Литература в школе. 5-11 классы: Изучение рассказов А. П. Чехова: этапы, содержание, технологии

Есть на складе
156 руб.
-10%
140,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2960х
Авторы Костина И.Б.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-5426-7
Страниц 115
УДК 372.016:82
Штрихкод 9785705754267
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 84 г
Этапы школьного изучения рассказов А. П. Чехова представлены в пособии как усложняющиеся приемы технологии "медленного чтения" - пути приобщения современного читателя-школьника к уникальному чеховскому миру, миру искусства и творчества. Автор предлагает "письмо читателю", обучающие тесты, составление киносценария по эпизоду рассказа, сопоставление литературного произведения с его экранизацией, ролевое чтение и инсценирование эпизодов, интеллект-карты, генерализующие изучение чеховского рассказа.
Процесс освоения приемов "медленного чтения" органично связывает урочную и внеурочную деятельность школьников по литературе, содействует формированию и развитию не только предметных результатов учащихся основной и старшей школы, но и метапредметных УУД: стратегии чтения, коммуникативной культуры.
Пособие адресовано учителям русского языка и литературы, студентам педагогических вузов, преподавателям, специалистам в области методики преподавания литературы.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение рассказов А. П. Чехова в школе – область в методике литературы обширная, традиции методических интерпретаций во многом определяют современные подходы. И на этапе начального литературного образования, и в основной, и в старшей школе формируется восприятие специфического «чеховского мира», когда истолкование авторской концепции требует от читателя не только особой литературной зоркости (читательской и литературоведческой компетентностей), но и эмпатийной способности сопереживания, осмысления сложных эмоциональных состояний и их аксиологических смыслов. И. Ю. Бурдина справедливо отмечает: «Освоение творческого наследия А. П. Чехова требует от учителя особых подходов в освещении материала, особого языка общения с учениками» (24, с. 3). Важно, чтобы читательская интерпретация не сводилась только к комментированию юмора и комизма, приемов создания комического, но была личностным откликом на «отчетливую жизненную тему», в подтексте выраженную автором (3, с. 130).

В предлагаемом методическом пособии автор рассматривает возможные пути приобщения читателя-школьника к художественному миру А. П. Чехова, методы и средства формирования уникального чеховского контекста в эстетическом восприятии, личностном пространстве современного подростка.

Процесс изучения рассказов А. П. Чехова в школе организуется как применение постепенно усложняющихся технологий «медленного чтения». Понятием «медленное чтение» в современной методике литературы обозначаются разные явления и процессы: принципы литературного образования, виды читательской деятельности, приемы анализа. «Медленным чтением» мы назовем сочетание разнообразных методических приемов имманентного и контекстного видов анализа на этапах изучения рассказов А. П. Чехова.

Открывать чеховский мир следует с чтения рассказов писателя в начальной школе. Процесс чтения и анализа рассказа А. П. Чехова «Ванька» автор предлагает максимально приблизить к поэтике произведения. Прием «медленного чтения» – это своеобразное «письмо», адресованное читателю. «Письмо» – учебный текст, направляющий чтение-восприятие, анализ и осмысление текста рассказа. Пронизывая художественный текст, текст учебный сосредоточит внимание читателя на существенных деталях, воспоминаниях, интонационной окраске письма-моно-лога героя. Комментарии и вопросы, содержащиеся в учебном тексте, позволят младшим школьникам постепенно приближаться к пониманию авторского замысла. Читательская интерпретация рассказа, обобщающая наблюдения и анализ, организована системой вопросов и заданий. Учитель литературы может использовать текст «письма» как подробный конспект урока «медленного чтения» и анализа рассказа «Ванька», а вопросы, направляющие читательскую интерпретацию, предложить ученикам как подробный план сочинения.

«Медленное чтение» рассказа «Толстый и тонкий» в 6 классе сочетает разные приемы анализа текста: чтение и аудирование, комментированное чтение с заполнением таблиц, результаты анализа художественных деталей, реплик и диалогов героев фиксируются в таблицах иного типа. Жанровую специфику рассказа ученики объясняют, сопоставляя свои наблюдения и результаты изучения словарных статей. Приемом, генерализующим виды предметной деятельности, познавательное и рефлексивное направления работы школьников, является использование интеллект-карт на этапе установки и на этапе обобщения. Интеллект-карты становятся своеобразными регуляторами познавательной и читательской деятельности шестиклассников, стимулирующими читательскую рефлексию, мотивирующими самостоятельное чтение рассказов А. П. Чехова и различные виды художественно-творческой (интерпретационной) деятельности.

Одним из вариантов технологии «медленного чтения» автор пособия считает прием «обучающих тестов», примененный при изучении рассказа «Хамелеон». Функция обучения «мед-ленному чтению» художественного произведения (а не функция контроля чтения) является главной. Инструкции тестовых заданий побуждают читателя искать ответы в художественном тексте, многократно его перечитывая. Последовательность заданий и вопросов отражает логику имманентного анализа, который сменяется контекстным анализом, предусматривающим работу читателя с энциклопедическими статьями и осмысление суждения В. Г. Белинского. Педагог может вариативно использовать систему вопросов или для организации учебной беседы по рассказу, или как задания для индивидуальной работы ученика, или как задачи учебных исследований в процессе изучения рассказа.

«Медленное чтение» органично связывает имманентный анализ рассказов А. П. Чехова и контекстное изучение произведений писателя. Приемы «медленного чтения» открывают жанровую и стилистическую специфику чеховских рассказов, побуждая читателя к самостоятельной художественно-творческой деятельности. Прием «Составление киносценария по эпизоду рассказа» (изучение рассказа «Смерть чиновника») – это процесс аналитического чтения и кинематографической интерпретации текста, который, по мнению В. Г. Маранцмана, «углубляет понимание литературного текста и раскрывает специфику кино» [16, с. 194–195]. Автор пособия предлагает «медленное чтение» – анализ первого эпизода рассказа – организовать как коллективную беседу «сценаристов» и «режиссеров» воображаемой экранизации. Наблюдения и «кинематографические» решения читателей фиксируются в специальной таблице. Опыт освоения кинематографических интерпретаций чеховских рассказов расширяется и обогащается в процессе чтения рассказа «Человек в футляре» (первый этап) и сопоставления произведения литературы с его экранизацией (второй этап). Чтение, аналитические и интерпретационные виды деятельности направляются системой вопросов и заданий.

Автор пособия видит значительную роль «медленного чтения» и в формировании контекстного мышления читателей-школьников, когда этапы анализа рассказов о «маленьком человеке» приводят к осмыслению литературной традиции темы и образа. В специальном разделе пособия автор обосновывает методический вариант контекстного осмысления темы и образа «маленький человек» в системе вопросов и заданий, организующих анализ рассказов А. П. Чехова («Беззащитное существо», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»), и учебном тексте, посвященном чтению и анализу повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Технология «медленного чтения» не утрачивает своего значения в освоении историко-литературного курса. Она обретает, по мнению автора, иной смысл.  «Медленное чтение» в процессе изучения рассказов А. П. Чехова в 10 классе не только становится основой анализа и интерпретации художественного произведения, но и направляет процесс создания собственного высказывания – сочинения, посвященного рассказу писателя. Принцип свободного выбора читателя, заложенный в системе изучения рассказов А. П. Чехова в 10 классе, не отменяет чтения и осмысления контекста. Он мотивирует в процессе чтения и истолкования рассказов найти, выбрать «свой» рассказ среди прочитанных, а затем, руководствуясь вопросами и заданиями, в письменном монологе-сочинении объяснить художественное своеобразие произведения и личностно значимые аксиологические смыслы. Технология «медленного чтения» на данном этапе может рассматриваться как вариант подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе.

Плодотворной традицией российского литературного образования является тесная связь организации урочной и внеурочной деятельности школьников. Ни одна из форм внеурочной работы по литературе невозможна без «медленного чтения». Пожалуй, именно во внеурочной деятельности «медленное чтение», творческое воплощение читательских впечатлений, наблюдений, выводов становится уникальным опытом развития эстетической сферы личности, событием социализации в культурно-образовательной среде. Разделы, завершающие методическое пособие, посвящены методике внеурочной деятельности школьников в процессе приобщения к многогранному миру чеховского творчества. Ролевое чтение повествователей и эпизоды инсценировки могут быть представлены на фестивале «Играем Чехова!» обучающимися 5–7 классов. В пособии даны подробные рекомендации по организации и проведению фестиваля. Литературный спектакль по пьесе «Свадьба» (текст дается в сокращении) предваряется сценическим Прологом – размышлением о природе театра, теме и авторском замысле драматического произведения, об органичности режиссерского прочтения. Технология «медленного чтения» на этапах сценического претворения рассказов и комедии А. П. Чехова обретает силу воспитывающего сотворчества, импульса саморазвития читателя-школьника, постигающего и воплощающего глубинные мысли писателя о человеке, его духовном мире, высшем предназначении.

Методические подходы, предлагаемые в данном пособии,  были реализованы учителями русского языка и литературы образовательных организаций Республики Бурятия. Автор выражает искреннюю благодарность коллегам за профессионализм и бескорыстное сотрудничество.

Содержание

Предисловие    3

Рассказ «Ванька». Интегративная методика «медленного чтения» (4–5 классы)    8

Рассказ «Толстый и тонкий». Приемы активизации по-знавательной и рефлексивной деятельности читателя (6 класс)    26

Рассказ «Хамелеон». Обучающие тесты: погружение в текст и контекст (6–7 классы)    40

Художественно-творческая деятельность в процессе изучения рассказов «Смерть чиновника» и «Человек в футляре» (7–8 классы)    48

Тема и образ «маленького человека»: рассказы А. П. Чехова

и повесть Н. В. Гоголя «Шинель» (8 класс)    60

Изучение рассказов А. П. Чехова в школьном историко-литературном курсе    70

Формы внеурочной деятельности в процессе изучения рассказов А. П. Чехова    76

Театральный фестиваль «Играем Чехова!» (5–7 классы)    76

Литературный спектакль по пьесе А. П. Чехова «Свадьба» (8–9 классы)    89

Приложение 1    106

Приложение 2    107

Литература    108

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Инна Максимова
16 апреля 2019 (15:45)
Очень довольна приобретенным пособием И. Б. Костиной, посвященным технологии изучению рассказов Чехова. Особенно пригодятся учителям разработки занятий на основе приемов "медленного чтения", очень интересны театральный фестиваль "Играем Чехова!" и литературный спектакль по пьесе "Свадьба".

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос