Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. Программа для установки через интернет

Есть на складе
189 руб.
-10%
170,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-3015
Авторы Плахова Т. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Методическая лаборатория
Электронная версия скачать
УДК 371
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Как помочь классному руководителю выполнить свою основную педагогическую миссию по отношению к ученику и вместе с тем решить поставленные ФГОС воспитательные задачи?
Предлагаемая "Настольная книга" поможет системно и целенаправленно справиться с этими проблемами, выстроить стратегию своей деятельности, разработать аналитические и профессиональные программы, освоить новые виды планирования. Знакомство с авторскими проектами, с опытом коллег пилотных площадок в ОО, осуществляющих педагогическую деятельность на основе системного подхода, обеспечит классному руководителю, воспитателю эффективное решение актуальных проблем детства, семьи, общества, страны.
Предназначено классным руководителям, воспитателям, заместителям директора по ВР, организаторам внеурочной деятельности образовательных организаций; рекомендовано студентам высших учебных заведений педагогической направленности.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МБ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 300 МБ.

Примеры документов

Обращение автора

Обращение автора

Уважаемый коллега!

Вы открыли электронное пособие «Спутник классного руководителя». Мы рады этому, потому что это пособие адресовано Вам. Его главное предназначение – помочь Вам в работе с детьми, которые волей судьбы стали Вашими воспитанниками.

«Спутник классного руководителя» – это Ваш путеводитель по концептуальным основам и программным положениям современных систем воспитания.

«Спутник классного руководителя» – это Ваш незаменимый помощник в стремлении лучше узнать мир своих воспитанников.

«Спутник классного руководителя» – это Ваш советчик в том или ином деле. Это множество подсказок, как сделать совместную жизнь Ваших воспитанников, их родителей и Вас ярче, насыщеннее, добрее, красивее, полезнее и интереснее.

«Спутник классного руководителя» для Вас – это возможность встать на ступеньку выше в своем профессиональном мастерстве.

Желаем успешной работы, больше удач, поменьше огорчений и проблем. И мы верим в то, что у Вас, уважаемый коллега, все получится!

И да пребудут с Вами всегда:

вера в то, что «…воспитание детей, – как писал Платон много веков назад, – есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место»;

надежда на то, что не все еще потеряно;

любовь к выбранной Вами профессии и к тем, кто с этой профессией связан воедино нитями духовного родства.

Педагогическая общественность России вступила в новый этап развития системы образования, связанный с введением Федерального закона «Об образовании в РФ» и федеральных государственных образовательных стандартов.

Понятно, что без глубокого осмысления новых и во многом непривычных по своему содержанию и подходам в их реализации стандартов, без заинтересованного участия учительства в решении задач, поставленных государством перед системой образования, учитель не сможет достичь значимых успехов не только в сфере обучения, но и в сфере воспитания.

Провозглашение воспитания приоритетной задачей образовательных учреждений («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности») является крайне своевременным. Ведь «…масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты…» (из «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761). Одной из таких неотложных мер должна стать мера по предотвращению кризиса в системе воспитания, который проявляется в низком уровне духовно-нравствен-ного и культурного развития детей и подростков, их гражданской пассивности, в дискриминационном поведении, агрессивности, в пристрастии к вредным привычкам и в других асоциальных моментах. Чтобы преодолеть этот кризис, необходимо позаботиться о «…формировании новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение…» («Национальная стратегия действий в интересах детей»).

Как известно, воспитательная система является одним из эффективных способов организации целостного воспитательного процесса. Однако информация о научном подходе к построению воспитательных систем не всегда доходит до школьного педагога, либо доходит в значительной степени в упрощенном виде и выхолощенной с точки зрения научной идеи. Донести до педагогов идеи о многообразии подходов, о целевых и ценностных ориентирах, сущности, содержании, об особенностях технологии гуманистически ориентированных воспитательных систем призван «Спутник классного руководителя».

Автор данного пособия предлагает классному руководителю рассмотреть значимые проблемы воспитания не с позиций распространенной, к сожалению, и сегодня педагогики мероприятий, а с позиций целевого, системного, проблемного, возрастного подходов, которые предполагают взаимосвязанность всех компонентов системы: целей и задач, содержания, технологии и управления.


Особенности построения пособия

Особенности построения пособия

Содержательный блок «Спутника классного руководителя» познакомит педагога с концептуальными основами современного воспитания на уровне его проблемных сфер, с основными подходами к выстраиванию воспитательных систем гуманистического характера, поможет осознать неэффективность процветающего во многих образовательных организациях процесса воспитания, только имитирующего деятельность, и убедит в необходимости разработки моделей целостных воспитательных систем. Содержание воспитания в целостных системах предлагается строить на основе погружения воспитанников в мир истинных идеалов и ценностей жизни, а также в мир культуры, которая сама по себе является ценностью.

Знакомясь с материалами содержательных блоков данного электронного пособия, Вы увидите, что автор использовал в разработке ряда концептуальных основ, содержания программно-методических рекомендаций, справочных материалов идеи народной педагогики, идеи знаменитых отечественных педагогов, ученых, классиков русской национальной мысли: К. Д. Ушинского, И. А. Ильина, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, С. А. Шмакова, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Т. Кабуша, В. М. Лизинского, А. Ф. Воловика, В. А. Воловик, а также материалы педагогических изданий, указанных в списках литературы. Безусловно, классный руководитель должен обязательно использовать в своей деятельности современные документы, определяющие основные ориентиры и направления воспитания.

Аналитические программы, представленные в «Спутнике классного руководителя», помогут педагогу:

– переосмыслить взгляды на свою профессиональную деятельность в статусе классного руководителя;

– выявить свои возможности и затруднения в организации системного подхода к воспитанию;

– посмотреть на свою педагогическую деятельность в сфере воспитания как бы со стороны, определив в ней как позитивные моменты, так и проблемы, которые мешают выстроить разумную систему;

– выстроить стратегию своей деятельности;

– заглянуть в мир своих воспитанников, чтобы лучше их понять и в дальнейшем взаимодействовать с ними и их родителями на принципиально новых основах.

Проектировочный блок «Спутника классного руководителя» поможет перевести существующую традиционную педагогику мероприятий или уже действующую систему воспитания, разработанную классным руководителем, в новое русло развития, в более высокое качество. Классному руководителю предлагается совместно с воспитанниками и их родителями, а также со своими коллегами разработать целевые системные воспитательные программы и проекты, пакеты документов морально-правового и морально-этического плана (законы, правила, декларацию прав и обязанностей, традиции коллектива морально-этического плана); спроектировать «образ» (модель) воспитательной системы, адекватный выбранной для решения проблеме воспитания.

Автор «Спутника классного руководителя» предлагает педагогу поработать в режиме проектирования воспитательных систем, основанных на решении следующих значимых проблем жизни растущего человека (по выбору субъектов воспитания):

– проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности;

– проблема возрастного подхода;

– проблема патриотического воспитания и гражданского становления личности;

– проблема формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;

– проблема формирования культуры досуга и досуговой деятельности;

– проблема формирования гендерной культуры школьников;

– решение проблемы, в основе которой лежит идея выстраивания системы воспитания на основе деятельности детских и подростковых объединений.

Данная позиция автора строится на убеждении (и опыте) в том, что разумная система воспитания может быть выстроена только в соавторстве со всеми субъектами воспитания, только на основе решения тех или иных проблем, а не на расчленении воспитания по составным частям и направлениям; на том, что духовно-нравственной компонентой, многообразием богатых по содержанию видов деятельности (интеллектуальной, творческой, социально значимой, здоровьесберегающей и др.) может быть наполнена любая система воспитания, идущая от ребенка, от его возраста, его интересов и потребностей, его проблем.

Правильно сориентироваться в выборе средств, содержания разрабатываемых воспитательных программ и проектов, форм взаимодействия субъектов воспитания помогут введенные в «Спутник классного руководителя» программно-методические рекомендации, посвященные возможным путям решения той или иной проблемы, а также памятки (памятки-ориентиры, памятки-подсказки). А не отклониться от выбранного курса в сторону системного подхода помогут «Рабочие тетради» с заложенными в них алгоритмами деятельности для классного руководителя, воспитанников и их родителей.

В рамках управленческого блока


Создание целостной системы воспитания

Создание целостной системы воспитания

В середине ХХ века великий немецкий философ Мартин Хайдеггер написал книгу «Хольцвеге» – «Лесные тропы» (в переносном смысле – «Дорога в никуда», так как лесные тропы – это дороги, которые ведут к вырубкам, но не выводят из чащи). Это мрачное название отражало мироощущение европейской интеллигенции в 50-е годы прошлого века. Уже больше десятилетия мы живем в новом веке. Но духовный кризис и нравственное падение человечества продолжаются. Как продолжается и кризис в воспитании. А ведь в конце XX века академик Д. С. Лихачев давал нам надежду на то, что новый век станет веком человека как чего-то высшего: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры воспитывающей и доброй, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой до́лжно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия честности – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». Согласимся, что и сегодня, в сложные времена перемен, эти слова не потеряли своей актуальности. Как не потеряла своей актуальности и идея построения систем воспитания, ориентированных на воспитание человека в человеке, на развитие полноценной личности; идея построения систем, существенно отличающихся от формальных, в которых педагогика мероприятий стала такой привычной, а деятельность, составляющая основу системы, только имитируется. И все же главной задачей ищущих педагогических коллективов и сегодня остается поиск путей построения целостных, как правило авторских, систем воспитания. На это настраивает и содержание федерального государственного образовательного стандарта общего образования, представленного в области воспитания несколькими методическими документами:

– «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся»;

– «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования»;

– «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности»;

– «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».

Особенно привлекает то, что наконец-то в данных документах достойное место отведено воспитанию в системе образования России: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Нельзя не отметить и то, что обязательным при организации воспитательного процесса для педагогов является ориентирование их деятельности на определенные в «Примерной программе…» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал и систему базовых национальных ценностей.

Конечно, системы воспитания, представляемые автором «Спутника классного руководителя», создавались задолго до выхода вышеозначенных документов, но их содержание нисколько не расходится с основными требованиями, предъявляемыми к современному воспитанию. К тому же опыт работы со слушателями курсов, посвященных проблемам воспитания, опыт совместной деятельности субъектов воспитания в рамках пилотных площадок показал:

– уход от педагогики мероприятий к целенаправленному системному процессу воспитания возможен и оправдан;

– воспитывать достойного человека, развивать полноценную личность, разбудить патриотические чувства, формировать базовые основы культуры (семейную, гендерную, здорового образа жизни, гражданскую, национальную, социальную, культуру мира) возможно только в целостных, ориентированных на решение тех или иных проблем системах, ставящих разумные цели, имеющих богатое содержание общения и деятельности, основанных на истинных идеалах и ценностях жизни;

– системный, целедеятельностный, возрастной и проблемный подходы к формированию и развитию воспитательных систем являются наиболее эффективными;

– эффективная система воспитания может существовать только в тех образовательных организациях, где создаются условия для ее постоянного развития.

Как создать такую систему?


Словарь-справочник

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. (Х. И. Лийметс.) Главное в данном процессе – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова.)

Воспитание процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. (Е. В. Бондаревская.)

Воспитание специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. (О. С. Газман.)

Воспитание – это важнейшее явление духовной жизни общества, категория общечеловеческая, вечная. Социально-профессиональное явление, это питание человека всеми достижениями культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не был вне ее. (Н. Е. Щуркова.)

Воспитание как восхождение к культуре – организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступенькам культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуальной свободной форме культурных достижений человечества. (Н. Е. Щуркова.)

Воспитание духовное – пробуждение подлинной сущности человека, осознание им предназначения его жизни на земле и развитие способностей к реализации его высшей природы.

Воспитание эстетическое – формирование отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном.

Воспитание в духе прав человека – признание за ребенком его права на достойную и счастливую жизнь, защита его прав и свобод, знание и применение им своих прав в жизни.

Воспитание в духе культуры мира – это воспитание нового ученика с новым мышлением, новым отношением к жизни, позицией гражданина мира, члена мирового сообщества, целостной личности, способной принимать ответственные решения за себя, свое окружение, мир, в котором она живет, за все, что происходит на нашей планете. Это интеллектуальная и нравственная готовность, необходимая человеку ХХI века.

Гуманистическое воспитание – это процесс взаимодействия педагога-воспитателя и воспитанника по поводу самоопределения последнего в системе нравственных, культурных и социальных ценностей, которые определяют жизненный путь личности. (С. А. Ковалев.)

Гуманистическое воспитание – это воспитание:

– целенаправленное, то есть соответствующее определенным целям;

– системное, то есть осуществляющееся последовательно, поэтапно;

– комплексное, отражающее совокупность знаний о процессе деятельности;

– принципиальное, то есть соответствующее определенным принципам, правилам, условиям и др. (В. Т. Кабуш.)

Гимназия (от греч. «гимнастий», букв. означает «тренируюсь»). В Древней Греции, откуда ведут свою историю гимназии, юноши под присмотром наставников совершенствовались в спорте, изучали политику, философию, историю, литературу, ораторское искусство. Значит, мы можем говорить о построении содержания воспитания на идеях тренировки ума, духа и тела, на идеях совершенствования политических и философских знаний, умений красиво и убедительно говорить и спорить, убеждать слушателей и собеседников в чем-либо.

Великолепные идеи для создания программы воспитания найдут для себя педагоги, родители и воспитанники гимназий в истории гимназий прошлого и, в частности, в истории гимназии К. И. Мая (Санкт-Петербург). Буквально с первых дней существования в ней начал создаваться присущий только этому коллективу особый «майский дух», которым так дорожили педагоги и ученики разных поколений. Дружеские отношения между преподавателями, а также между ними и родителями, общность взглядов тех и других на стоящие перед ними проблемы воспитания и преподавания – все это способствовало возникновению почти семейной обстановки в гимназии, наполненной постоянной заботой и вниманием к каждому ученику. Девизом школы стало изречение известного чешского педагога Я.-А. Коменского: «Сперва любить, потом учить». Родство духовное, родство интеллектуальное, родство интеллигентское, родство общественное, социальное – вот что было характерно для этой гимназии. Родство духовное. Духовный потенциал воспитанников и педагогов гимназии должен быть чрезвычайно высок. Духовный потенциал выпускника должен соответствовать званию «Выпускник гимназии» (человек интеллигентный: высокопорядочный, высокообразованный, способный понимать другого человека; человек с признаками социальной зрелости: высокие нравственные качества, этическая грамотность, эстетическая культура, грамотное отношение к здоровью, высокий уровень мышления, активность, деловитость, профессионализм, активная гражданская позиция, способность к самосовершенствованию). Родство интеллигентское. В гимназии во всем царит интеллигентский дух. Учитель-интеллигент – идеал для подражания. За званиями «Учитель гимназии», «Гимназист» стоят прежде всего духовное благородство, интеллигентность. Родство интеллектуальное.


Визитная карточка

Визитная карточка

Задание 1. Заполните свою визитную карточку.

Классный руководитель: ___________________________________


Коллектив ____ «___» класса _______ СОШ (ООШ) № __

_________________________________________________________

(город, село, поселок, район, область)


Ф. И. О. _________________________________________________

Должность: ______________________________________________

Образование: _____________________________________________

Профессиональный путь: __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Девиз моей жизни: ________________________________________

___________________________________________________________

Девиз профессиональной деятельности: ______________________

___________________________________________________________

Больше всего на свете я люблю: ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Я не люблю: _____________________________________________

___________________________________________________________

Я не приемлю: ____________________________________________

___________________________________________________________

Что меня радует в этой жизни? ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Что огорчает меня в этой жизни? ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

О чем я мечтаю? __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Область моих профессиональных интересов: _________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Мои увлечения на досуге: __________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Мое глубокое убеждение состоит в том, что __________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Свою миссию вижу в том, что ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Мое отношение к моей профессии: __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Напишите эссе на одну из тем (по выбору):

· «Я – классный руководитель, и этим я интересен».

· «Моя профессия – детоводитель».

· «Есть такая профессия – сердце отдавать детям».

· «И швец, и жнец, и на дуде игрец».

· «И Ассоль, и Золушка, и "чайка"».

· «Я – классный руководитель, а это значит…».

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.