Справочник учителя географии. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
108 руб.
-10%
97,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-2946
Авторы-составители Ступникова А.Д. и др.
Издательство Учитель, 2022
Серия В помощь преподавателю
Электронная версия скачать
УДК 372.016:91
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В предлагаемом справочнике учителя географии раскрываются приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Описываются технологии и приводятся примеры уроков с использованием интерактивных форм обучения, ИКТ, системно-деятельностного подхода, исследовательской и самостоятельной деятельности обучающихся, а также творческие уроки-события в обучении географии. Раскрываются требования к анализу уроков и кабинету географии - особой образовательной среде, в которой развиваются творчество и интеллектуальная инициатива школьников.
Пособие адресовано учителям географии, руководителям методических объединений, методистам, заместителям директоров по УВР, студентам педагогических вузов.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

Введение

География – единственный школьный предмет, относящийся одновременно к естественным и гуманитарным циклам, охватывающий всю систему «природа – человек – хозяйственная деятельность».

Цель его – формирование в сознании обучающихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Специфика предметной области отражается в конкретных видах учебных действий. С этой точки зрения особую важность имеют личностные универсальные учебные действия, включающие в себя: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемого через умения. Это может быть сделано только в процессе деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания учебных предметов. Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперимент, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности обучающихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у обучающихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения учиться. Теперь задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность обучающихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца.

В предлагаемом справочнике учителя географии раскрываются приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся при изучении географии, особенности видов и типов уроков, общие требования к их анализу. Особое место отводится при этом кабинету географии, в котором при соблюдении санитарных правил и норм вся обстановка должна побуждать к творчеству, провоцировать интеллектуальную инициативу у школьников.

Отношение учителя к уроку как к искусству позволит превратить кабинет в настоящую творческую лабораторию, которая впоследствии может стать генератором художественных идей и воплощений.


Литература

литература

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1982. – С. 251–300.

2. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. – М. : Дрофа, 2006.

3. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии : метод. пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» / Н. Л. Галеева, Н. Л. Мельничук. – М. : 5 за знания, 2007.

4. Горбатова, О. Н. География. 6–11 классы : технология решения творческих задач / О. Н. Горбатова. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Даринский, А. В. Методика преподавания географии : учеб. пособие / А. В. Даринский. – М. : Просвещение, 1975.

6. Даринский, А. В. Урок географии в средней школе / А. В. Даринский. – М. : Просвещение, 1984.

7. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии : пособие для учителей и студентов педагогических институтов и университетов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. – М. : Астрель, 2002.

8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2001. – 384 с.

9. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2003.

10. Краевский, В. В. Методология для педагога: теория и практика : учеб. пособие / В. В. Краевский, М. В. Полонский. – Волгоград : Перемена, 2001.

11. Кульневич, С. В. Современный урок : науч.-практ. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК : в 3 ч. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д : Учитель, 2006.

12. Летягин, А. А. Современный кабинет географии : метод. пособие / А. А. Летягин. – М. : Дрофа, 2009.

13. Маслоу, Абраахам. Новые рубежи человеческой природы / Абраахам Маслоу ; под ред. Г. А. Балла [и др.]. – М. : Смысл, 1999. – С. 276.

14. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / под ред. И. В. Душиной. – М. : Дрофа, 2007.

15. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студентов вузов / сост. И. В. Душина [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.

16. Морозова, Т. В. Диагностика успешности учителя / Т. В. Морозова. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2004.

17. Петрова, Н. Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе : метод. пособие для учителей географии / Н. Н. Петрова. – М. : БЛИК и К, 2000.

18. Проказова, О. Г. Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образоват. учреждений) : метод. рекомендации / О. Г. Проказова. – Волгоград : Центр оперативной полиграфии, 2003.

19. Ступникова, А. Д. Интерактивные методы обучения в формировании профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза / А. Д. Ступникова // Теория и практика изучения географии. Преемственность школьного и вузовского географического образования на основе требований ФГОС : сб. материалов по итогам 3-й междунар. науч.-практ. конф. – М. : Глобус, 2010.

20. Ступникова, А. Д. Учебно-исследовательская работа как средство реализации деятельностного подхода в географическом образовании / А. Д. Ступникова // Вопросы теории и практики изучения географии в школьном курсе : сб. материалов по итогам 1-й регион. науч.-практ. конф. – Волгоград : Перемена, 2008.

21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2010.

22. Фриш, Г. Л. Обязательные нормативно-правовые документы образовательной школы / Г. Л. Фриш. – М. : УЦ «Перспектива», 2005.

23. Хуторской, А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. – (Педагогическая мастерская).

24. Швалб, Ю. М. Психологические модели целеполагания / Ю. М. Швалб. – Киев : Стилос, 1997.


Приложение 1. Требования к кабинету географии

Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ГЕОГРАФИИ

Санитарно-гигиенические требования

1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение».

2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.

7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5–0,6, потолка – 0,7–0,8, пола – 0,3–0,5.

10. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18–21 °С; влажность воздуха должна быть в пределах 40–60 %.

11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Требования к мебели

1. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-2002, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат. Лаборатория должна иметь мебель: для организации рабочего места учителя; организации рабочих мест обучающихся; для рационального размещения и хранения средств обучения; для организации использования аппаратуры.

2. Конструкция мебели и приспособлений должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, соответствовать антропометрическим особенностям учителя и обучающихся, учитывать специфику их труда, требования эргономики.

3. Для организации рабочего места учителя необходима мебель и приспособления, отвечающие особенностям оперативной деятельности учителя географии, в основе которой – работа у стенной карты, классной доски, демонстрация натуральных и объемных средств обучения, экранно-звуковых средств обучения. Мебель для организации рабочего места учителя включает демонстрационный стол (по ГОСТ 18607-93), верхняя плоскость которого может устанавливаться на необходимой высоте; рабочий стол со стулом, за которым учитель работает сидя, классную доску с приспособлением для закрепления карт, экран.

4. Мебель для организации рабочего места обучающихся включает двухместный стол на деревянной или металлической основе с горизонтальной рабочей поверхностью (по ГОСТ 11015-93) в комплекте со стульями с профилированными поясничными и пояснично-подлопаточными спинками (по ГОСТ 11016-93). Столы и стулья должны подбираться в соответствии с ростом обучающегося разных ростовых групп (№ 4, 5, 6).


Приложение 2. Аспектные виды анализа урока (по О. С. Гребенюку)

Приложение 2

АСПЕКТНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА
(по О. С. Гребенюку)

Предполагают анализ какого-либо аспекта деятельности учителя или обучающихся, с этой целью проводится наблюдение и затем анализ урока в определенном аспекте.

Анализ урока в аспекте развития интеллекта обучающихся

Анализ урока с точки зрения учета закономерностей развития интеллектуальной сферы обучающихся предполагает внимание к следующим вопросам:

1. В какой мере урок подготовлен с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы?

2. Соответствуют ли управляющие действия учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности обучающихся?

3. Формируются ли в ходе урока рефлексивные компоненты мыслительной деятельности?

4. В какой мере у обучающихся формируются общие приемы мыслительной деятельности?

5. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?

6. Учатся ли школьники оценивать и анализировать работу своих товарищей, свою мыслительную деятельность?

7. Какие критерии понимания использует учитель, для того чтобы установить, как понят материал?

8. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность?

9. В какой мере формируются элементы творческого мышления?

10. Учитываются ли различия школьников по основным качествам интеллектуальной сферы (сообразительность, гибкость, самостоятельность, осознанность и пр.).

Анализ урока в аспекте развития мотивации обучающихся

Анализ урока с точки зрения возможностей развития мотивационной сферы предполагает внимание к следующим вопросам:

1. Что предпринимает учитель в начале урока, чтобы вызвать у обучающихся интерес к предстоящей работе?

2. Успешным ли с мотивационной точки зрения было начало урока?

3. Актуализировал ли учитель по ходу урока мотивационные состояния обучающихся?

4. Удавалось ли учителю переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой? Насколько его приемы были эффективны?

5. В какой мере педагог обучает учеников приемам целеполагания?

6. Какие приемы побуждения использовал учитель чаще всего?

7. Развитию каких потребностей учитель уделял внимание (интеллектуальная, познавательная, потребность в достижении, потребность в познавательном общении)?

8. Удалось ли учителю достичь целей развития мотивационной сферы?

9. Что необходимо предпринять для более успешного формирования мотивации?

10. Учитывалось ли различие обучающихся по основным качествам мотивационной сферы?

Анализ решения воспитательных задач урока

Анализ решения воспитательных задач урока предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Какие воспитательные задачи целесообразно было решать на уроке?

2. Какие воспитательные задачи определены самим педагогом?

3. Какими способами, педагогическими средствами обеспечивается решение поставленных задач?

4. Как используются воспитательные возможности содержания материала, обеспечивается связь с жизнью детей и общества, практическим опытом детей?

5. Воспитательная эффективность педагогических средств, используемых на различных этапах урока.

6. Как стимулируются познавательная активность и творчество обучающихся на уроке?

7. Создание условий для проявления и развития личности каждого ребенка, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

8. Повышение воспитательной эффективности оценивания знаний на уроке, привлечение детей к организации урока, развитие их самостоятельности и ответственности.

9. Формирование отношений между обучающимися на уроке.

10. Воспитательное влияние обстановки, оформления кабинета, наглядных средств.

11. Влияние личности педагога на повышение воспитательной эффективности урока. Профессиональная речь учителя.

План наблюдения и анализа урока по реализации
принципа межпредметных связей

Тема урока _______________________________________________

Тип урока ________________________________________________

Вид урока ________________________________________________

1. Отражение принципа МПС в целях урока:


Процесс развития УУД


Процесс развития УУД

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом обучения является формирование способов действий, реализуемых через умения. Это может быть сделано только в процессе деятельности. Именно в ходе деятельности обучающиеся овладевают ее рациональными приемами и необходимыми для нее знаниями. Сформированные при этом приемы деятельности становятся для учеников умениями, приемами мышления и даже чертами личности, поскольку, по выражению А. Н. Леонтьева, каково строение деятельности, таково и строение сознания как психического отражения реальности.

Согласно формулировке, данной в модели Программы развития универсальных учебных действий А. Г. Асмоловым, понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Выделяются личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия.

Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания учебных предметов. Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперименты, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

На процесс развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности обучающихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учеников с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности обучающихся, развития практических умений и навыков, методов обучения. Проведено уникальное исследование по формированию приемов учебной работы (Т. П. Герасимова, И. И. Баринова, В. А. Коринская, В. А. Щенев, Л. М. Панчешникова, М. К. Ковалевская). Выявлено, что усложнение деятельности обучающихся должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается целенаправленное наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов, явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов. М. К. Ковалевская считает, что каждый из этапов познания требует применения приемов мышления в разных сочетаниях – от менее до более сложных.

Умение усвоено, если ученик:

а) знает область применения умения или навыка, понимает особенности источников географических знаний – карты, текста учебника и др.;

б) знает содержание и последовательность действий, план работы;

в) практически пользуется этими действиями в любой учебной ситуации, в том числе и новой.

Умения формируются в неразрывной связи со знаниями. Так, в начальном курсе физической географии преобладают общие понятия, на базе которых школьники обучаются умению показывать объекты на карте, описывать их, устанавливать простейшие причинные связи и т. п. При изучении физической географии России ученики усваивают знания об основных чертах ее рельефа (общий характер рельефа, преобладающие формы земной поверхности, их распределение по территории, направление уклона, наличие или отсутствие вулканов) и одновременно учатся устанавливать их с помощью физической карты. Умением составлять характеристику отрасли промышленности обучающиеся овладевают в ходе изучения географии отдельных отраслей промышленности и т. д.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.