Справочник учителя географии

Есть на складе
178 руб.
-10%
160,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 2946
Авторы-составители Ступникова А.Д. и др.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-3093-3, 978-5-7057-5646-9
Страниц 215
УДК 372.016:91
Штрихкод 9785705730933, 9785705756469
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 147 г
В предлагаемом справочнике учителя географии раскрываются приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся. Описываются технологии и приводятся примеры уроков с использованием интерактивных форм обучения, ИКТ, системно-деятельностного подхода, исследовательской и самостоятельной деятельности школьников, а также творческие уроки-события в обучении географии. Приведены требования к анализу уроков и кабинету географии - особой образовательной среде, в которой развиваются творчество и интеллектуальная инициатива учеников.
Пособие адресовано учителям географии, руководителям методических объ-единений, методистам, заместителям директоров по УВР, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания

География – это предмет, на который в значительной мере ложится основная задача российской школы: формирование у обучающихся российской идентичности как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в федеральном государственном образовательном стандарте.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

– сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– духовно-нравственное развитие обучающихся;

– формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

– формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

– формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

– основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

– начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт и геоинформационных систем). (Концепция развития географического образования в Российской Федерации; утверждена 30 декабря 2018 года.)

Географическое знание сегодня – надёжная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и всей планеты как общего дома человечества, социализации обучающихся и формирования компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах. В этой связи главной целью предмета географии является формирование в сознании обучающихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Специфика предметной области отражается в конкретных видах учебных действий. С этой точки зрения особую важность имеют личностные универсальные учебные действия, включающие в себя: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

С позиций современных представлений педагогической психологии и дидактики ключевым аспектом обучения является формирование способа действий, реализуемого через умения. Это может быть сделано только в процессе деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) в широком смысле означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие универсальных учебных действий зависит от способа построения содержания учебных предметов. Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями, проводить эксперимент, давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности обучающихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстратив-ный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у школьников качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации, умения учиться. Теперь задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность, чтобы ученики сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В справочнике раскрываются приемы и методы формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся при изучении географии, особенности видов и типов уроков, общие требования к их анализу.

Содержание

Введение    3

А. Д. Ступникова

Формирование познавательных универсальных учебных действий  при изучении географии    6

Умение давать определение понятиям    11

Умение классифицировать    14

Умение сравнивать    17

Умение моделировать    20

Умение наблюдать    23

Умение экспериментировать    26

Умение делать выводы и умозаключения    28

Умение устанавливать  причинно-следственные связи    32

Исследовательская деятельность    34

Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных универсальных  учебных действий    38

Кейс-метод    40

Синквейн    43

«Мозговой штурм»    44

Кластер    46

С. А. Быстрякова

Системно-деятельностный подход  в обучении географии    49

Т. М. Бескоровайная

Организация исследовательской деятельности на уроках географии    65

В. Н. Копать

Использование ИКТ в обучении географии    90

Л. В. Бражникова

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках географии    101

О. Н. Горбатова

Творческие уроки-события в обучении географии    128

Современное средство самоконтроля обучающихся – географические лабиринты    141

Приложения    150

Приложение 1. Требования к кабинету географии    150

Приложение 2. Аспектные виды анализа урока (по О. С. Гребенюку)    171

Приложение 3. Анализ методической работы школьного методического объединения (кафедры) учителей географии    190

Литература    211

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос