Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: программа, методическое обеспечение

Есть на складе
144 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 6505
Авторы-составители Соколова Е.Р.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
ISBN 978-5-7057-4646-0
Страниц 131
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705746460
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 93 г
В пособии представлена программа по формированию у дошкольников эмоциональной отзывчивости как нравственной основы развития личности ребенка в соответствии с целевыми ориентирами образования, сформулированными в ФГОС ДО. Предложены диагностические методики с разработанными критериями по выявлению уровня развития у дошкольников чувства отзывчивости, сопереживания, сочувствия; беседы по содержанию художественных произведений с ориентацией на проявление детьми доброжелательного отношения к окружающим, совершение нравственно ценных поступков; социокоммуникативные игры, упражнения с элементами игровой терапии, позволяющие педагогу создать благоприятный эмоциональный микроклимат в детском коллективе и формировать гуманные чувства и отношения.
Предназначено психологам, воспитателям, социальным педагогам, всем специалистам ДОО, сферой интересов которых являются психолого-педагогические аспекты воспитания дошкольников для использования в учебных целях.

Подробное описание

вВедение

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании представлений об отзывчивости, регулирующей отношение ребенка к окружающим материальным ценностям, к самому себе, а также о возможностях дошкольников использовать эти знания в практической деятельности.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 указывает на то, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Федеральный государственный образовательный стандарт также обращает наше внимание на то, что социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания…».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной становится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Направленность педагогического процесса на формирование гуманных чувств и отношений способствует постепенному осознанию ребенком личностной значимости поступков, соответствующих моральным нормам, а мотивом, побуждающим к ним, становится стремление проявить сочувствие к сверстнику, испытывающему эмоциональный дискомфорт, отзывчивость, доброжелательность.

Анализ содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) показывает «направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру». В настоящее время для педагогов особенно актуальными стали задачи воспитания у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка. Только при условии глубокого понимания социального значения и последствий воспитания у детей эмоциональной отзывчивости к другим людям, учета особенностей организации деятельности детей и руководства ею при помощи целого ряда средств и приемов воздействия на ребенка возможно эффективно решать социально-нравственную задачу дошкольного воспитания.

Содержание

Введение    3

Теоретические аспекты проблемы формирования чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста    5

Чувство отзывчивости с психологической точки зрения    5

Этапы формирования чувства отзывчивости у детей    18

Искусство как средство развития чувства отзывчивости у детей    21

Диагностические методики для выявления уровня сформированности чувства отзывчивости у детей    31

Беседа по теме «Что такое отзывчивость» (Е. Р. Соколова)    31

Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)    32

Изучение способов выражения эмоций (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)    33

Изучение эмоционального предвосхищения (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)    35

Методика «Веселый – грустный» (Р. Р. Калинина)    36

Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина)    37

Методика «Пиктограммы» (модификация В. А. Лабунской)    38

Критерии сформированности  чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста    40

Программа развития чувства отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста «Как аукнется, так и отклик-нется!»    43

Занятия по реализации программы    57

Беседа «Как можно узнать настроение человека?»    57

Беседа «Что ты знаешь о своем друге?»    59

Беседа «Учусь быть отзывчивым»    61

Чтение эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»    64

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Сила – не право»    67

Чтение рассказа Н. Б. Успенского «Это я виноват»    69

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»    70

Чтение рассказа В. Осеевой «Отомстила»    73

Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче?»    75

Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо»    78

Чтение сказки В. А. Осеевой «Кто всех глупее?»    81

Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?»    83

Чтение рассказа В. Осеевой «Хорошее»    86

Чтение рассказа В. Осеевой «На катке»    89

Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища»    92

Чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья»    95

Беседа «Путешествие к Незнайке»    97

Беседа «Встреча с Феей Добра»    100

Приложения    103

Приложение 1. Литературные произведения, способствующие формированию чувства отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста    103

Приложение 2. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития. Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой)    125

Литература    127

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос