В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Профессиональный стандарт педагога. Развитие ценностных компетенций. Аналитическая деятельность. Методическая деятельность. Проектная деятельность. Управленческая деятельность. Программа для установки через Интернет

  • Профессиональный стандарт педагога. Развитие ценностных компетенций. Аналитическая деятельность. Методическая деятельность. Проектная деятельность — интернет-магазин УчМаг
-10%
102 руб.
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-805
Авторы-составители: Ривкин Е. Ю.
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 9 Мб.

Версии товара:
Версия для скачивания Диск
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Настоящее электронное пособие "Профессиональный стандарт педагога. Развитие ценностных компетенций" серии "Профессиональная компетентность педагога" создано в помощь руководителям и методистам ОО, специалистам органов управления образованием и учреждений развития образования; рекомендовано педагогам, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
Электронное пособие содержит следующие разделы:
- Самоанализ образовательного процесса
- Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии
- Самоаудит как основа управления методической деятельностью
- Профессиональный стандарт педагога
В электронном пособии рассматриваются все направления развития методической деятельности - одного из ведущих компонентов системы управления образовательным процессом как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях. Освещены требования ФГОС к управлению уроком; приведены алгоритмы его конструирования, целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности, управления контролем результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования, самоанализ процесса и результатов деятельности учителя.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Общедидактические принципы конструирования урока

Общедидактические принципы
конструирования урока

Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – урок.

Урок – управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой.

Для выявления требований к управлению уроком (а равно и другим организационным формам организации образовательного процесса – занятиям учебных курсов по интересам, внеурочной деятельности) необходимо определить общедидактические принципы его конструирования.

Современное состояние методической деятельности не может в полной мере осуществить подготовку учителей, обеспечивающих качество образования. Многочисленные современные образовательные технологии используются лишь отдельными педагогами, а применение их элементов не решает задачи обеспечения качества образования. Результаты ЕГЭ, независимых диагностических работ показывают достаточно низкий уровень овладения обучающимися программными нормативами. Массовый отток выпускников 9 классов свидетельствует о недостатках образования, которое в настоящее время не удовлетворяет образовательных запросов социума. Качество образования не обеспечивается ростом интенсивности работы методических служб с педагогами; попытками обновления содержания образования, внедрения учителями передовых образовательных технологий, ввода элективных курсов, совершенствования оснащенности образовательного процесса. Следовательно, можно предположить, что качество образования зависит не только от его содержания, целеполагания, условий, ресурсов и особенностей организации образовательного процесса и мониторинга его результатов. Данные компоненты образовательного процесса являются производными общедидактических принципов, определяющих все особенности современной системы образования на федеральном, региональном, субрегиональном уровнях, вплоть до отдельного образовательного учреждения и дидактической единицы – урока. В современной дидактике неоспоримой является схема: образовательные цели (определяемые на государственном уровне и подаваемые учителям в форме образовательных стандартов – программ – тематических планов) – задачи образования (представленные как содержание образовательной деятельности) – средства их реализации (включая материально-техническое, информационное, кадровое, методическое оснащение образовательного процесса) – система диагностики результатов. Данная схема, выстроенная на традиционных дидактических принципах (Ю. К. Бабанский), вступает в противоречие с современным образовательным результатом. Можно предположить, что выявление современных общедидактических принципов, декомпозиция которых влияет на образовательную систему любого уровня, позволит осуществить ее модернизацию и обеспечить качество образования.

В работе В. Б. Новичкова «Дидактика: генезис целеполагания и задачеопределения» [5]* приводится научное обоснование общедидактических принципов, которые представляются нам оптимизационными с точки зрения их научности, актуальности и практической значимости. Рассмотрим их подробнее.

1. Принцип антропогенности обосновывается автором исходя из принципа природосообразности Я. А. Коменского. Данный принцип заключается в необходимости сфокусировать систему образования на человеке – на нем самом и формах его существования. Частная дидактика традиционно использует принципы соответствия образования индивидуальным и возрастным психофизическим особенностям (что позволяет моделировать индивидуальные траектории обучения, осуществлять уровневую дифференциацию). В современном мире особое внимание уделяется развитию индивида на основе изначального удовлетворения его биологических потребностей (теория мотивации А. Маслоу) и учета личностных особенностей, как биологической основы сущности человека, что обеспечивает здоровьесбережение.

2. Принцип социогенности определяет необходимость учета в образовательной деятельности социальной направленности, обусловливающей процессы социальной адаптации и социализации, являющиеся сущностными характеристиками жизни человека. Указанный принцип подчеркивает необходимость реализации регионального компонента образования, традиционного краеведческого принципа преподавания учебных дисциплин. Заметим, что целенаправленное освоение норм социального взаимодействия в условиях образовательных систем осуществляется в процессе коллективной (групповой) деятельности. Кроме того, данный принцип определяет необходимость отбора осваиваемых обучающимися (как школьниками, так и педагогами) знаний и способов деятельности с точки зрения их практической значимости.

3. Принцип культурогенности

Аналитическая деятельность образовательного учреждения

Аналитическая деятельность
образовательного учреждения

Рассматривая анализ образовательного процесса, необходимо определить содержание понятия. Образовательный процесс – управляемый, ресурсообеспеченный процесс эффективного взаимодействия сотрудников образовательного учреждения, социума и обучающихся по достижению запрограммированных, диагностируемых результатов, определенных ФГОС.

1. Образовательный процесс – управляемый, следовательно:

– целенаправленный, то есть направлен на обеспечение качества реализации образовательных услуг, которые определяются нормативными документами (в первую очередь Законом «Об образовании» и ФГОС), состоянием и тенденциями развития образовательной системы, запросами субрегионального социума;

– мотивированный, что предполагает заинтересованность всех его участников в достижении результатов основной образовательной программы;

– планируемый, что предполагает определение иерархии понятных для участников деятельности диагностируемых задач, направленных на достижение поставленной цели. Главной задачей в настоящее время является создание оптимальных условий для развития компетентностной личности обучающегося. Задачи второго порядка определяются в процессе анализа профессиональной деятельности педагогов образовательного учреждения и направлены на обеспечение непрерывного процесса вовлечения и эффективного использования всех ресурсов образовательной деятельности для достижения главной задачи;

– организационно обеспеченный, что диктует необходимость построения динамичной системы вариативных организационных форм деятельности субъектов управления по достижению поставленных задач;

– диагностируемый, что требует разработки критериев и показателей выполнения поставленных задач и достижения цели; разработки содержания, организационных форм, сроков и объектов мониторинга выполнения поставленных задач;

– регулируемый, что подразумевает возможности изменений целевых установок, планов реализации, диагностических процедур и других характеристик процесса на всех его этапах в зависимости от результатов мониторинга.

2. Образовательный процесс – ресурсообеспеченный, то есть требует использования всех видов ресурсов образовательной среды (кадровых, материально-технических и финансовых, нормативно-правовых, программно-методических, учебно-дидактических, социокультурных, природно-рекреационных, информационных, организационных, управленческих) для достижения поставленных задач. Образовательные ресурсы способствуют развитию образовательного процесса при условии соответствия комплексу характеристик:

– востребованность – наличие потребностей использования ресурса в образовательном процессе;

– качество – возможность ресурса способствовать удовлетворению установленных потребностей участников процесса;

– дидактическая значимость – возможность использования ресурса для решения конкретных задач образовательного процесса;

– управляемость – возможность целенаправленного, планового, системного, диагностируемого использования ресурса в образовательном процессе;

– освоенность – наличие методик использования ресурса в образовательном процессе;

– доступность – физическая возможность включения ресурса в образовательный процесс;

– нормативность – соответствие нормативно-правовым документам, регламентирующим образовательную деятельность;

– безопасность – соответствие санитарно-гигиеническим нормам, требованиям техники безопасности и здоровьесбережения, возрастным психолого-физиологическим особенностям участников образовательной деятельности;

– эффективность – возможность получения положительного результата образовательного процесса в результате использования ресурса при одновременном снижении каких-либо затрат.

3. Образовательный процесс – эффективный, то есть позволяет получить реальную положительную динамику результатов, характеризующих как процесс профессиональной деятельности педагогов (участие в методической работе, внедрение инноваций, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификационной категории, обобщение и трансляция опыта и др.), так и результаты данного вида деятельности (уровень обученности и воспитанности, результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах и т. п.).

Совместная деятельность всех участников процесса является необходимым условием его эффективного осуществления на уровне соуправления.

Структура анализа образовательного процесса (за учебный год)

Структура анализа
образовательного процесса
(за учебный год)

Общая структура анализа*

1. Цели, стоявшие на учебный год.

2. Анализ ресурсов и условий осуществления образовательного процесса.

2.1. Анализ управленческих ресурсов и условий.

2.1.1. Анализ состава и образовательных потребностей обучающихся.

2.1.2. Анализ учебных планов ОУ.

2.1.3. Официальный веб-сайт образовательного учреждения.

2.2. Анализ кадровых ресурсов.

2.2.1. Анализ кадрового состава.

2.2.2. Деятельность по развитию кадрового потенциала:

2.2.2.1. Анализ аттестации педагогических кадров.

2.2.2.2. Анализ системы повышения квалификации.

2.2.2.2.1. Курсовая система.

2.2.2.2.2. Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров в межкурсовой период.

2.2.2.2.3. Работа с молодыми специалистами.

2.2.2.3. Система трансляции и обмена опытом.

2.2.2.4. Анализ результатов профессиональных конкурсов.

2.2.2.5. Анализ эффективности сетевого интерактивного взаимодействия.

2.3. Анализ материально-технических ресурсов.

2.3.1. Оснащение кабинетов.

2.3.2. Анализ используемых УМК.

2.4. Анализ использования научно-методических ресурсов.

2.4.1. Анализ научно-методического обеспечения образовательной деятельности.

2.4.2. Анализ эффективности методической деятельности образовательного учреждения.

3. Анализ состояния образовательного процесса.

3.1. Анализ работы по обновлению содержания образования:

3.1.1. Анализ деятельности по внедрению ФГОС.

3.1.2. Гимназическое и лицейское образование.

3.1.3. Профильное обучение.

3.1.4. Инклюзивное образование.

3.1.5. Надомное обучение.

3.1.6. Дистанционное обучение.

3.1.7. Экстернатная форма получения образования.

3.1.8. Инновационная работа по предметам.

3.2. Анализ посещенных уроков (учебных занятий).

3.3. Анализ использования современных образовательных технологий.

3.4. Внеурочная деятельность.

3.5. Дополнительное образование.

4. Анализ результативности образовательного процесса.

4.1. Аккредитация образовательных учреждений.

4.2. Анализ результатов олимпиад.

4.2.1. Всероссийская олимпиада школьников.

4.2.1.1. Школьный этап.

4.2.1.2. Муниципальный этап.

4.2.1.3. Региональный этап.

4.2.1.4. Заключительный этап.

4.2.2. Анализ других олимпиад.

4.3. Анализ результатов конкурсов.

4.4. Анализ диагностических работ.

4.5. Анализ промежуточной аттестации и итогов учебного года.

4.6. Анализ подготовки и результатов итоговой аттестации.

5. Выявленные проблемы. Задачи и основные мероприятия по их реализации на следующий учебный год.

6. Приложения.

Структура
содержания подразделов анализа

Каждый подраздел анализа начинается с перечисления задач, стоявших на анализируемый период. (Текст, приводимый в шаблоне-вопроснике, выделен.)

Исходя из анализа прошлого учебного года, перед коллективом были поставлены следующие задачи: ______________ (приводятся основные задачи, которые решались по данному направлению деятельности образовательного учреждения).

Система профессиональной деятельности учителя

Система профессиональной
деятельности учителя

ФГОС основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в числе которых уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения, непрерывность их профессионального развития. Выбор педагогами содержания и организационных форм повышения квалификации осложняется многоаспектностью профессиональной деятельности. Анализ профессиональной деятельности учителей показывает, что подавляющее большинство педагогов выполняют свои должностные обязанности вне четкой системы, не определяя всего спектра конкретных, достижимых, диагностируемых задач, не используя всех имеющихся ресурсов и условий, обеспечива-ющих качество образования (понимаемое нами как совокупность характеристик содержания, организации и результата образования, позволяющего удовлетворить установленные и предполагаемые потребности социума на основе преобразования образовательных, природно-рекреационных, социокультурных ресурсов в адаптивную образовательную среду).

Обеспечение качества и содержания образования (педагогически адаптированной системы знаний и ключевых компетенций, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности, участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем) возможно при условии построения научно обоснованной системы профессиональной деятельности учителя.

Методологической основой построения данной системы выступают в качестве философской основы знания о человеке как высшей ценности, социальном существе и субъекте деятельности – принцип антропоцентризма, о системе – принцип системности. Общенаучный уровень включает подходы: гуманистический; системный; программно-целевой, предполагающий рассмотрение проектирования системы профессиональной деятельности посредством интеграции целей, ресурсов, условий, средств, функций субъектов деятельности; синергетический подход, обусловливающий рассмотрение системы профессиональной деятельности как системы открытого типа, ведущими принципами существования которой являются самоорганизация и саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой. Конкретно-научный уровень составляют: системно-деятельностный, компетентностный подходы к развитию образовательной деятельности, определяющие особенности ФГОС основного общего образования; ресурсный, региональный, ситуационный, рефлексивный, маркетинговый, консалтинговый, кластерный, определяющие специфику реализации Стандарта.

В основе реализации основной образовательной программы общего образования лежит системно-деятельностный подход, смысл которого определяется следующими положениями:

– системообразующим элементом системы основного образования является цель – личностные, метапредметные и предметные результаты образования;

– условием достижения цели (результатов образования) является включение обучающихся в деятельность (систему действий, направленную на достижение цели по удовлетворению потребностей). В структуре деятельности психологи выделяют следующие процессы: вовлечение в деятельность – мотивация; целеполагание; проектирование действий; осуществление действий; анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями (рефлексия). Данная структура определяет алгоритм построения всех дидактических единиц образовательного процесса (урока, занятия в системе внеурочной деятельности). Структура деятельности аналогична управленческому циклу, что определяет роль учителя как управленца.

Системно-деятельностный подход предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

– формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

Внутришкольный мониторинг

Внутришкольный мониторинг

В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

В практике современного образования возрастает значимость оценки деятельности образовательных учреждений и отдельных педагогов по результатам, получаемым в процессе итоговой аттестации обучающихся, их участия в олимпиадном и конкурсном движении; региональных проверок качества образования, государственной аккредитации образовательных учреждений. В системе образования внедряются теория управления по результатам, компетентностный подход, акцентирующие внимание на результатах освоения обучающимися образовательных программ. В то же время итоги внешних независимых диагностических процедур свидетельствуют о недостаточном уровне достижения качества обучения – непосредственного результата образовательного процесса, зависящего от состояния и использования ресурсов и условий, степени обеспечения эффективности процессов, интеллектуального потенциала учеников. Данное противоречие свидетельствует о недостаточной степени разработанности и внедрения системы внутришкольного мониторинга качества образовательного результата, как интегрирующего элемента системы внутришкольного управления.

Под образовательным мониторингом мы будем понимать постоянное отслеживание хода образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определивших, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции. Традиционная массовая практика школьного мониторинга сводится к проведению учителем отдельных диагностических работ, их анализа с позиции выявления элементов содержания образования, недостаточно освоенного обучающимися. В целях обеспечения качества образования требуется осуществить перенос целевых установок внутришкольного мониторинга на анализ причин полученных результатов, среди которых первостепенное значение принимает уровень профессиональной компетентности педагога, и на принятие управленческих решений, как по обеспечению ликвидации существующих пробелов в подготовке обучающихся, так и по приведению уровня профессиональной компетентности учителей в соответствие с современными требованиями.

В связи с этим необходимо отметить, что внутришкольный мониторинг является компонентом системы внутришкольного управления, звеном управленческого цикла, а не способом реализации лишь одной из функций управления – контроля. Широко используемый в практике термин «внутришкольный контроль» является дезориентирующим для руководителей образовательных учреждений, так как отрывает контроль от остальных функций управления, что противоречит теории управления образованием [26] и, в частности, понятию «образовательный мониторинг». Рассмотрим реализацию всех функций управления в процессе системы мониторинга, объектами которого являются:

– ресурсы и условия (кадровые, материально-технические, информационные, программно-дидактические, методические, организационные, управленческие);

– процессы (методическая деятельность педагогов, урочная и внеурочная деятельность учителей и обучающихся);

– результаты диагностических, контрольных, проектных работ; независимых проверок качества, аккредитационных и аттестационных процедур; олимпиад, конкурсов, итоговой аттестации обучающихся.

Информационно-аналитическая функция управления. Информация, получаемая в результате контрольно-диагностических процедур всех объектов мониторинга, является предметом анализа. Цель анализа – выявить комплекс причин, определивших полученные (как позитивные, так и негативные) результаты в сравнении с запланированными; ресурсы, условия, средства, процессы, воздействующие на обеспечение качества образования, для построения индивидуальной траектории развития как образовательного учреждения в целом, так и конкретных педагогов. Данная функция может быть реализована, если информация является объективной, актуальной, конкретной.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru