Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам "Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)", "Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)"

Есть на складе
115 руб.
-20%
92 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 99и
Составители Лескова И. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-2694-3, 978-5-7057-4141-0
Страниц 86
УДК 371.3
Штрихкод 9785705726943, 9785705741410
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 62 г
Большой вклад в достижение главных целей современного основного общего образования вносит изучение искусства. В пособии предложены конспекты уроков
из курса мировой художественной культуры, которые помогут преподавателям направить деятельность учащихся на успешное достижение ими личностных (гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания), метапредметных (активное использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства; развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по поводу произведений искусства; формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством: исследовательские, коммуникативные, информационные умения) и предметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО.
Предназначено учителям МХК, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, а также широкому кругу читателей, интересующихся живописью, скульптурой, музыкой различных стран и эпох.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

В пособии представлены две взаимодополняющие друг друга темы курса мировой художественной культуры. Тема «Искусство Европы в лицах (XVII–XVIII вв.)» состоит из конспектов 15 уроков. Уроки можно проводить не только в порядке, предлагаемом в данном пособии, но и выборочно как самостоятельные, так как единственное, что объединяет темы 15 уроков в одну тему, является их принадлежность к западноевропейскому искусству. Материал темы «Искусство Европы в лицах (XVII–XVIII вв.)» поможет проиллюстрировать и отчасти конкретизировать основные положения другой темы – «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)», которая имеет обобщающий характер. Изучение этой темы поможет учащимся прикоснуться к пониманию причин, вызвавших в европейском искусстве смену эпох, а также позволит ощутить изменения в художественной культуре того времени как единый процесс, что, пожалуй, является самым сложным при изучении мировой художественной культуры. Содержание темы раскрывается на 7 уроках, на каждом из которых большое внимание уделяется не только описанию пространственного образа мира той или иной эпохи, но и принципу мышления, функционирующему в его рамках, чем и обусловлено художественное своеобразие эпохи. Материал уроков можно использовать не только в том виде, как они представлены в пособии, но и частично, отобрав те уроки, которые соответствуют изучаемой по программе теме. Выбранный урок может быть использован в качестве вводного.

Тема «Искусство Европы в лицах (XVII–XVIII вв.)» получила такое название в силу того, что своеобразие художественной культуры XVII–XVIII веков излагается через призму достижений выдающихся мастеров того времени. За основу изложения не берутся европейские стили XVII–XVIII веков, они не представлены во всей полноте, главная задача разработок тем уроков – показать учащимся, как общие тенденции духовной жизни эпохи приобретают в творчестве того или иного композитора, художника, писателя личностные черты; показать не традиционный, ставший уже хрестоматийным облик европейского искусства XVII–XVIII веков, а наоборот, помочь учащимся как бы окунуться в эмоциональную и идейную атмосферу того времени, попробовать посмотреть на жизнь глазами тех, кто жил в ту эпоху. Решению этой задачи помогают задания, используемые в ходе урока. Например, задания на развитие ассоциативного мышления и ассоциативной памяти способствуют формированию у учащихся личного отношения к изучаемому материалу и тем самым переводят каждого учащегося с позиции пассивного зрителя в позицию активного участника урока; попутно усложняются и утончаются сами ассоциации. Выполнение задания «Если бы герои картины заговорили» способствует более глубокому восприятию произведений искусства, вырабатывает у учащихся отношение к ним не как к средству развлечения, а как к художественному тексту, и неважно, что этот текст пишется красками, звуками, но его понимание требует эмоциональных и интеллектуальных усилий от ученика. Говоря от имени персонажа картины, как бы играя его роль, ученик переносится целиком в смоделированное на холсте событие, что, несомненно, обогащает его духовный мир. Конечно, возможно и поверхностное выполнение задания, когда игра превращается в игрушку. Чтобы этого не произошло, важно учителю настроить учащихся на серьезность предлагаемого им задания, напомнив, что для понимания гениального произведения искусства необходимо самому чуть-чуть быть гением, что соприкосновение с шедеврами (а на уроках Мировой художественной культуры учащиеся знакомятся в основном с шедеврами) позволяет внимательному зрителю как бы «побеседовать» с его гениальным творцом напрямую от сердца к сердцу, потому что душа художника всегда живет в его творении. Необходимо учиться чуткому, бережному и глубокому восприятию произведений искусства. С этой же целью в домашних работах используются такие задания, как, например, написать рассуждение или описать свои впечатления. Они приучают ученика рассуждать не только о событиях повседневной жизни, но и явлениях, имеющих лишь косвенную связь с жизнью самого ученика, но тем не менее обогащающих его внутренний мир.

Пособие будет полезно и интересно, надеемся, не только учителям, но и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами живописи, скульптуры, музыки различных стран и эпох.

Содержание

Предисловие    3

ИСКУССТВО ЕВРОПЫ В ЛИЦАХ (XVII–XVIII вв.). Конспекты уроков    5

Урок 1.  ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ    5

Урок 2. ИСКУССТВО ДЛЯ МНОГИХ – ИСКУССТВО ДЛЯ ИЗБРАННЫХ («МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ» – РЕМБРАНДТ)    8

Урок 3. ХАОС – ПОРЯДОК (О ЧЕМ НАМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА)    11

Урок 4. СЕКРЕТЫ РЫЖЕГО МОНАХА    15

СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ типов личности В ЗАПАДНО­ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ  НОВОГО ВРЕМЕНИ    18

Урок 5. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ В ТВОРЧЕСТВЕ БАХА, РЕМБРАНДТА    18

Урок 6. ГЕНДЕЛЬ, РУБЕНС, ТОЛСТОЙ    22

Урок 7. БАРОККО В западноевропейской ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ XVII ВЕКА    26

Урок 8. ТРАГИЧЕСКИЙ герой В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУС­СТВЕ XVII ВЕКА    29

Урок 9.  НОВЫЙ ГЕРОЙ XVIII ВЕКА – КАКОЙ ОН?    33

Урок 10. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРА НА Искусство и БЫТОВУЮ КУЛЬТУРУ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ    36

Урок 11. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРА НА ИСКУССТВО XVIII ВЕКА (ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА)    40

Урок 12. НЕДОСКАЗАННОЕ И СЛУЧАЙНОЕ    43

Урок 13. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ШАРДЕН)    46

Урок 14. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ГАЙДН)    49

Урок 15. МОЦАРТ И ГЕТЕ    52

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МИРА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО ЕВРОПЫ (ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ). Конспекты уроков    56

Урок 1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ образ мира В ИСКУССТВЕ АНТИЧНОСТИ    56

Урок 2. ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В АНТИ­ЧНОЙ СКУЛЬПТУРЕ    58

Урок 3. ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В СРЕДНЕ­ВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ    62

Урок 4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ мира В ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ    66

Урок 5. ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОБРАЗА МИРА В ЖИВОПИ­СИ НОВОГО ВРЕМЕНИ    70

Урок 6. ИЛЛЮЗИОННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП МЫШЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ    73

Урок 7. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ОБРАЗ мира В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА    77

Приложения    81

Литература    85

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос