Компетентностно-ориентированный урок

Есть на складе
327 руб.
-10%
294,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3007
Авторы Пашкевич А. В.
Издательство Учитель, 2016
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-3457-3
Страниц 208
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705734573
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 290 г
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Умение конструировать компетентностно-ориентированный урок - основа успешной деятельности педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций и личностных качеств, необходимых для принятия верных решений в различных жизненных ситуациях.
В пособии представлен системный анализ компетентностно-ориентированного урока, состоящий из четырех блоков: целеполагания, технологизации, познавательной деятельности школьников и результативности урока. Конструктор компетентностно-ориентированных заданий, описание основ мониторинга сформированности ключевых компетенций, схемы анализа эффективности урока и примеры технологических карт помогут учителю профессионально проектировать уроки, соответствующие требованиям ФГОС.
Предназначено учителям, заместителям директора по УР, НМР, руководителям предметных МО; полезно преподавателям и студентам педагогических учебных заведений, специалистам ИПКРО.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменятся и подходы к конструированию урока, и требования к профессиональной компетенции педагога.

Актуальность перехода на компетентностный подход обусловлена целым рядом факторов:

– существенными изменениями в обществе: переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, связанным с увеличением информационного потока. Ускорение темпов жизни требует воспроизведения качеств личности, востребованных в XXI веке: в первую очередь мобильности, ответственности, активности, самостоятельности и т. д.;

– задачи модернизации образования обусловлены сменой парадигмы образования: если раньше образование на всю жизнь, то теперь образование через всю жизнь, что требует принципиально нового подхода в определении целей, содержания, организации учебного процесса;

– развитие информационных технологий привело к тому, что учитель просто не в состоянии «угнаться» за всё возрастающим потоком информации, не говоря уже про ученика;

– выпускники школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказываются неготовыми к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях;

– предполагает использование возможностей своего предмета для формирования у школьника личных качеств и компетенций.

Таким образом, новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся знания, а учить их умению адаптироваться в новых условиях жизни. В связи с этим акцент необходимо перенести с преподавательской активности учителя на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Меняются цели образования, вводятся новые образовательные стандарты, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Мы прекрасно все осознаем, что урок не может не меняться с годами, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по П. И. Третьякову:

– формируемая цель (реальная или идеальная), как правило, цели ставятся не диагностично;

– содержание урока:

а) планирование урока без связи с другими;

б) слабое знание типологии уроков и т. д.;

– формы и методы устарели (уроки-близнецы в разных классах, шаблонная структура уроков, неразграниченность содержания материала) и т. д.;

– нет рефлексии, поскольку форма фронтальная;

– не отвечает идеям природосообразности и т. д.;

– слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;

– увлечение фронтальной формой;

– пассивная позиция ученика в учебном процессе.

Урок – система интерактивная, многообразная по видам деятельности, не менее 3–4. Урок был, остается и будет основной формой обучения.

Как изменяется урок:

– урок становится личностно развивающим;

– урок становится компетентностно-ориентированным;

– урок становится метапредметным;

– наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки-занятия), стирается грань между обучением и воспитанием.

Для того чтобы понять, чем отличается компетентностный подход в образовании от традиционного и что именно изменяется в уроке с переходом на компетентностный подход, рассмотрим, что такое компетентностно-ориентированный урок (КОУ).

Компетентностно-ориентированный урок – это такой урок, на котором создаются условия, способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, личностных качеств, которые позволяют эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении компетентностно-ориентированных уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; она должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций. Компетентностно-ориентированный урок – это совместный поиск истины учителем и учеником.

Параметры компетентностно-ориентированного урока:

– характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации – в нестандартной ситуации);

– осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют типы компетентностно-ориентированных уроков:

I – урок, ориентированный на применение знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

II – урок, ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

III – урок, ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

IV – урок, ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы:

– какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения;

– как должны быть сформулированы цели учебного занятия;

– как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся;

– какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций;

– как будет актуализирован личный социальный опыт учащихся, как они будут мотивированы на самостоятельное приобретение знаний;

– каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке.

Для облегчения работы учителя по проектированию компетентностно-ориентированного урока в пособии будет представлен системный анализ компетентностно-ориентированного урока, состоящий из четырёх блоков: целеполагания, технологизации, познавательной деятельности учащихся и результативности урока (тех компонентов, которые принципиально отличают компетентностно-ориентированный урок от традиционного). В пособии будет детально прописан каждый аспект системного анализа.

Аспекты системного анализа компетентностно-ориентированного урока:

1. Целеполагание:

– учитель определяет компетенциии, на формирование которых рассчитан урок, разрабатывает стратегию по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся, отвечая на вопрос «Что должен сделать ученик за урок?»);

– ставит цели на уроке; цель урока должна быть диагностичной, конкретной, измеримой и соответствовать формируемым компетенциям; цель отождествляется с результатом учебного занятия, результатом выступает компетентность учащихся;

– в процесс постановки цели на уроке учитель вовлекает учащихся, организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание, создает условия для мотивации достижения целей учащимися.

2. Технологизация:

– учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическими задачами, этапами;

– подбирает содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); осуществляет ориентацию учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграцию содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов);

– подбирает формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения);

– учитель подбирает современные образовательные технологии (СОТ), направленные на формирование планируемых компетенций, при этом учитывает правила и особенности выбранной технологии (либо использует комплекс технологий, направленных на достижение цели).

3. Деятельностный аспект:

– учитель организует целенаправленную, адекватную формируемым компетенциям деятельность учащихся на уроке, используя широкий спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям (решение проблем самими учащимися через самостоятельную познавательную деятельность);

– учитель организует активную самостоятельную работу учащихся, адекватную формируемым компетенциям с использованием компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ), ситуативных задач.

4. Результативность:

– учитель разрабатывает критериальную базу оценивания, подбирает средства контроля, контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить уровень компетенции, соответствие методов обучения и процедур оценивания;

– рефлексия (рефлексивный анализ) проводится в течение всего урока, на разных этапах, с использованием приемов рефлексии учащихся. Учащийся анализирует способы деятельности, выявляет нерешенные трудности и проблемы, осознает, в чем состоялся личный прирост знаний и умений. Используются разные формы рефлексии;

– результат КОУ должен быть достигнут каждым учащимся.

Содержание

Введение    3

Сравнительная характеристика основных подходов в образовании    6

Модуль 1. Целеполагание компетентностно-ориентированного урока    13

Приложения    25

Приложение 1. Примеры целеполагания по системно-деятельностному подходу    25

Приложение 2. Варианты целеполагания урока в компетентностном подходе    29

Приложение 3. Варианты целеполагания урока по таксономии Б. Блума    36

Приложение 4. Дополнительные варианты постановки целей урока    40

Приложение 5. Приемы постановки цели на уроке и включения учащихся в процесс целеполагания    42

Приложение 6. Характеристика некоторых приемов постановки цели урока    43

Модуль 2. Технологизация компетентностно-ориентированного урока    45

Приложения    57

Приложение 1. Урок деятельностной направленности по математике «Площадь прямоугольного треугольника» (для 4 класса)    57

Приложение 2. Урок открытия нового знания по алгебре «Формулы сокращенного умножения» (для 7 класса)    64

Приложение 3. Комбинированный урок по грамоте «Звук [й’] после разделительного мягкого знака (ь) перед буквами е, ё, ю, я, и» (для 1 класса)    68

Приложение 4. Урок рефлексии по математике по теме «Задачи на проценты» (для 5 класса)    73

Модуль 3. Проектирование компетентностно-ориентированных заданий    83

Приложения    92

Приложение 1. Конструктор задач (пример заполнения)    92

Приложение 2. Памятка по постановке вопросов к компетентностно-ориентированным заданиям по таксономии Блума    93

Приложение 3. Бланк проектирования КОЗ (классический вариант)    94

Приложение 4. Концептуальная таблица КОЗ (классический вариант)    95

Приложение 5. Контекстное задание по биологии по теме «Первая помощь при кровотечениях» (для 8 класса)    96

Приложение 6. Практическое задание по информатике по теме «Построение логических схем» (для 11 класса)    98

Приложение 7. Ситуационное задание по русскому языку по теме «Знаки препинания в ССП с союзами и, да (и), или» (для 9 класса)    102

Приложение 8. КОЗ (классического типа) по истории России по теме «Отечественная война» (для 8 класса)    104

Модуль 4. Результативно-деятельностный компонент компетентностно-ориентированного урока    106

Приложения    112

Приложение 1. Оценка эффективности компетентностно-ориентированного урока    112

Приложение 2. Пример технологической карты урока по истории России (7 класс)    115

Приложение 3. Пример технологической карты урока по биологии (5 класс)    121

Приложение 4. Пример технологической карты по информатике (10 класс)    128

Приложение 5. Пример технологической карты для начальной школы по русскому языку (2 класс)    149

Основы мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы    157

Приложение. Пример положения «О мониторинге уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы»    163

Результаты обучающего телекоммуникационного проекта для педагогов «Урок в условиях ФГОС»    180

Приложения    188

Приложение 1. Всероссийский телекоммуникационный проект «Урок в условиях ФГОС» (01.02.2013–31.03.2013)    188

Приложение 2. Схема «Современные подходы к целеполаганию урока»    191

Приложение 3. Схема «Целеполагание»    192

Приложение 4. Схема «Проектирование целей в соответствии с ФГОС»    193

Приложение 5. Соотнесение аспектов формирования ключевых компетенций учащихся в соответствии с формой урока     194

Приложение 6. Соотнесение аспектов формирования ключевых и предметных компетенций учащихся     196

Приложение 7. Положение «О мониторинге уровня оценки эффективности компетентностно-ориентированного урока в школе»     199

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос