В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Программа для установки через Интернет АКЦИЯ

  • Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия. Программа для — интернет-магазин УчМаг
-40%
123 руб.
73,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе
Отзывы В избранное
Код: СИ-3472
Авторы-составители: Бакисова Л.О
Издательство: Учитель, 2019
Электронная версия: Скачать

Электронная версия.

Вы скачиваете интернет-версию программы, которая изначально работает в демонстрационном режиме (некоторые функции отключены).

Для активации всех функций программы Вам нужно ее купить.

Заново скачивать программу не требуется.

Размер файла: 23 Мб.

УДК: 376
Версии товара:
Версия для скачивания Книга
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
1 акция по этому товару сегодня Осталось:
До 23:59 18 сентября Скидка 40% по акции Электронные пособия предлагаем -цены понижаем
В пособии отражена система работы, направленная на развитие устной и письменной коммуникации у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках обра-зовательной области "Язык и речевая практика". Специфика нарушения психического развития таких детей определяет особую логику построения учебного процесса, находит свое отражение в структуре и содержании образования в соответствии с основными положениями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Представленные материалы - планирование деятельности, технологические карты занятий, контрольно-диагностический и речевой инструментарий, описание способов и приемов взаимодействия логопеда с учителями и родителями обучающихся 1-4 классов - раскрывают содержание коррекционно-развивающих технологий, которые помогут педагогу профессионально и компетентно организовать обучение, всесторонне совершенствовать интеллектуально-волевые качества у школьников с ОВЗ.
Предназначено учителям-логопедам, учителям начальных классов, дефектологам, специальным педагогам коррекционного обучения; рекомендовано студентам высших учебных заведений педагогической направленности.

Минимальные системные требования
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МB.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Примеры документов

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, авторской программы Е. Л. Кузьминых «Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1–5 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»*.

Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья:

· рецептивного (понимание);

· организующего (ассоциирование воспринятого, выявление связей и отношений между предметами и словами);

· экспрессивного (выражение мыслей в устной и письменной речи).

Программа направлена на достижение следующих целей:

– развитие речевых способностей;

– создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;

– создание условий для практического общения и формирования коммуникативной функции речи.

В ходе реализации программы важным является решение следующих задач:

развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);

– совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.

В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование (в начале и конце учебного года; в середине года предусмотрено выполнение контрольных заданий по пройденному материалу), включающее в себя: изучение нарушений устной и письменной речи, психических процессов и познавательной деятельности; заполнение речевых карт; комплектование групп по однородности нарушений; составление перспективных планов подгрупповой, индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

В программе предусмотрены следующие виды контроля:

– ежегодное обследование обучающихся с последующим заполнением карты динамики речевого развития, дневника логопедического сопровождения;

– проведение недели правильной речи, конкурса чтецов;

– организация выставок творческих работ обучающихся (в течение учебного года).

В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов – восприятия, внимания, памяти.

Методы реализации поставленных задач:

– по способам подачи речевого материала:

а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);

б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);

в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);

– по источнику знаний:

а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);

б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);

в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

Для реализации данного курса используются следующие формы логопедической работы:

· традиционные (подгрупповые занятия (20–25 минут); индивидуальные занятия (15–20 минут));

· нетрадиционные: активные формы работы с обучающимися, игры-путешествия, воображаемые путешествия, сказочные сюжеты.

Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей:

Письмо

ПИСЬМО

Сентябрь

Списывание

Ночью в лесу.

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи. Из норы вылезла лисица. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.

Диктант

Летом.

Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети там ловили рыбу. А вечером ребята работали в огороде. (24 слова.)

Декабрь

Списывание

Каток.

На улице был мороз и светило солнце. Дети в саду делали каток. Мальчики расчищали садовую дорожку. Девочки поливали дорожку водой. Вода замёрзла. Дорожка покрылась льдом. В саду стал каток. Ребятам радостно. Они катаются на своём катке.

Диктант

Зима.

Наступила зима. Дети надели шубы и шапки. Они пошли в сад. Тропинки в снегу. На ветках елей лежат комья снега. Берёзки, дубки покрыты снежком. У дома намело сугробы. Снег лежит всюду. Птиц нет. Только вороны сидят на ветках сухой осины. (40 слов.)

Май

Списывание

Весной в лесу.

Пригрело солнце, просушило землю. Покрылся лес зелёными листочками. Душистыми белыми гроздьями зацвела черёмуха. Закуковали в рощах кукушки. Над рекой в кустарниках запел соловей. Ранним утром прыгают на полянке зайцы. Хорошо зверям и птицам весной.

Диктант

Весна.

Над полями ярче и ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Они исправляют свои гнёзда. Зазвенели в лесу ручьи. Надулись на деревьях душистые липкие почки. Прилетели скворцы. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. (38 слов.)

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителем начальных классов. В течение учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях учителей начальных классов и делать свои сообщения. Логопед подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы. На методических объединениях целесообразно рассказывать учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.

Логопед обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов информацию, что в логопедическую группу зачисляются ученики с нарушением речевого развития. Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а также темы и время их изучения в классе, чтобы на занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению. Логопед и учитель совместно определяют общие и частные задачи развития речи детей, намечают объём и содержание всей речевой работы, что отражается в совместном годовом плане работы, где прописаны функциональные обязанности каждого педагога.

Учитель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических процессов ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это принципы системности, последовательности, индивидуализации обучения.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности учителя к требованиям, предъявленным задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Принцип индивидуализации обучения предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от учителя глубокой осведомлённости о состоянии речи ребёнка (данные предоставляет логопед) и использования этих знаний в своей работе.

Логопед учитывает особенности и способности детей.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях учитель также осуществляет коррекционную работу, значимость которой в том, что она представляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков
в их жизнедеятельности.

В работе по формированию фонематических процессов выделяют следующие этапы:

– узнавание неречевых звуков;

– различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

– различение слов, близких по своему звуковому составу;

– дифференциация слогов, фонем;

– развитие навыков звукового анализа.

Работа в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у обучающихся развивают способность узнавать и различать неречевые звуки; ученики должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, слова, близкие по звуковому составу; определять количество слогов в слове; проводить анализ гласных и согласных звуков. Все виды упражнений логопед даёт учителю в готовом варианте, сочетая тематику заданий с изучаемой темой на уроке, во время физкультминуток.

Учитель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом, утрированным произношением. Учитель должен не пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка, исправлять ошибки в речи не только на уроках, но и на протяжении всех режимных моментов, что способствует успешной автоматизации поставленного звука.

Литература

Литература

1. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1967. – 206 с.

2. Возможные приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2006. – № 3.

3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / под ред. С. С. Ляпидевского. – М. : Просвещение, 1968. – 247 с.

4. Дурова, Н. В. Фонематика : как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н. В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2000. – 215 с.

5. Егорова, Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью / Т. В. Егорова. – М., 1969. – 150 с.

6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция звуков речи у детей : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1987. – 199 с.

7. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. пособие / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

8. Иванова, Н. А. Хвосты, которые тянутся с детства / Н. А. Иванова // Директор школы. – 2000. – № 2.

9. Карпова, Г. А. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР : учеб. пособие / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева. – Екатеринбург : УрГПУ, 1995. – 152 с.

10. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше ; под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1971. – 191 с.

11. Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гном-Пресс, 1998. – 239 с.

12. Коноваленко, В. В. Хлоп-топ-2 : нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6–12 лет / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2004. – 16 с.

13. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : метод. пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. – 224 с.

14. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р. И. Лалаева. – М. : Просвещение, 1983. – 137 с.

15. Логопедия : учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 2002. – 680 с.

16. Маркова, Л. С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития / Л. С. Маркова. – М. : Айрис-Пресс, 2005.

17. Совместная деятельность родителей и воспитателей на логопедических занятиях // Логопед. – 2006. – № 4.

18. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.

19. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 101 с.

20. Ткаченко, Т. А. Использование физминуток для пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 3. – С. 36–40.

21. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т. А. Ткаченко. – М. : Владос, 2005. – 39 с.

22. Ярош, Е. А. Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : дис… канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. А. Ярош. – Екатеринбург, 2002.

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он совсем должен оторваться от берега.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школ.

Школа и семья должны быть взаимосвязаны. Совместную деятельность учитель и родители начинают на первом году обучения ребёнка в школе.

В результате возникает необходимость тесного сотрудничества учителей и родителей.

Современные требования к образовательному процессу ориентированы на более тесное взаимодействие педагогов с родителями детей. Важнейший способ решения проблемы мы видим в планировании совместной деятельности родителей и учителя, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Новизна предлагаемой технологии заключается во внедрении нетрадиционных форм организации общения и форм работы логопеда с родителями.

Цели программы:

– установление сотруднических отношений;

– разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

– повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов со специалистами образовательной организации;

– внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;

– переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве;

– создание положительного эмоционального контакта между всеми участниками данной работы.

Программа предполагает проведение мастер-классов и консультаций для родителей в течение всего учебного года с учётом реализации основных направлений коррекционно-развивающего обучения.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний и консультаций, разрабатываем перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения.

Принципы отбора тем:

· принцип активности (следование желаниям родителей);

· принцип значимости (выбранные темы принимаемы и актуальны);

· принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Материал систематизирован и представлен по трём основным направлениям деятельности: коррекция звукопроизношения, письменной речи, лексико-грамматического строя речи.

Материал, предлагаемый на консультациях родителям, может ежедневно использоваться для закрепления навыков устной и письменной речи в непосредственном общении.

Главными формами взаимодействия являются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, а также интегративные формы. К индивидуальным формам работы относятся приглашения в школу, индивидуальные консультации логопеда; к групповым – тематические консультации, классные детские мероприятия; к коллективным – традиционные классные и общешкольные родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей и, наконец, к интегративным – анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы.

Одной из форм взаимодействия с родителями, в рамках данной программы, являются родительские собрания, проводящиеся в активных формах. Суть таких занятий – обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Оно проводится в виде групповой дискуссии или имитационно-ролевой игры. Главные отличия таких собраний от традиционных:

– информативный характер общения педагогов и родителей;

– равноправное положение и активность всех участников обсуждения;

– положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;

– обратная связь по итогам совместной деятельности.

Основная роль принадлежит коллективным формам общения. Данные формы использовались и раньше при работе с родителями, но изменились принципы, на основе которых строится общение учителя-логопеда и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Совместная работа с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, предлагаются открытые логопедические стенды.

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru