В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности

  • Профилактика нарушения осанки у детей: занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности — интернет-магазин УчМаг
-10%
130 руб.
117 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 4364
Издательство: Учитель, 2020
ISBN: 978-5-7057-4256-1
Страниц: 90
УДК: 372.3/.4
Штрихкод: 9785705742561
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка: припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт: мягкая, скрепка
Вес: 66 г
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного об-разования и включает краткую характеристику признаков правильной осанки,
ее нарушений во фронтальной и сагиттальной плоскостях, анализ причин формирования нарушений осанки, роли гимнастики и других факторов в профилактике различных видов нарушения осанки у детей. Представлены наборы физических упражнений из различных исходных положений для коррекции осанки, предложены примерные планы-конспекты занятий корригирующей гимнастикой в форме игры как основного вида деятельности дошкольника, рассмотрены варианты коррекции осанки в процессе познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Использование предложенных подходов позволит осуществить индивидуали-зацию образования по физической культуре на основе элементов образовательных траекторий и профессиональной коррекции осанки детей с учетом вида ее нарушения.
Предназначено инструкторам по физической культуре, воспитателям ДОО, полезно преподавателям физической культуры ОО и родителям для индивидуальной работы с детьми.

Подробное описание

Введение

Несмотря на усиление внимания государства и общества к проблеме сохранения здоровья нации в современной России, показатели здоровья детского населения продолжают снижаться. Сложилась удивительная ситуация: дети, которые гипотетически должны быть наиболее здоровой частью общества, таковой не являются, что вызывает обоснованную озабоченность педагогического и медицинского сообщества.

Постепенное ухудшение здоровья детского населения обусловлено многими объективными и субъективными факторами. Часть этих факторов может и должна быть учтена при организации и построении образовательного процесса, что и предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В частности, ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г., вступивший в силу с 1 января 2014 г., предусматривает индивидуализацию образования, в том числе поддержку ребенка, построение индивидуальной образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития.

Среди отклонений в состоянии здоровья и особенностей развития детей дошкольного возраста важное место занимают различные виды нарушения осанки. Само по себе нарушение осанки не представляет прямой угрозы для жизни ребенка, оно не сопряжено с неизбежным запретом на какие-либо виды деятельности, включая учебную или спортивную. В то же время нарушение осанки создает условия для развития патологии различных органов и систем, в том числе заболеваний верхних дыхательный путей, опорно-двигательного аппарата.

Данное учебное пособие посвящено анализу причин возникновения нарушений и коррекции осанки в период дошкольного детства путем индивидуализации образовательных траекторий по физической культуре, интеграции занятий корригирующей гимнастикой с другими видами регламентированной и нерегламентированной деятельности дошкольников.

Формирование осанки – процесс длительный, он зависит не только от занятий лечебной физической культурой, но и от многих факторов игровой и учебной деятельности, психоэмоционального климата в коллективе, режимных моментов. Часть из этих факторов реализуется в детском коллективе, часть – только в семье. Поэтому учебное пособие адресовано инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения и воспитателям, но может быть интересно родителям.

Данное пособие имеет две особенности, которые отличают его от большинства других работ, посвященных этой теме.

Во-первых, коррекция различных видов нарушения осанки рассмотрена отдельно, поскольку физические упражнения, в одном случае корригирующие биомеханические нарушения, могут провоцировать прогрессирование этих нарушений в другом. Комплексы корригирующей гимнастики при различных видах нарушения осанки представлены в сюжетно-ролевой и игровой формах, что учитывает особенности восприятия детей дошкольного возраста.

Во-вторых, работа над этим изданием проходила в течение полугода после введения первого в стране ФГОС ДО. Поэтому в структуру и содержание внесены изменения с учетом требований ФГОС ДО. Работая над пособием, мы опирались на следующие основные положения ФГОС ДО:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; понимание детства как периода жизни, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) проведение занятий физической культурой и организация самостоятельной деятельности ребенка, направленной на коррекцию осанки, формирование оптимальных постуральных стереотипов в формах, специфических для детей дошкольного возраста: в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей физическое, творческое и художественно-эстетическое развитие ребенка.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО при анализе причин, вызывающих нарушение осанки, рассмотрении видов на-рушения осанки, подборе корригирующих упражнений и составлении комплексов учитывали:

1) индивидуальные потребности детей с различными видами нарушения осанки, связанные с условиями их жизни и состоянием здоровья;

2) возможности освоения ребенком корригирующих упражнений с учетом его возраста и физической подготовленности.

Опирались на следующие принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком этапа дошкольного детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе занятий корригирующей гимнастикой;

8) возрастная адекватность дошкольного образования – соответствие физических упражнений и формы проведения занятия возрастным особенностям детей;

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Подходы, предложенные в учебном пособии, направлены на достижение следующих целей, определенных ФГОС ДО:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

При написании учебного пособия ориентировались на решение следующих задач, обозначенных в ФГОС ДО:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от ограниченных возможностей здоровья;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование в структуре общей культуры личности детей ценностей здорового образа жизни, развитие физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания занятий корригирующей гимнастикой с учетом способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

приводим некоторые положения ФГОС ДО с сохранением аутентичной нумерации и то, какое отражение они нашли в данном учебном пособии по профилактике нарушения осанки в детском саду:

Реализация положений стандарта
в содержании пособия

Положение ФГОС ДО

Реализация в содержании
учебного пособия

1.2. Стандарт разработан на основе Конституции РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

Проведение игровых или сюжетно-ролевых занятий корригирующей гимнастикой
для формирования интереса детей

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей

Предоставление детям возможности проявлять собст-венное творчество в процессе проведения занятий корригирующей гимнастикой путем внесения дополнений в сюжетную линию занятия

3) уважение личности ребенка

Поддержание интереса детей к занятиям на протяжении всего учебного года путем использования игрового
и сюжетно-ролевого сопровождения

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка

Проведение занятий корригирующей гимнастикой в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. Интеграция корригирующей гимнастики с изобразительной деятельностью

1.3. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей,
в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Осуществление дифференцированного подхода к детям
с различными видами нарушения осанки

2) возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

Корригирующие упражнения с учетом возраста и физической подготовки детей

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития

Проведение корригирующей гимнастики в форме игры, других видов деятельности, адекватных и интересных детям, с учетом возраста

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Выполнение части физических упражнений по карточкам, по звеньям, по индивидуальным заданиям с учетом интересов, показателей физического развития ребенка
и вида нарушения осанки

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образовательных отношений

Учет детских предпочтений при выборе сюжетного или игрового оформления занятия

4) поддержка инициативы детей
в различных видах деятельности

Проведение конкурсов среди детей на сюжетное оформление занятия корригирующей гимнастикой, прорисовывание на занятиях и самостоятельно дома впечатлений от занятия

5) сотрудничество Организации
с семьей

Подбор упражнений для утренней гигиенической гимнастики с учетом вида нарушения осанки и интересов конкретного ребенка. Разработка формы дневника контроля за состоянием ребенка (адресовано родителям).

Творческие задания для работы родителей с детьми как продолжение интегрированных занятий корригирующей гимнастикой

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Проведение сюжетно-ролевых форм занятий корригирующей гимнастикой с учетом социокультурных норм, традиций семьи, общества, государства

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями (познавательной деятельностью, рисованием, развитием речи…)

8) возрастная адекватность
дошкольного образования

Соответствие нагрузки и продолжительности занятия корригирующей гимнастикой возрасту и особенностям развития детей

9) учет этнокультурной ситуации развития детей

Использование элементов национальных игр и сказок при проведении занятий корригирующей гимнастикой

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия

Коррекция осанки детей, формирование оптимального дыхательного стереотипа, эмоциональная разрядка

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации… (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

Улучшение здоровья детей, как следствие – повышение
их работоспособности. Формирование привычки следить за своим здоровьем и учиться с удовольствием

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

Использование одинаковых или близких комплексов корригирующей гимнастики
в подготовительной группе дошкольного и первом классе начального общего образо-вания

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром

Развитие индивидуальных особенностей ребенка, обучение построения отношений
с окружающими в различных игровых и ролевых ситуациях в процессе занятий корригирующей гимнастикой

5) объединение обучения и воспи-тания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Тренировка различных вариантов построения отношений в процессе игры, осмысление полученного опыта во время обсуждения и прорисовывания игровых ситуаций

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности

Формирование ценности здорового образа жизни, развитие физических качеств в процессе занятий корригирующей гимнастикой

7) обеспечение вариативности
и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

Построение занятий корригирующей гимнастикой с учетом видов нарушения осанки у детей

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей

Проведение корригирующей гимнастики в игровой или сюжетно-игровой форме
с учетом социокультурных норм и традиций общества

9) обеспечение психолого-педа-гогической поддержки семьи
и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Творческие домашние задания для работы родителей с детьми, дневник контроля за состоянием ребенка, подбор корригирующих упражнений для индивидуальной работы родителей с детьми


Список сокращений, использованных в пособии

ГСС – голеностопный сустав.

И.П. – исходное положение.

КС – коленный сустав.

Лев. – левый.

ЛС – локтевой сустав.

ОС – основная стойка.

Пр. – правый.

ПС – плечевой сустав.

ТБС – тазобедренный сустав.

Упр. – упражнение.

Содержание

Введение    3

Что такое осанка    13

Признаки правильной осанки    13

Факторы, определяющие осанку    14

Распространенность и причины возникновения нарушений осанки у детей    15

Виды нарушений осанки    16

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости    17

Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника    17

Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника    19

Нарушение осанки во фронтальной плоскости    20

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста    20

Профилактика заболеваний    20

Рациональная двигательная активность    20

Ортопедический режим    22

Корригирующая Гимнастика для профилактики и лечения нарушения осанки    23

Общие положения    23

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции круглой спины    26

Специальные упражнения    26

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с круглой спиной    37

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции кругловогнутой спины    39

Специальные упражнения    39

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с кругловогнутой спиной    50

Корригирующая гимнастика для профилактики и коррекции асимметричной осанки    52

Примерный комплекс корригирующей гимнастики для детей дошкольного возраста с асимметричной осанкой    52

Интеграция корригирующей гимнастики с другими занятиями в системе дошкольного образования    54

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с познавательной деятельностью    56

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с формированием элементарных математических представлений    59

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с развитием
речи    65

Интеграция занятий корригирующей гимнастикой с изобрази-тельной деятельностью    70

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей в процессе формирования осанки у детей    74

Принципы подбора корригирующих упражнений для индивидуальной работы с детьми    75

Варианты оформления дневника контроля за состоянием ребенка    78

Творческие домашние задания для работы родителей с детьми    85

Литература    88

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос