Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе

Есть на складе
128 руб.
-10%
115,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1235
Авторы-составители Шкуринская Е. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1335-6
Страниц 158
УДК 371
Штрихкод 9785705713356
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 116 г
Проблема эмоциональных нагрузок и сегодня очень актуальна в педагогических коллективах. Предлагаемая в пособии программа "Стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни" ориентирована на оказание помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни.
Диагностические методики, практические игры и упражнения, разработки занятий и информационный материал к программе помогут правильно оценивать последствия собственных поступков, овладевать навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям, воспитать в себе уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на жизнь, умение творчески, нестандартно решать повседневные проблемы.
Предназначено руководителям образовательных учреждений для организации профилактической работы, школьным психологам - для проведения занятий с педагогическим коллективом; может быть полезно учителям для самообразования.

Подробное описание

В современном обществе достаточно остро стоит проблема сохранения здоровья как физического, так и психического и социального. По мнению многих ученых, произошел перекос научного познания в сторону освоения «внешних» законов окружающего мира (естественно-научный подход) и дальнейшего использования результатов в техногенных целях над тонко-чувственным познанием природы самого человека, своего тела, внутреннего мира. Это привело современное человечество к так называемому «ноогенному» неврозу, потере смысла бытия и заострению внимания в основном на материальных благах и удовлетворении материальных потребностей.

Современный этап развития характеризуется дефицитом гуманитарного знания и гуманитарного опыта (опыта смыслопоиска, смыслотворчества, самопознания), что выливается:

  1. в конфликтность между участниками различных социальных групп, народами, религиозными конфессиями и отдельными личностями;
  2. отчужденность молодого поколения от ценностей и ресурсов своих предков;
  3. повышение среди детей и молодежи интереса к зрелищным формам культуры, пропагандирующим насилие, безнравственность, бездуховность;
  4. низкий уровень коммуникативно-речевых способностей, неумение предъявлять смысловые контексты своего мышления, поведения и деятельности;
  5. неспособность поддерживать смыслопоисковый диалог с собеседником;
  6. разъединенность души и тела, неумение и нежелание слышать и слушать телесные импульсы.

Анализ существующей общественной системы показывает, что не востребована личностная, ценностно-смысловая, телесно-душевная функция человека. Идеология современного общества не учитывает контекста и специфики развития отдельной уникальной личности, а также природу гуманитарности. Все это создает стрессогенную среду, попадая в которую, человек теряет те ресурсы, которые заложила в него природа, отсюда рост различных психосоматических, неврологических, инфекционных заболеваний, а если еще прибавить результаты техногенных катастроф и природных катаклизмов, то и вовсе получается грустная картина.

Но, несмотря на достаточно плачевное состояние, у человека всегда есть уникальная возможность расширить репертуар естественно-научных представлений о мире через гуманитарно-антропологическую модель (С. В. Белова, доктор педагогических наук, ВГПУ), в центре внимания которой находится человек, изучающий себя и культуру, составные смыслы. (А. Менегетти. А. Миндел, С. Мураяма, В. И. Слободчиков, Э. Фром, Э. Шостром, К. Ясперс).

Метод гуманитарного познания – диалог как единство чувственного и рационального, внешнего и внутреннего, вербального и невербального видов познания.

Главная цель гуманитарно-антропологического подхода – развертывание «человеческого в человеке».

Принципами данного подхода являются:

  1. обращенность к реальной жизненной ситуации, осознание ситуации «здесь и теперь», конгруэнтного присутствия в ней;
  2. ценностно-смысловое равенство, равные права всех участников на проявление личностной позиции;
  3. субъективность, признание непосредственности самобытия человека;
  4. суверенность, недопустимость вмешательства во внутреннюю сферу личности как действия, нарушающего нормы этики;
  5. конструктивность принятия конфликта (противоречия) как нормы человеческой жизни;
  6. событийность совместного проживания и переживания происходящих событий;
  7. незавершенность, признание случайного, неопределенного и незавершенного в качестве объективного фактора жизни.

Исходя из заявленной цели и на данных принципах построена программа «Стрессоустойчивость как аспект здорового образа жизни».

Актуальность.

Проблематика стрессоустойчивости человека в разных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В исследованиях многих авторов было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности, вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. появился термин «бессильный помощник», описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома профессионального выгорания.

В начале 70-х годов американский психолог Х. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «психическое выгорание» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей таких профессий, как педагог, медицинский работник. На сегодняшний день в литературе, посвященной «синдрому выгорания», указывается на значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности. К ним относятся: психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники, менеджеры всех звеньев, специалисты любой сферы обслуживания, то есть все профессии, относящиеся к системе «человек – человек». Проведенные в различных странах исследования показали, что особой «группой риска» являются работники сферы образования.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки педагогам, учащимся 10–11 классов и всем тем, кто испытывает чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни и сложности адаптации в социуме.

Цели программы:

  1. Гармоничное развитие личности через раскрытие творческого потенциала и ресурсов (телесных и психических).
  2. Способствование сохранению физического, психологического, социального здоровья нации, формированию позитивного мышления.
  3. Содействие приобретению позитивного опыта взаимодействия в различных кризисных ситуациях.

Задачи:

  1. Знакомство с теоретическими и практическими подходами в области здоровьесбережения, стрессоустойчивости.
  2. Отработка на практике технологий снятия психоэмоционального напряжения, общее оздоровление организма.
  3. Формирование позитивной «я»-концепции.
  4. Развитие и совершенствование ресурсов личности.
  5. Актуализация поиска своего индивидуального стиля жизни.
  6. Стимуляция интереса к самопознанию, самоизменению, самосовершенствованию.

Предлагаемая программа способствует формированию позитивной «Я»-концепции (самооценка, самоуважение, самоэффективность). полученные навыки дают возможность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, развивают репрезентативную систему восприятия информации. Эта программа позволяет накопить опыт в процессе позитивного разрешения внутренних и внешних конфликтов через восприятие различных психических состояний. Дает возможность осознанно отследить в повседневной жизни ситуации, ведущие к стрессам и телесным напряжениям. Учит правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков, овладевать навыками быстрой адаптации к психотравмирующим ситуациям; воспитывать в себе такие качества, как уверенность, чувство собственного достоинства, позитивный взгляд на жизнь, толерантное отношение к себе и другим, умение творчески, нестандартно решать повседневные проблемы. Все эти изменения ведут к формированию здоровой, целостной, гармоничной личности.

Реализация программы.

Программа реализуется по 3 направлениям: теоретическое, диагностическое, практическое.

Теоретическое направление позволяет ввести участников в смысловое поле проблемы. Происходит информирование по данной теме.

Диагностическое направление необходимо для самодиагностики психических состояний, свойств личности, ценностей, направленности личности и т. п. В процессе анализа собственной личности у клиента появляется мотивация к самопознанию и самоизменению, что ведет к расширению ресурсных возможностей человека.

В практическом направлении идет знакомство с методами и технологиями снятия психоэмоционального напряжения, обучение на практике конкретным приемам работы с различными состояниями психики.

Занятия проводятся в форме тренинга с использованием методов: телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, рациональной терапии, техник визуализации, релаксации, дыхания, НЛП, обучающей кинестезиологии, а также проводятся дискуссии, беседы, лекции, ролевые игры, психогимнастика, с использованием элементов индивидуальной и групповой психотерапии.

Данные методы могут варьироваться в зависимости от требований ситуации.

В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями участников, что предполагает необходимую коррекцию времени, режима и содержания программы.

Структура занятий:

  1. ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создает атмосферу доверия и принятия;
  2. разминка – антистрессовая гимнастика, снимает накопившееся напряжение, готовит мышечный аппарат к телесно-ориентированной терапии (ТОТ);
  3. основное содержание занятия, способствует восприятию тонкочувственных телесных импульсов, осознанию причин мышечных зажимов и их последствий для психосоматического здоровья. применяются методы ТОТ, арт-терапии, техники релаксации, визуализации, рационального анализа;
  4. заключительный этап, проводится рефлексия прошедшего занятия, констатация эмоционального состояния. Ритуал прощания, подведение итогов занятия.

Критерии оценки.

Критериями оценки данной программы могут выступать следующие результаты работы:

  • улучшение общего самочувствия участников группы;
  • изменения в личной жизни и в профессиональной карьере;
  • ослабление или полный уход психосоматических симптомов;
  • повышение уровня энергетической заряженности, что может проявляться в высокой работоспособности и более высокой концентрации внимания при достижении поставленных целей;
  • улучшается качество жизни, увеличивается репертуар возможных поведенческих выборов, появляется субъективное чувство стабильности;
  • совершенствуются межличностные отношения.

Для эффективной деятельности по реализации данной программы необходимы следующие материально-технические ресурсы:

  • пространство для проведения занятий (спортивный зал, любое помещение, где  могли бы свободно разместиться  и активно двигаться 7–10 ч);
  • музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции, видеомагнитофон, кассеты с видеозаписями релаксационного действия;
  • туристические коврики или маты для выполнения упражнений лежа;
  • различные канцтовары (карандаши цветные, краски, бумага, пластилин, скотч, ватман, цветная бумага и др.).

Содержание

Введение    3

      Пояснительная записка    3

      Учебно-тематический план    10

      Содержание программы    11

      Информационно-методический материал к программе    14

                                 Стрессы и стрессоустойчивость
                              как аспект здорового образа жизни

Понятие и природа стресса    23

Физиологическая природа стресса    24

Стрессы современного человека    26

Стресс и дистресс    28

Причины и источники стресса    31

      Диагностические методики: Тест «Подвержены ли вы стрессу?»    34

Физиологический уровень    36

Эмоциональный уровень    37

Поведенческий уровень    37

Самооценка    38

      Диагностические методики:    38

      Тест «Самооценка»    38

      Тест «Ваш тип личности» (по Леонгарду)    40

Стресс и типы личности    52

      Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.    52

Алекситимия    56

      Торонтская алекситимическая шкала    56

      Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко    60

      Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса    69

      Методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана    71

      Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.    74

Профилактика стресса в различных ситуациях    82

      Антистрессовое руководство    83

      Антистрессовое подчинение    84

                              Комплекс практик, позволяющих
                                 эффективно снимать стрессы

Физиологическая саморегуляция    87

      Релаксация    88

      Релаксирующая поза    89

Эмоциональная саморегуляция    91

      Образ позитивной эмоции    92

Интеллектуальная саморегуляция    94

      Гармонизация работы полушарий мозга    94

      Метод принятия решений    95

      Гармонизация уровней сознания    95

      Аффирмации    96

Мировоззренческая саморегуляция    98

Приложения

Приложение 1. Здоровьесберегающие технологии (методики)    100

Приложение 2. Вариативные конспекты занятий    121

Тема: Телесно-ориентированный подход в профилактике синдрома профессионального выгорания у людей профессии типа «человек – человек»    121

Тема: Телесно-ориентированный подход в профилактике синдрома профессионального выгорания    128

Тема: профилактика синдрома профессионального выгорания методами арт-терапии и телесно-ориентированной терапии    140

Литература    153

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос