В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы

  • Математика. Итоговые уроки. 5-9 классы — интернет-магазин УчМаг
-10%
48 руб.
43,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 100к
Авторы-составители: Бощенко О. В.
Издательство: Учитель, 2008
ISBN: 978-5-7057-1581-7
Страниц: 68
УДК: 371.3
Штрихкод: 9785705715817
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 3 (мм)
Вес: 51 г
В пособии представлены итоговые уроки по математике (урок-деловая игра, интегрированные уроки-зачеты) в 5-9 классах по отдельным темам: "Натуральные числа", "Обыкновенные дроби" и др. Материалы пособия могут быть использованы в работе с любым действующим учебником математики из Федерального перечня.
Предназначено учителям математики общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.

Подробное описание

От автора

Данная работа может быть интересна учителям, желающим работать с учащимися так, чтобы иметь максимальные возможности для развития интеллектуальной, творческой личности.

Как правильно заметил В. Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, – развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».

Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

Педагогической науке известны проблемы, которые каждый учитель пытается решить в своей практике.

Первая из них состоит в том, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьезные пробелы:

1. Недостаточно прочно овладели основными теоретическими положениями.

2. Очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную).

3. Допускают ошибки в вычислениях (особенно с обыкновенными дробями и при выполнении совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями).

4. Не всегда самостоятельно применяют рациональные способы вычислений.

5. Затрудняются обосновать ход решения задачи, тем более, дать полное объяснение решения нетрадиционных задач.

Понятно, что мне, как и любому учителю, хотелось, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности.

Мне удалось преодолеть эти трудности, но не дополнительными занятиями после основных уроков, которые утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок игровых моментов.

Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).

Ведь именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В. Шаталов).

Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки.

Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере возможность заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. А это и есть решение проблемы с учетом того, что основная задача, которая решается на итоговых уроках, – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений. Вот тогда возникла необходимость строить именно итоговые уроки несколько иначе, чем прежде. Появились уроки устных упражнений с дидактической игрой, которые заканчивались устной контрольной работой. Такие уроки были использованы для развития у учащихся внимания, умения сравнивать, делать обобщения.

В число итоговых уроков вошли и интегрированные уроки-зачеты с дидактической игрой, на которых, кроме демонстрации своих знаний, ребята имеют возможность получить новую информацию, связанную с другими предметами.

Кроме того, самым популярным среди учеников стал итоговый урок с дидактической игрой «Крестики – нолики». Поэтому я разработала целую серию таких уроков с 5 по 9 класс.

Особенно хочется сказать об уроках-деловых играх. Эффект поразительный, результативность хорошая, хотя усилий затрачивается на подготовку к такому уроку гораздо больше. Но это оправдывает себя. Обобщение на таких уроках проходит на самом высоком уровне. Это связано еще и с тем, что деловые игры проводятся только для старшеклассников, а кому как не им осознавать, что поступление в вуз и колледж не за горами. Потому и относятся к таким урокам со всей серьезностью.

Наряду с изучением математических фактов, на уроках проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков:

1. Умению воспринимать и усваивать материал учебника, дополнительной литературы.

2. Умение самостоятельно иллюстрировать некоторые вопросы примерами.

3. Умение использовать полученные выводы в конкретной ситуации.

4. Умение применять законы и теоретические выводы к решению задач.

5. Умение разделять материал и соединять разрозненные знания в единое целое.

В связи с этим обязательным элементом каждого итогового урока является работа с учебником, справочным материалом, дополнительной литературой. Формы такой работы различны:

1. Коллективное чтение (один читает вслух, остальные следят).

2. Текст разбивают на части, пытаются подметить главное, повторить, объяснить смысл прочитанного, придумать примеры, аналогичные данному.

3. Прочитать про себя, ответить на заранее поставленные вопросы.

Изучение некоторых вопросов проводится по разным источникам, а ребята анализируют текст, ищут общее, различия, пытаются выбрать лучшее.

Дополнительный материал рассматривается совместно с учителем, делается анализ, выводы, готовятся сообщения. Таким образом, учащиеся приучаются систематически пользоваться учебником, дополнительной литературой, а это тоже необходимый элемент работы в классе.

Изучение математики предполагает и наполнение курса сведениями из истории предмета, в связи с этим ученикам предлагается именно на итоговых уроках получать «историческую» информацию, решать старинные задачи.

Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них.

На итоговом уроке, по моему убеждению, обязательно должна присутствовать диагностическая работа, пусть даже в маленькой дозе и выполняемая в течение нескольких минут.

После диагностики непременно нужна беседа, в ходе которой обобщаются наблюдения, выявляются элементарные умения и навыки, необходимые для формирования более сложного аппарата, проводится коррекция знаний.

Другая проблема, которую учителям хотелось бы в своем опыте решить, – обеспечить активное участие всех учеников в процессе урока.

Для этого возникла необходимость применять различные организационные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа.

При этом решались и другие вопросы:

1. Прививались навыки логического мышления: ребята сами пытались сделать вывод, наблюдая отдельные факты.

2. Развивались речь, воображение, память, настойчивость, самостоятельность, инициатива, аккуратное отношение к работе.

3. Особое внимание уделялось сознательному отношению к труду, на доступном материале дети убеждались, что пробелы тормозят работу.

И третья проблема – создание психологического климата в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, свободное выражение мнения при обсуждении вопросов, хорошее настроение – все это определяет работоспособность и творческую атмосферу.

Особенно это важно при решении нестандартных задач, так как психологический климат в этот момент зависит от оценок и самооценок учащихся. Здесь требуется от ребенка, который выполнил задание, взять на себя ответственность за состояние дел в классе. Таким образом, справедлив вывод о том, что и создание дружного сплоченного коллектива – тоже одна из важных задач для успешного продвижения вперед.

Все перечисленные выше проблемы разрешены в предложенных в этом сборнике уроках. Надеюсь, что эти разработки окажут помощь как начинающему, так и опытному учителю.

Содержание

От автора    3

Действия с натуральными числами. 5 класс    7

Натуральные числа. 5 класс    10

Решение задач. 5 класс    15

Решение уравнений. 5 класс    19

Площади и объемы. 5 класс    23

Простые и составные числа. 5–6 классы    30

Обыкновенные дроби. 5–6 классы    37

Формулы сокращенного умножения. 7 класс    44

Алгебраические дроби. 7 класс    47

Квадратные уравнения. 8 класс    56

Арифметическая и геометрическая прогрессии. 9 класс    61

Литература    67

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru