Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе "Детство". Младшая группа: освоение образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
Код | 4495 |
Авторы-составители | Лысова Е. А., Луценко Е. А., Власенко О. П. |
Издательство | Учитель, 2025 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности |
ISBN | 978-5-7057-3204-3, 978-5-7057-4858-7 |
Страниц | 54 |
УДК | 373.2 |
Штрихкод | 9785705732043, 9785705748587 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 2 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 88 г |
Использованный при составлении планирования комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий, а также включение в различные виды деятельности (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, выполнение музыкально-ритмических движений) позволят педагогам развивать музыкальную культуру детей 3-4 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будут способствовать накоплению музыкально-эстетического опыта.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.
Подробное описание
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
В возрасте 3–4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Основные задачи:
– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
– становление эстетического отношения к окружающему миру;
– развитие восприятия музыки;
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
– воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
– поддержка детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;
– активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки, музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.
Педагогу в своей работе обязательно надо придерживаться приоритета культурных ценностей в содержании образования. И только при условии применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будет сформированы ценностно-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры). В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
– проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
– обладает установкой положительного отношения к миру;
– обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;
– использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
– подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.
При этом педагогу необходимо:
– учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;
– формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;
– использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.
Содержание образовательной деятельности
Различение свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.
Организация опыта освоения образовательной области
В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей 3–4 лет необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для младших дошкольников виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.
Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука, что позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы – музыка медленная; медведь идет – музыка низкая). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко – низко), простой характер музыки (веселая – грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая – марш).
В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a capella.
Воспитатель организовывает игры и участвует в них как в основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амплитуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества – сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3–4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.
Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»):
• С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
• Проявляет эмоциональную отзывчивость, высказывает первоначальные суждения о настроении музыки.
• Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении.
• Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
• Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:
• Неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.
• Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
• Затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
• Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.
Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, создавшему новый вариант примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной в соответствии с ФГОС ДО и являющейся инновационным образовательным программным документом, и будут признательны авторам программы и коллегам-практикам за рекомендации, замечания, отзывы и предложения к представленным материалам.
Содержание
Пояснительная записка 3
Планирование организованной образовательной деятельности 5
Литература 56
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом