Математика. Вторая младшая группа. Планирование, конспекты игровых занятий. Программа для установки через интернет
Код | СИ-882ц |
Авторы-составители | Маклакова Е. С. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.21 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Использование предлагаемых дидактических и развивающих игр, заданий, упражнений позволит педагогам выстроить систему по формированию и развитию элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни, овладению понятиями о предметах, их свойствах, отношениях и количестве, действиях с ними, которая может быть реализована через самостоятельную детскую деятельность, совместную деятельность педагога с детьми.
Предназначено воспитателям дошкольных образовательных организаций, рекомендовано родителям, полезно студентам педагогических учебных заведений.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Введение
Предлагаемые в пособии материалы составлены с учетом требований и рекомендаций комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016), соответствующей ФГОС ДО, и представляют собой перспективный план и конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, разработанные для работы с детьми второй младшей группы (четвертый год жизни).
План-программа образовательной деятельности в дошкольной организации по программе «Детство» предлагает распределение задач поквартально. На наш взгляд, воспитателю удобнее работать с помесячной группировкой материала, распределив его на 4 игры-занятия в месяц. На учебный год общее количество составило 36 игр-занятий.
В представленном перспективном плане четко указаны цели игр-занятий и подобраны наиболее подходящие развивающие игры и упражнения для детей. Дидактические и развивающие игры, включенные в конспекты занятий, разработаны и рекомендованы ведущими специалистами дошкольной педагогики и психологии и предназначены для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на играх-занятиях, в соответствии с программными задачами.
В пособии в качестве образца I, II и III блоки конкретно обозначены, разработаны целостно и полно лишь для первых трех месяцев, с тем чтобы наглядно показать, как можно спланировать содержание работы воспитателя по формированию элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни. На остальной период года II и III блоки к каждому занятию (игре) подробно не описаны, поскольку цели и задачи игр имеют широкий спектр; одна игра может применяться и варьироваться педагогом в разных играх-занятиях, что дает возможность творческого подхода к планированию, выбору дидактических средств и приемов.
Используя материал пособия, воспитатели имеют возможность выбрать, что из предложенного может быть включено в содержание игры-занятия, реализовано через самостоятельную детскую деятельность, совместную деятельность педагога с детьми.
Проведение занятий по предлагаемым конспектам предусматривает использование разнообразных окружающих предметов, игрушек, отличающихся по размеру, цвету, форме, в качестве наглядного материала для игр-занятий, развивающих упражнений. Особого внимания заслуживают игры, разработанные центром «Развивающие игры В. В. Воскобовича» (г. Санкт-Петербург)*, которые вызывают большой интерес у детей.
При проведении игр-занятий дети овладевают умением воспринимать и обобщать группы предметов по свойствам, сравнивать их по количеству, осваивать приемы наложения и приложения. Кроме умения характеризовать количественное отношение, дети приобретают навыки счета небольших групп предметов, знакомятся с формой наглядного изображения чисел до пяти.
Блок, предназначенный для совместной работы воспитателя с детьми, предполагает использование на занятиях альбома «Математика. 3–4 года», входящего в федеральный комплект «Страна чудес». Для каждой страницы альбома разработаны задания, продуманы вопросы к беседе, предваряющей непосредственное выполнение практических упражнений. Все задания предназначены для закрепления уже известного материала и построены в форме игровых заданий. Освоение программного материала осуществляется детьми не только за счет активизации их умственной деятельности, но также с помощью хорошо организованной воспитателем изобразительной и продуктивной деятельности, что, безусловно, поможет педагогам в совместной деятельности с детьми обеспечить закрепление таких понятий, как «много», «мало», «длиннее», «короче», «круг», «квадрат», «треугольник»; развитие навыков ориентировки в пространстве, на листе бумаги; обучение способам сравнения. Также возможно решить многие другие задачи, например: совершенствовать умения вырезывания, аккуратного закрашивания предметов, формировать воображение, конструктивные способности детей.
Основными образовательными задачами познавательного и математического развития детей четвертого года жизни в соответствии с программой «Детство»** являются следующие:
– поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);
– развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
– формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра,
геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности);
– способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, элементарных зависимостей в повседневной детской деятельности и использование результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
Литература
1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992.
2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991.
4. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М. : Просвещение, 1988.
6. Детство : комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агеева. – М. : Просвещение, 1991.
8. Касабуцкий, Н. И. Давайте поиграем [Текст] / Н. И. Касабуцкий, А. А. Столяр, Г. Н. Скобелев, Т. М. Чеботаревская ; под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1991.
9. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р. М. Миронова. – Минск : Народная асвета, 1989.
10. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.
11. Михайлова, З. А. Математика от 3 до 6 [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб., 1996.
12. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Детство-Пресс, 2009.
13. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. – М. : Просвещение, 1990.
14. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера [Текст] / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
15. Поддъякова, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Поддъякова. – М. : Просвещение, 1992.
16. Сербина, Е. В. Математика для малышей [Текст] / Е. В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992.
17. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер ; пер. с польского О. А. Павлович. – М. : Просвещение, 1981.
18. Харько, Т. Г. Сказочные лабиринты [Текст] / Т. Г. Харько, В. В. Воскобович. – СПб. : ООО «РИВ», 2007.
19. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб. : Лань, 1997.
20. Лункевич, Л. В. Математика. 3–4 года : альбом из серии «Страна чудес» [Текст] / Л. В. Лункевич, В. П. Новикова. – М. : АСТ, 1996.
21. Музыкальная палитра : журн. [Текст]. – 2003. – № 2.
Интернет-ресурсы:
1. Жукова, Л. М. Физкультминутка : метод. пособие. – Режим доступа : ipk.admin.tstu.ru/bpi/bpiwed.exe/doc/1227
2. Детский сайт для родителей. – Режим доступа : http://www. poznayka.ru//category/athlete
Занятие 3. Тема: Шире, уже
Цели: развивать умение детей группировать предметы по цвету; различать длинные и короткие предметы, широкие и узкие; развивать конструктивные способности.
Материал: обручи красного, синего, зеленого цветов; бумажные лодочки тех же цветов по количеству детей; по две полоски разной длины и разной ширины, по две машинки на каждого ребенка; разные животные для зоопарка; короткие и длинные дощечки из строительного набора.
Ход игры-занятия
1. Игра «Лодочки».
В группе расположены лодочные станции (обручи) красного, синего и зеленого цветов. В середине между ними разложены лодочки того же цвета (по количеству детей). Воспитатель говорит, что дети отправились в море любоваться красивыми рыбками. Он спрашивает у детей: «сколько лодок? Какие они по цвету? Сколько синих лодок? Сколько красных? Сколько зеленых?» Вечером лодки должны вернуться в порт. Воспитатель объясняет детям, что каждая лодка должна вернуться на свое место, определить место им поможет цвет лодки и лодочной станции. Дается команда красным лодкам отправляться в порт. Дети, изображая движение лодки по волнам, перемещают ее на станцию соответствующего цвета. Так же выполняются игровые действия с лодками других цветов. По ходу игры воспитатель спрашивает: «Сколько лодок в руке у тебя? Сколько лодок каждого цвета? Сколько лодок всего?» Игру можно повторить, поменяв местами обручи.
2. Игра «Дорожки».
Воспитатель подводит детей к разложенным полоскам разной длины (у каждого ребенка длинная и короткая), говорит, что дети после моря захотели отправиться в зоопарк и сели в машины. Спрашивает: «По какой дорожке быстрее можно добраться до зоопарка? Почему вы так считаете?» Затем воспитатель говорит, что дороги бывают разные, и раздает детям полоски разной ширины. Дети прокатывают по каждой дорожке по одной машине. Затем воспитатель предлагает: «Попробуйте прокатить сразу две машины по этой дорожке». Воспитатель подводит детей к выводу, что по одной дорожке не может проехать сразу две машины, потому что она узкая, а по другой могут – она широкая.
– Сколько машин проехало у тебя по этой дорожке? Почему только одна? А по этой сколько проехало? Почему они поместились вместе?
Дети стоят в круге. Заводят машину, подражая работе мотора, крутят воображаемый руль и двигаются по кругу.
3. Игра «Зоопарк».
Дети подходят к столам с различными животными, и воспитатель спрашивает, кого они увидели в зоопарке.
– Ребята, животные могут потеряться, ведь они не знают, как правильно вести себя на прогулке по городу. давайте построим для животных заборчики, чтобы они не потерялись. Одинаковых животных нужно поместить в одно место. Если животных много, для них мы построим большой забор, а для одного животного – маленький. Какие дощечки понадобятся для большого забора? Почему длинные? Для чего нам пригодятся короткие дощечки?
После постройки воспитатель спрашивает: «Сколько животных за заборчиком? Какие дощечки вы использовали?»
4. Итог занятия.
– Вам понравилось строить заборы для животных? За каким забором больше животных – за маленьким или большим? У кого из животных большой забор? А у кого маленький?
– Ребята, а хотите поиграть с нашими животными? Давайте вспомним, как они называются.
В конце занятия можно предложить детям поиграть в животных (с животными) и вспомнить, кто из животных какие звуки издает:
– Я покажу картинку с изображением животного, а вы дружно произнесите, какие звуки оно издает.
Занятие 4. Тема: Части суток
Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить различать понятия «утро – вечер», «день – ночь»; закреплять умение подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: игрушки – мишка и котенок; 2 полотенца разных цветов и длины; на каждого ребенка – картон с наклеенными узкими полосками цветной бумаги (5–6 цветов), круги такого же цвета; плакат с изображением солнца (открывающего глаза, с широко открытыми глазами, с закрывающимися глазами, закрытыми глазами) и с подвижной стрелкой в центре.
Ход игры-занятия
1. Игра «Согреем зверят».
В гости к детям приходят уже знакомые персонажи: медвежонок и котенок. Воспитатель рассказывает детям, что зверюшки попали под дождь, когда шли в гости к ребятам. Они промокли, замерзли, нужно их согреть, завернуть в полотенца.
– У меня есть два полотенца. Одинаковые ли они?
– Как их сравнить?
Дети отмечают, что полотенца отличаются по цвету и длине.
– Кого завернем в короткое полотенце? Почему?
Воспитатель подводит детей к развернутому ответу. (Желтое полотенце короткое, оно подойдет котенку, потому что он маленький. Синее полотенце длинное, оно подойдет мишке, он большой и не может завернуться в маленькое полотенце.)
2. Игра «Когда это бывает?»
– Мишка и котик купили себе солнечные часики: посмотрите, здесь есть стрелка и картинки: вот солнышко открывает глазки, просыпается – это утро, а вот солнышко закрывает глазки – это вечер; здесь глазки широко раскрыты у солнышка – день; а вот солнышко спит – это ночь. Давайте поиграем. я буду показывать стрелочкой на картинку, а вы назовете мне часть суток и скажете, что мы делаем в это время.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать;
Руки поднимать,
Руки опускать,
Руки поднимать,
Руки опускать;
Приседать и вставать,
Приседать и вставать;
Прыгать и скакать,
Прыгать и скакать.
3. Игра «Воздушные шары».
Каждому ребенку дается картон с наклеенными узкими полосками бумаги красного, синего, зеленого, желтого и других цветов и такие же по цвету круги. Воспитатель говорит: «Мишка и котик очень любят воздушные шарики. Давайте подарим им шары, а чтобы они не улетели, привяжем их к ниточкам. Но привязывать нужно так, чтобы цвет ниточки был таким же, что и у шарика». (Можно просто прикладывать круги, а можно их приклеить.)
4. Итог занятия.
– Как вы думаете, мишке и котику понравятся наши шары? Сколько шариков вы подарите мишке?
– Какого цвета эти шарики? Какой они формы? А ниточки у этих шариков одинаковой длины или разной? А какого цвета ниточки?
– Какими по цвету шариками вы порадуете котенка? Сколько шариков получит котенок?
Занятие 6. Тема: Круг
Цели: дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуру осязательно-двигательным способом; развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия; развивать внимание, память.
Материал: 1 круг желтого и 1 – синего цветов; 2 обруча с цветовыми обозначениями синего и красного цветов; на каждого ребенка – по 2 круга разных цветов; образец узора из кругов; каждому ребенку – наборное полотно с одной полоской, набор кругов для узора.
Ход игры-занятия
1. Знакомство с кругом.
Воспитатель рассказывает сказку:
– Однажды художник взял волшебные краски, нарисовал солнышко (показывает на листках бумаги) и ушел домой. А рисунок ожил, спрыгнул с листа и покатился (показывает желтый круг детям). Докатился до зеркала, увидел себя и стал любоваться: «Ой, какой я красивый, ровный со всех сторон и могу катиться!» (Дети обследуют круг пальцами, прокатывают его.) Вдруг из-за зеркала выглянул другой круг, синего цвета. Познакомились они и стали дружить. Пошли гулять, а все на них смотрят. Одни говорят, что они одинаковые, а другие говорят, что они разные. Как вы думаете, одинаковые они или нет?
Дети определяют сходства и различия кругов.
2. Игра «Домики».
Воспитатель. Наши круги пошли гулять и заблудились. Помогите им найти свои домики. На домиках фигур стоит знак, который поможет узнать, чей это дом.
В группе разложены обручи с обозначениями красного и синего цветов. Дети раскладывают свои круги по домикам.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
– Какой получился круг? (Большой.)
– А как сделать маленький? (Дети с воспитателем сжимают круг.)
– Как снова сделать большой? (Дети с воспитателем расширяют круг.)
3. Игра «Сложи узор».
Воспитатель показывает узор из кругов.
– Посмотрите внимательно на мой узор. Из каких частей я его составила? Запомните, как расположены у меня круги.
Затем он убирает образец и предлагает детям сделать такой же у себя на наборном полотне. Узор можно сделать простым: красный круг, желтый, красный, желтый, а можно усложнить, если этот материал у детей не вызывает усилий при выполнении задания.
4. Итог занятия.
– Посмотрите, какие красивые узоры у нас получились. Из каких фигур мы их делали? А сегодня после сна мы с вами еще попробуем сделать другой узор. Хотите попробовать?
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
1) Вы не авторизовались в программе ЦУП или авторизовались под другой учетной записью.
2) Недостаточно прав на запись файлов.
Спасибо за обращение. Ваш вопрос принят и рассмотрен. Подробный ответ отправлен на Вашу электронную почту.
Огромное спасибо, за удобный формат.