Мировая художественная культура: конспекты уроков

Есть на складе
60 руб.
-10%
54 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 99з
Составители Лескова И. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-2427-7, 978-5-7057-3692-8
Страниц 51
УДК 371.3
Штрихкод 9785705724277, 9785705736928
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 2 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 40 г
В пособии представлены разработки уроков по темам: "Искусство эпохи Ренессанса", "Значение времени в концепции живописца (от Древнего Египта до ХХ века)", развивающий потенциал которых позволяет учителю формировать у школьников метапредметные УУД - личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные в рамках ФГОС,
организовать учебную деятельность, в процессе которой ученик овладеет предметными умениями, некоторыми методами анализа произведений живописи, получит необходимые знания для их понимания, объяснения идейных основ.
Предназначено учителям МХК, литературы, истории, изобразительного искусства, а также широкому кругу читателей, интересующихся живописью и скульптурой различных стран и эпох.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ


В пособии представлены две не связанные между собой темы. Первая тема «Искусство эпохи Ренессанса» не претендует на полное освещение всего своеобразия художественной культуры Возрождения, что, в принципе, невозможно сделать в силу её многообразия и насыщенности. Поэтому тема раскрывается в основном на материале итальянского Возрождения, а в качестве смысловой оси используется один вид искусства – живопись, так как целью было ознакомить учащихся не с набором фактов, а с духовным своеобразием итальянского Ренессанса, и в этой ситуации живопись имеет наибольшую возможность стать проводником, позволяющим визуально проявить особенности ренессансного представления о человеке, которое является ключом к пониманию эпохи. Эволюция этого представления (т. е. ренессансного идеала человека) и его отражения в живописи прослеживается из урока в урок, вплоть до гибели ренессансного идеала. Частично используется материал Северного Возрождения (Питер Брейгель). Рассмотрение темы завершается уроком-концертом, на котором учащиеся получают возможность ознакомиться со своеобразием литературы Ренессанса (испанская новелла, сонеты Шекспира, загадки Леонардо, т. е. тот материал, который обычно не используется на школьных уроках лите­ратуры).

Избирая живопись в качестве проводника, помогающего ознакомиться со своеобразием художественной культуры эпохи Возрождения в общих чертах и итальянского Ренессанса в частности, мы получаем также возможность сформировать у учащихся представление о классической картине, что в дальнейшем сможет облегчить понимание особенностей живописи барокко, классицизма и других европейских стилей. Представление о классической картине и её идейных основах, сформированное у учащихся, может стать той точкой опоры, которая поможет учителю более выпукло проявить стилистическое отличие европейской живописи XVII–ХХ веков. Углубляя свои знания о живописи итальянского Ренессанса на уроках, учащиеся параллельно могут расширять своё знакомство с искусством эпохи, работая самостоятельно с литературой по заданию учителя. Результат этой самостоятельной работы может быть затем подытожен на уроке-семинаре, либо уроке-викторине, либо турнире знатоков.

Вторая тема «Значение времени в концепции живописца (от Древнего Египта до ХХ века)» рассчитана на учащихся старших классов, так как делается попытка выявить связь между представлениями о времени в философии и живописи, но выборочно материал может быть использован на уроках МХК в среднем звене.

Предлагаемая тема позволит (в зависимости от уровня учащихся) ознакомить, расширить или углубить знания о живописи и, в меньшей степени, скульптуре различных эпох и стран.

На уроках поэтапно прослеживается эволюция представлений о времени, их усложнение и углубление. Категория времени становится своего рода ключом, помогающим понять своеобразие художественных средств той или иной эпохи. Изменяющиеся художественные образы (Древний Египет, античная Греция, средние века, Ренессанс XVII, XVIII, XIX, частично ХХ век западноевропейского искусства) дают возможность учащимся реально увидеть и ощутить через эмоциональное воздействие произведений искусства, как напряжённо человеческая мысль познаёт окружающий мир. К тому же предлагаемый материал поможет овладеть некоторыми методами анализа произведений живописи, а также даст необходимые знания для понимания и навыки для объяснения их идейных основ; изучение темы позволяет сформировать целостное представление об эволюции европейской живописи и ощутить художественную культуру как процесс, различные стадии которого наглядно представлены в произведениях искусства, созданных великими художниками прошлого.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ    3

ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Урок 1. Тема «Академия бездельников»     5

Урок 2. Тема «Образ человека в эпоху античности и Ренессанса (общее и отличие)     7

Урок 3. Тема «Эпоха ищет своё лицо…»     9

Урок 4. Тема «Классическая картина»     12

Урок 5. Тема «Смертные боги»     15

Урок 6. Тема «Гибель ренессансного идеала»     18

Урок 7. Тема «…Трепетная радость ожидания…» Шекспир, сонет № 52)     21

ЗНАЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ В КОНЦЕПЦИИ ЖИВОПИСЦА (ОТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ДО ХХ ВЕКА)

Методические рекомендации к теме «Значение времени в концепции живописца (от Древнего Египта до ХХ века)»     26

Урок 1. Тема «Эволюция представлений о времени от Древнего Египта до средневековой эпохи»     27

Урок 2. Тема «Особенности ренессансного представления о времени и средства его воплощения в живописи»    30

Урок 3. Тема «Роль понятия времени в живописной концепции Позднего Ренессанса и барокко»     33

Урок 4. Тема «Лейбниц и Ватто»     35

Урок 5. Тема «Особенности категории времени в философии и живописи XVIII века»     38

Урок 6. Тема «Два пути развития европейской живописи»    40

Урок 7. Тема «Импрессионизм и категория времени»     42

Урок 8. Тема «Категория времени в русской исторической живописи XIX века»     44

Урок 9. Тема «Культ времени в концепции футуристов»     45

Таблица «Эволюция категории времени (от Древнего Египта до XX века)»     48

Литература     50

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос