Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания, упражнения. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-3471
Авторы-составители Калабух Т.В., Клейменова Е.В.
Издательство Учитель, 2020
Серия Для образовательных учреждений VII-VIII видов
Электронная версия скачать
УДК 376
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Пособие раскрывает особенности формирования УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями в условиях внедрения ФГОС НОО - актуальное на сегодня психолого-логопедическое направление коррекционно-образовательной практики, ориентированное на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ. Теоретическая часть включает определение понятий, принципы коррекционной работы, характеристику некоторых категорий обучающихся. Практическая часть представлена коррекционно-развивающими заданиями и упражнениями, направленными на формирование метапредметных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных - как основы овладения учеником умением учиться.
Адресовано учителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, психологам специальных школ и интернатов, классов КРО ОО.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

Введение

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях.

К. Ушинский

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Возрастающий объем информации и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на «образование в течение всей жизни». В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний и умений, формирование компетентностей, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и пути их реализации. Предыдущая версия государственного образовательного стандарта рассматривала его как обязатель-ный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника. Новый ФГОС начального образования предполагает совокупность требований к условиям, структуре, результатам реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. Это дает, с одной стороны, большую свободу, с другой – большую ответственность ОО в разработке и реализации образовательных программ. Подобный переход принципиально изменяет не только суть образовательного процесса, но и позицию учителя, который сегодня выступает в трех аспектах:

Позиция I: учитель-предметник

ь демонстрирует культурные образцы действий;

ь инициирует пробные действия детей;

ь консультирует, корректирует действия;

ь ищет способы включить в работу каждого.

Позиция II: воспитатель

ь создает условия для приобретения детьми жизненного опыта
(общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей;

ь «со-участник», «третейский судья».

Позиция III: педагогическая поддержка

ь оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.

В новых условиях педагоги в большей степени, чем прежде, ориентированы на формирование духовно-нравственных ценностей личности и реализацию системно-деятельностного подхода. Таким образом, комплексная целенаправленная деятельность всех субъектов образовательного процесса, включающая психолого-логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, теоретические знания педагогов об особенностях обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети группы риска, дети с задержкой психического развития, дети с социально-педагогической запущенностью, депривированные дети), своевременное выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся, выбор оптимальных форм и методов коррекционной работы, обеспечивает формирование универсальных учебных действий.

Реализация представленных в данном пособии коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи и коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания. Уровень сформированности перечисленных выше функций обеспечивает выпускникам начальной школы достижение метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС.


Литература

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982. – 125 с.

2. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : пособие для школьного психолога / Н. В. Бабкина. – М. : Школьная Пресса, 2006. – 80 с. – (В помощь специалисту).

3. Бабкина, Н. В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников [Текст] / Н. В. Бабкина – М. : Школьная Пресса, 2006. – 24 с.

4. Бессонова, Т. П. Развивающие задания [Текст] / Т. П. Бессонова, Е. Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 6.

5. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

6. Вильшанская, А. Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А. Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 5. – С. 66.

7. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] : журн. – 2006. – № 5.

8. Дошкольник. Младший школьник [Текст] : журн. – М. : Школьная Пресса, 2006. – № 4.

9. Дошкольник. Младший школьник [Текст] : журн. – М. : Школьная Пресса, 2007. – № 1. – С. 16–17.

10. Дошкольник. Младший школьник [Текст] : журн. – М. : Школьная Пресса, 2007. – № 6. – C. 9.

11. Дошкольник. Младший школьник [Текст] : журн. – М. : Школьная Пресса, 2007. – № 3. – C. 15.

12. Закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

13. Ивановская, О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр [Текст] / О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – СПб. : детство-пресс, 1999. – 95 с. – (Серия «Учительский портфель»).

14. Игра-занятие «Веселые ребусы» [Текст] // Веселые ребусы. – М. : Умка, Астрель, 2007.

15. Игра-занятие «Для умников и умниц» [Текст] // Для умников и умниц : развивающие игры. – М. : ОАО «Издательство Радуга», 2002.

16. Игра-занятие «Запоминай-ка» [Текст] // Запоминай-ка. – М. : ОАО «Издательство "Радуга"», 2005.

17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.

18. Козырева, Л. М. Путешествие в страну падежей [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2001. – 80 с.

19. Козырева, Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 64 с.

20. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов [Текст] / С. В. Коноваленко. – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56 с.

21. Мисаренко, Г. Г. Коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников [Текст] / Г. Г. Мисаренко // Коррекционно-развивающее образование. – 2010. – № 1.

22. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 240 с.

23. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.

24. Практическая психология и логопедия [Текст] : журн. – 2008. – № 1.

25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.

26. Принципы, методы, приемы обучения, воспитания, коррекции в специальных (коррекционных) учреждениях VII вида [Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. О. А. Поповой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 74 с.

27. Фурманов, И. А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства [Текст] / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Н. В. Фурманова. – Минск : Тесей, 1999. – 50 с.

28. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты [Текст] : метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

29. Юрова, Е. В. Коррекция письменной речи [Текст] : пособие по логопедии / Е. В. Юрова. – М. : Аквариум, 1998. – 208 с.


Особенности формирования УУД

Особенности формирования УУД

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемых результатов.

Понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [17, с. 27]*.

Универсальные учебные действия (УУД) способствуют:

ь пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;

ь принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;

ь готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

На современном этапе внедрения ФГОС НОО коррекционно-развивающая работа как часть образовательного процесса направлена на формирование универсальных учебных действий у обучающихся – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи [24, с. 14].

На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость некоторых обучающихся, вследствие чего к окончанию начальной школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. В каждом классе обязательно есть от одного до нескольких учеников, которые плохо справляются с учебной программой. Как вовремя распознать такого ученика, узнать его специфические проблемы, а главное, как помочь ему их преодолеть? Эти вопросы призвана решать система коррекционно-развивающей работы. Реализация ФГОС НОО предусматривает коррекционную работу как обязательный раздел в структуре примерных учебных образовательных программ.

В свете Стандарта второго поколения адаптация, коррекция и развитие рассматриваются уже не только как приспособление ученика к изменившимся условиям его существования, деятельности, но и как приспособление среды жизнедеятельности ученика к его потребностям и индивидуально-типологическим особенностям. Знание этих особенностей и потребностей позволит выбрать наиболее эффективные пути развития и коррекции младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Экологическая и социальная напряженность, характеризующая переходный период развития России, снижение показателей социальной защищенности и здоровья людей ведут к увеличению в составе населения детей с особыми образовательными потребностями. Проблема оказания помощи этим детям в образовательном процессе перестает быть собственно педагогической. Она справедливо рассматривается как проблема национальной безопасности. рассмотрим коррекционную работу в отношении следующих групп детей:

– дети группы риска;

– дети с социально-педагогической запущенностью;

– депривированные дети;

– дети с задержкой психического развития.

Дети группы риска. По данным, которые приводятся в педагогической литературе, сегодня до 40 % учеников начальных классов с полным основанием можно отнести к группе риска.

В коррекционной педагогике существует классификация состояний риска:


Принципы и приемы коррекции

Принципы и приемы коррекции

Чем раньше начинается коррекционная работа, тем меньше она требует затрат, и это позволяет рассчитывать на большую отдачу. В свое время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амос Коменский в VII главе своей книги «Великая дидактика»: «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему нужную форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок»*. Сегодня в реализации коррекционно-развивающей практики следует учитывать принципы педагогической и психолого-логопедической коррекции.

Принципы педагогической коррекции:

1. Коррекционная направленность обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации дефекта.

3. Комплексный подход к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с нарушениями умственного и физического развития в обучении и воспитании.

4. Достижение уровня образовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для обеспечения последующей интеграции и социальной адаптации в обществе.

5. Дифференциация образовательного процесса детей с недостатками развития.

6. Индивидуализация коррекционно-педагогического процесса в зависимости от клинических форм патологии, структурно-функциональных нарушений в развитии детей.

Характеристика принципов психологической коррекции:

единство диагностики и коррекции – принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога; эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины диагностической работы;

нормативность развития – коррекция по этому принципу строится как учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития;

коррекция «сверху вниз» – коррекция по этому принципу носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;

коррекция «снизу вверх» – при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей;

системность развития психической деятельности необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии;

деятельностный принцип, определяющий предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения целей, тактики проведения коррекционной работы, путей и способов реализации поставленных целей.

Характеристика принципов логопедической коррекции:

системность – изучение речи, ее развитие; коррекция нарушений предполагает воздействие на все стороны речевой функциональной системы;

комплексность – устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер;

принцип развития – выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;

онтогенетический – учет в методике коррекционного воздействия последовательности появления форм и функций речи;

учет этиологии, механизмов, симптоматики и структуры нарушения речи установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта;

принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы взамен пострадавшего звена.

Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.

Приемы педагогической коррекции:

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями развития.

2. Специальные приемы организации обучения.

3. Логические приемы переработки учебной информации.

4. Приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Приемы психологической коррекции:

ь доверие к личности ребенка;

ь формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;

ь анализ конфликтных ситуаций;

ь безусловное принятие;

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос