Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет

Снято с продажи
Код 3554
Издательство Учитель, 2020
Серия Для воспитателей ДОО
ISBN 978-5-7057-3406-1
Страниц 67
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705734061
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 103 г
В работе с дошкольниками важное значение имеет творческая организация образовательной деятельности. Представленная система комплексных занятий для детей 4-6 лет, разработанных на основе сказочных сюжетов, рекомендованных комплексной основной образовательной программой дошкольного образования "Детство" (авторский коллектив: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина и др.), позволит реализовать комплексно-тематический подход
к планированию совместной деятельности педагога с дошколятами и освоению воспитанниками содержания взаимодополняющих образовательных областей "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Выполняя игровые задания, знакомясь через сказку с окружающим миром, дошкольники совершенствуют речевую деятельность, непринужденно и естественно овладевают умениями быть внимательными, наблюдательными, коммуникативными, смышлеными, что способствует формированию у детей очень важной компетентности - социальной.
Предназначено методистам, воспитателям дошкольных образовательных организаций; полезно родителям.

Подробное описание

Введение

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.

Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразует и его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.

Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, а значит, учится доброте. А доброта – основа нравственно целостной личности. «Сказка, – писал В. А. Сухомлинский, – развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большее, что она «позволяет себе», – это намек на то, как нужно поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы;

потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и так далее. Иногда в начале сказки поведение героя не является активным, побуждение к активности приходит извне, от других героев.

Но для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Автор-составитель предлагает через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять различные игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность.

В целях создания педагогических условий, позволяющих гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности, разработана система комплексных занятий на основе сказок, рекомендованных комплексной основной образовательной программой дошкольного образования «Детство» (авт. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина др.; СПб.: Детство-Пресс, 2016).

Содержание комплексных занятий по сказкам соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: содержание образования должно быть небольшим по объему, но емким. Такие занятия позволяют ребенку реализовывать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает специфику и законы окружающего мира), в интересной, игровой форме развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свои мысли), формировать познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). На интегрированных занятиях дети используют знания из различных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира.

Разработано тематическое планирование занятий для среднего и старшего дошкольного возраста. Сказки представлены последовательно, для использования их в течение всего учебного года – с сентября по май. В тематические рамки сказок включено авторское комплексное занятие с использованием различных видов детской деятельности. Предлагаемые занятия вариативны по содержанию и могут быть изменены по усмотрению педагога.

Для каждой сказки предлагается оригинальная  универсальная схема, разработанная по методике Л. Б. Фесюковой, которая позволяет варьировать содержание интегрированного занятия в соответствии с задачами, стоящими перед педагогом на данном этапе. В схемах предлагаются варианты упражнений, заданий, дидактических игр, направленных на речевое и социальное развитие, формирование математических и экологических представлений. Учитываются требования программы, а также тот факт, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связанными с повседневной жизнью. Приемы, используемые в ходе занятий, вовлекают детей в решение проблемно-поисковых задач, активизируют их познавательные интересы, стимулируют умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации), способствуют развитию восприятия, внимания, памяти. В большинстве занятий используется прием соотношения сказки с другими фольклорными жанрами – поговорками, пословицами. В интегративной структуре обязательно присутствуют варианты продуктивной деятельности, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и создать условия для творческого развития воспитанников. Объединить все сказки в единое целое помогает сказочный персонаж – домовенок Кузя, его присутствие на занятиях обеспечивает мотив деятельности.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц, которые разработаны к каждой из представленных в тематическом планировании сказок. Мнемотаблица – схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи развития основных психических процессов (памяти, внимания, образного мышления) и перекодирования информации (преобразования из абстрактных символов в образы). Для 4–5-летних детей используются цветные мнемотаблицы, содержащие не более 9 ячеек. При работе с детьми старшего дошкольного возраста могут быть использованы черно-белые варианты, с бльшим количеством знаков-символов. После прочтения сказки дети рассматривают таблицу и разбирают то, что на ней изображено, осуществляя перекодирование информации. После перекодирования дети пересказывают сказку с опорой на символы. По желанию детей – индивидуально или подгруппами – выполняется зарисовка мнемотаблицы.

Сравнительный анализ обычных и комплексных «сказочных» занятий показывает, что второй вариант более результативен, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях, появляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.

Содержание

Введение    3

Реализация комплексного подхода и обеспечение развития детей во всех взаимодополняющих образовательных областях при использовании сказки в работе с дошкольниками    5

Методика работы с мнемотаблицами    7

Комплексно-тематическое планирование образовательных ситуаций по сказкам    7

Средняя группа    7

Старшая группа    9

Интегративная структура образовательных ситуаций  на основе сказочных сюжетов    10

Средняя группа    10

Старшая группа    13

Образовательные ситуации на основе сказочных сюжетов    17

Средняя группа    17

Старшая группа    29

Приложения    46

Литература    66

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос