Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности

Есть на складе
120 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4364
Авторы Коновалова Н. Г.
Издательство Учитель, 2021
Серия Инструктору по физической культуре ДОО
ISBN 978-5-7057-4256-1
Страниц 89
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705742561
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 66 г
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает краткую характеристику признаков правильной осанки, ее нарушений во фронтальной и сагиттальной плоскостях, анализ причин формирования нарушений осанки, роли гимнастики и других факторов в профилактике различных видов нарушения осанки у детей. Представлены наборы физических упражнений из различных исходных положений для коррекции осанки, предложены примерные планы-конспекты занятий корригирующей гимнастикой в форме игры как основного вида деятельности дошкольника, рассмотрены варианты коррекции осанки в процессе познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Использование предложенных подходов позволит осуществить индиви-дуализацию образования по физической культуре на основе элементов образовательных траекторий и профессиональной коррекции осанки детей с учетом вида ее нарушения.
Предназначено инструкторам по физической культуре, воспитателям ДОО, полезно преподавателям физической культуры ОО и родителям для индивидуальной работы с детьми.

Подробное описание

Введение

Несмотря на усиление внимания государства и общества к проблеме сохранения здоровья нации в современной России, показатели здоровья детского населения продолжают снижаться. Сложилась удивительная ситуация: дети, которые гипотетически должны быть наиболее здоровой частью общества, таковой не являются, что вызывает обоснованную озабоченность педагогического и медицинского сообщества.

Постепенное ухудшение здоровья детского населения обусловлено многими объективными и субъективными факторами. Часть этих факторов может и должна быть учтена при организации и построении образовательного процесса, что и предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В частности, ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г., вступивший в силу с 1 января 2014 г., предусматривает индивидуализацию образования, в том числе поддержку ребенка, построение индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.

Среди отклонений в состоянии здоровья и особенностей развития детей дошкольного возраста важное место занимают различные виды нарушения осанки. Само по себе нарушение осанки не представляет прямой угрозы для жизни ребенка, оно не сопряжено с неизбежным запретом на какие-либо виды деятельности, включая учебную или спортивную. В то же время нарушение осанки создает условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе заболеваний верхних дыхательный путей, опорно-двигательного аппарата.

Данное учебное пособие посвящено анализу причин возникновения нарушений и коррекции осанки в период дошкольного детства путем индивидуализации образовательных траекторий по физической культуре, интеграции занятий корригирующей гимнастикой с другими видами регламентированной и нерегламентированной деятельности дошкольников.

Формирование осанки – процесс длительный, он зависит не только от занятий лечебной физической культурой, но и от многих факторов игровой и учебной деятельности, психоэмоционального климата в коллективе, режимных моментов. Часть из этих факторов реализуется в детском коллективе, часть только в семье. Поэтому учебное пособие адресовано инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения и воспитателям, но может быть интересно родителям.

Данное пособие имеет две особенности, которые отличают его от большинства других работ, посвященных этой теме.

Во-первых, коррекция различных видов нарушения осанки рассмотрена отдельно, поскольку физические упражнения, в одном случае корригирующие биомеханические нарушения, могут провоцировать прогрессирование этих нарушений в другом. Комплексы корригирующей гимнастики при различных видах нарушения осанки представлены в сюжетно-ролевой и игровой формах, что учитывает особенности восприятия детей дошкольного возраста.

Во-вторых, работа над этим изданием проходила в течение полугода после введения первого в стране ФГОС ДО. Поэтому в структуру и содержание внесены изменения с учетом требований ФГОС ДО. Работая над пособием, мы опирались на следующие основные положения ФГОС ДО:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; понимание детства как периода жизни, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) проведение занятий физической культурой и организация самостоятельной деятельности ребенка, направленной на коррекцию осанки, формирование оптимальных постуральных стереотипов в формах, специфических для детей дошкольного возраста: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей физическое, творческое и художественно-эстетическое развитие ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО при анализе причин, вызывающих нарушение осанки, рассмотрении видов на-рушения осанки, подборе корригирующих упражнений и составлении комплексов учитывали:

1) индивидуальные потребности детей с различными видами нарушения осанки, связанные с условиями их жизни и состоянием здоровья;

2) возможности освоения ребенком корригирующих упражнений с учетом его возраста и физической подготовленности.

Опирались на следующие принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком этапа дошкольного детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе занятий корригирующей гимнастикой;

8) возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие физических упражнений и формы проведения занятия возрастным особенностям детей;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы, предложенные в учебном пособии, направлены на достижение следующих целей, определенных ФГОС ДО:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

При написании учебного пособия ориентировались на решение следующих задач, обозначенных в ФГОС ДО:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование в структуре общей культуры личности детей ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания занятий корригирующей гимнастикой с учетом способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

приводим некоторые положения ФГОС ДО с сохранением аутентичной нумерации и то, какое отражение они нашли в данном учебном пособии по профилактике нарушения осанки в детском саду:

Реализация положений стандарта
в содержании пособия

Положение ФГОС ДО

Реализация в содержании
учебного пособия

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

Проведение игровых или сюжетно-ролевых занятий корригирующей гимнастикой
для формирования интереса детей

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей

Предоставление детям возможности проявлять собст-венное творчество в процессе проведения занятий корригирующей гимнастикой путем внесения дополнений в сюжетную линию занятия

3) уважение личности ребенка

Поддержание интереса детей к занятиям на протяжении всего учебного года путем использования игрового
и сюжетно-ролевого сопровождения

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

Проведение занятий корригирующей гимнастикой в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Интеграция корригирующей гимнастики с изобразительной деятельностью

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Осуществление дифференцированного подхода к детям
с различными видами нарушения осанки

2) возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

Корригирующие упражнения с учетом возраста и физической подготовки детей

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития

Проведение корригирующей гимнастики в форме игры, других видов деятельности, адекватных и интересных детям, с учетом возраста

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Выполнение части физических упражнений по карточкам, по звеньям, по индивидуальным заданиям с учетом интересов, показателей физического развития ребенка
и вида нарушения осанки

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образовательных отношений

Учет детских предпочтений при выборе сюжетного или игрового оформления занятия

4) поддержка инициативы детей
в различных видах деятельности

Проведение конкурсов среди детей на сюжетное оформление занятия корригирующей гимнастикой, прорисовывание на занятиях и самостоятельно дома впечатлений от занятия

5) сотрудничество Организации
с семьей

Подбор упражнений для утренней гигиенической гимнастики с учетом вида нарушения осанки и интересов конкретного ребенка. Разработка формы дневника контроля за состоянием ребенка (адресовано родителям).

Творческие задания для работы родителей с детьми как продолжение интегрированных занятий корригирующей гимнастикой

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Проведение сюжетно-ролевых форм занятий корригирующей гимнастикой с учетом социокультурных норм, традиций семьи, общества, государства

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями (познавательной деятельностью, рисованием, развитием речи…)

8) возрастная адекватность
дошкольного образования

Соответствие нагрузки и продолжительности занятия корригирующей гимнастикой возрасту и особенностям развития детей

9) учет этнокультурной ситуации развития детей

Использование элементов национальных игр и сказок при проведении занятий корригирующей гимнастикой

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Коррекция осанки детей, формирование оптимального дыхательного стереотипа, эмоциональная разрядка

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации… (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

Улучшение здоровья детей, как следствие – повышение
их работоспособности. Формирование привычки следить за своим здоровьем и учиться с удовольствием

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

Использование одинаковых или близких комплексов корригирующей гимнастики
в подготовительной группе дошкольного и первом классе начального общего образо-вания

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

Развитие индивидуальных особенностей ребенка, обучение построения отношений
с окружающими в различных игровых и ролевых ситуациях в процессе занятий корригирующей гимнастикой

5) объединение обучения и воспи-тания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Тренировка различных вариантов построения отношений в процессе игры, осмысление полученного опыта во время обсуждения и прорисовывания игровых ситуаций

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности

Формирование ценности здорового образа жизни, развитие физических качеств в процессе занятий корригирующей гимнастикой

7) обеспечение вариативности
и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

Построение занятий корригирующей гимнастикой с учетом видов нарушения осанки у детей

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

Проведение корригирующей гимнастики в игровой или сюжетно-игровой форме
с учетом социокультурных норм и традиций общества

9) обеспечение психолого-педа-гогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Творческие домашние задания для работы родителей с детьми, дневник контроля за состоянием ребенка, подбор корригирующих упражнений для индивидуальной работы родителей с детьми


Список сокращений, использованных в пособии

ГСС – голеностопный сустав.

И.П. – исходное положение.

КС – коленный сустав.

Лев. – левый.

ЛС – локтевой сустав.

ОС – основная стойка.

Пр. – правый.

ПС – плечевой сустав.

ТБС – тазобедренный сустав.

Упр. – упражнение.

Содержание

Введение    3

Что такое осанка    13

Признаки правильной осанки    13

Факторы, определяющие осанку    14

Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей    15

Виды нарушений осанки    16

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости    17

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника    17

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника    19

Нарушение осанки во фронтальной плоскости    20

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста    20

Профилактика заболеваний    20

Рациональная двигательная активность    20

Ортопедический режим    22

Корригирующая Гимнастика для профилактики и лечения нарушения осанки    23

Общие положения    23

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции круглой спины    26

Специальные упражнения    26

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с круглой спиной    37

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции кругловогнутой спины    39

Специальные упражнения    39

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с кругловогнутой спиной    50

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции асимметричной осанки    52

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с асимметричной осанкой    52

Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями в системе дошкольного образования    54

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с познавательной деятельностью    56

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с формированием элементарных математических представлений    59

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с развитием
речи    65

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с изобрази-тельной деятельностью    70

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей в процессе формирования осанки у детей    74

Принципы подбора корригирующих упражнений для индивидуальной работы с детьми    75

Варианты оформления дневника контроля за состоянием ребенка    78

Творческие домашние задания для работы родителей с детьми    85

Литература    88

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru