересен, но его мало. Большое спасибо вашему сайту.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос