В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Программа для установки через Интернет

  • Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Программа для — интернет-магазин УчМаг
-10%
123 руб.
110,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-3472 5605350
Авторы-составители: Бакисова Л.О
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 23 Мб.

УДК: 376
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии отражена система работы, направленная на развитие устной и письменной коммуникации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках обра-зовательной области "Язык и речевая практика". Специфика нарушения психического развития таких детей определяет особую логику построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования в соответствии с основными положениями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Представленные материалы - планирование деятельности, технологические карты занятий, контрольно-диагностический и речевой инструментарий, описание способов и приемов взаимодействия логопеда с учителями и родителями обучающихся 1-4 классов - раскрывают содержание коррекционно-развивающих технологий, которые помогут педагогу профессионально и компетентно организовать обучение, всесторонне совершенствовать интеллектуально-волевые качества у школьников с ОВЗ.
Предназначено учителям-логопедам, учителям начальных классов, дефектологам, специальным педагогам коррекционного обучения; рекомендовано студентам высших учебных заведений педагогической направленности.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, авторской программы Е. Л. Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1–5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»*.

Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья:

· рецептивного (понимание);

· организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами);

· экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).

Программа направлена на достижение следующих целей:

– развитие речевых способностей;

– создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;

– создание условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи.

В ходе реализации программы важным является решение следующих задач:

развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);

– совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.

В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование (в начале и конце учебного года; в середине года предусмотрено выполнение контрольных заданий по пройденному материалу), включающее в себя: изучение нарушений устной и письменной речи, психических процессов и познавательной деятельности; заполнение речевых карт; комплектование групп по однородности нарушений; составление перспективных планов подгрупповой, индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

В программе предусмотрены следующие виды контроля:

– ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением карты динамики речевого развития, дневника логопедического сопровождения;

– проведение недели правильной речи, конкурса чтецов;

– организация выставок творческих работ обучающихся (в течение учебного года).

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

Методы реализации поставленных задач:

– по способам подачи речевого материала:

а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);

б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);

в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);

– по источнику знаний:

а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);

б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);

в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

Для реализации данного курса используются следующие формы логопедической работы:

· традиционные (подгрупповые занятия (20–25 минут); индивидуальные занятия (15–20 минут));

· нетрадиционные: активные формы работы с обучающимися, игры-путешествия, воображаемые путешествия, сказочные сюжеты.

Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей:

Письмо

ПИСЬМО

Сентябрь

Списывание

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.

Диктант

Летом.

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)

Декабрь

Списывание

Каток.

На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.

Диктант

Зима.

Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)

Май

Списывание

Весной в лесу.

Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми белыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.

Диктант

Весна.

Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на деревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителем начальных классов. В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы. На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов информацию, что в логопедическую группу зачисляются ученики с нарушением речевого развития. Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а также темы и время их изучения в классе, чтобы на занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению. Логопед и учитель совместно определяют общие и частные задачи развития речи детей, намечают объём и содержание всей речевой работы, что отражается в совместном годовом плане работы, где прописаны функциональные обязанности каждого педагога.

Учитель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических процессов ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это принципы системности, последовательности, индивидуализации обучения.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности учителя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Принцип индивидуализации обучения предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от учителя глубокой осведомлённости о состоянии речи ребёнка (данные предоставляет логопед) и использования этих знаний в своей работе.

Логопед учитывает особенности и способности детей.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях учитель также осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она представляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков
в их жизнедеятельности.

В работе по формированию фонематических процессов выделяют следующие этапы:

– узнавание неречевых звуков;

– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

– различение слов, близких по своему звуковому составу;

– дифференциация слогов, фонем;

– развитие навыков звукового анализа.

Работа в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у обучающихся развивают способность узнавать и различать неречевые звуки; ученики должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, слова, близкие по звуковому составу; определять количество слогов в слове; проводить анализ гласных и согласных звуков. Все виды упражнений логопед даёт учителю в готовом варианте, сочетая тематику заданий с изучаемой темой на уроке, во время физкультминуток.

Учитель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом, утрированным произношением. Учитель должен не пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка, исправлять ошибки в речи не только на уроках, но и на протяжении всех режимных моментов, что способствует успешной автоматизации поставленного звука.

Литература

Литература

1. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1967. – 206 с.

2. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2006. – № 3.

3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1968. – 247 с.

4. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 215 с.

5. Егорова, Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью / Т. В. Егорова. – М., 1969. – 150 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1987. – 199 с.

7. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

8. Иванова, Н. А. Хвосты, которые тянутся с детства / Н. А. Иванова // Директор школы. – 2000. – № 2.

9. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР : учеб. пособие / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. – Екатеринбург : УрГПУ, 1995. – 152 с.

10. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1971. – 191 с.

11. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гном-Пресс, 1998. – 239 с.

12. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ-2 : нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2004. – 16 с.

13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. – 224 с.

14. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 1983. – 137 с.

15. Логопедия : учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 680 с.

16. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития / Л. С. Маркова. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

17. Совместная деятельность родителей и воспитателей на логопедических занятиях // Логопед. – 2006. – № 4.

18. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.

19. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.

20. Ткаченко, Т. А. Использование физминуток для пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 3. – С. 36–40.

21. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т. А. Ткаченко. – М. : Владос, 2005. – 39 с.

22. Ярош, Е. А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : дис… канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. А. Ярош. – Екатеринбург, 2002.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен оторваться от берега.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школ.

Школа и семья должны быть взаимосвязаны. Совместную деятельность учитель и родители начинают на первом году обучения ребёнка в школе.

В результате возникает необходимость тесного сотрудничества учителей и родителей.

Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями детей. Важнейший способ решения проблемы мы видим в планировании совместной деятельности родителей и учителя, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Новизна предлагаемой технологии заключается во внедрении нетрадиционных форм организации общения и форм работы логопеда с родителями.

Цели программы:

– установление сотруднических отношений;

– разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

– повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов со специалистами образовательной организации;

– внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;

– переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве;

– создание положительного эмоционального контакта между всеми участниками данной работы.

Программа предполагает проведение мастер-классов и консультаций для родителей в течение всего учебного года с учётом реализации основных направлений коррекционно-развивающего обучения.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний и консультаций, разрабатываем перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения.

Принципы отбора тем:

· принцип активности (следование желаниям родителей);

· принцип значимости (выбранные темы принимаемы и актуальны);

· принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Материал систематизирован и представлен по трём основным направлениям деятельности: коррекция звукопроизношения, письменной речи, лексико-грамматического строя речи.

Материал, предлагаемый на консультациях родителям, может ежедневно использоваться для закрепления навыков устной и письменной речи в непосредственном общении.

Главными формами взаимодействия являются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, а также интегративные формы. К индивидуальным формам работы относятся приглашения в школу, индивидуальные консультации логопеда; к групповым – тематические консультации, классные детские мероприятия; к коллективным – традиционные классные и общешкольные родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей и, наконец, к интегративным – анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы.

Одной из форм взаимодействия с родителями, в рамках данной программы, являются родительские собрания, проводящиеся в активных формах. Суть таких занятий – обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Оно проводится в виде групповой дискуссии или имитационно-ролевой игры. Главные отличия таких собраний от традиционных:

– информативный характер общения педагогов и родителей;

– равноправное положение и активность всех участников обсуждения;

– положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;

– обратная связь по итогам совместной деятельности.

Основная роль принадлежит коллективным формам общения. Данные формы использовались и раньше при работе с родителями, но изменились принципы, на основе которых строится общение учителя-логопеда и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Совместная работа с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, предлагаются открытые логопедические стенды.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru