Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы

Есть на складе
100 руб.
-10%
90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3006
Авторы Иволгина Л. И.
Издательство Учитель, 2015
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-3627-0
Страниц 103
УДК 373.3/.5*05/09
Штрихкод 9785705736270
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 75 г
В пособии предложены приемы организации уроков различных учебных дисциплин, позволяющие системно и последовательно обучать школьников 5-9 классов схематизации и моделированию, способствующие развитию умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач и формированию знаково-символических универсальных учебных действий, являющихся важнейшим требованием к результатам образования и обязательным условием выполнения ФГОС ООО.
Предназначено учителям-предметникам, классным руководителям, методистам и руководителям ОУ; рекомендовано специалистам учреждений органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение

В федеральных государственных образовательных стандартах, как начального общего, так и среднего (полного) общего образования, обозначены требования к метапредметным результатам обучающихся, включающие требования к познавательным универсальным учебным действиям, в перечень которых входят:

• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

• применение моделей и схем для обеспечения преобразования учебного материала;

• подготовка выступления с опорой на графические изображения для более полного ответа на поставленный вопрос и достижения взаимопонимания.

Выполнение установленных требований предполагает обучение школьников схематизации, которое включает в себя формирование умений «читать» схемы, то есть видеть за условными обозначениями какое-либо содержание учебного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и материальные объекты условными знаками, а также оперировать схемами в соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими умениями, учащиеся смогут применять схематизацию в познавательной деятельности и социальной действительности.

В учебной познавательной деятельности чаще всего используются схемы, которые способствуют, во-первых, организации понимания научных знаний, во-вторых, организации процессов эффективной коммуникации, в-третьих, целенаправленной деятельности. Данные схемы являются средством формирования универсальных учебных действий различной направленности.

Схемы, способствующие организации понимания, позволяют учащимся овладеть познавательными универсальными учебными действиями (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей и др.).

Схемы, способствующие организации коммуникации, влияют на овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками, умения слушать собеседника, вести диалог, договариваться и др.).

Схемы, способствующие организации деятельности, дают возможность учащимся овладеть регулятивными универсальными учебными действиями (самостоятельно ставить цели, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию).

Для того чтобы эффективно организовать процесс формирования вышеперечисленных действий на основе схем, учителю необходимы определенные знания в области схематизации: какие типы схем существуют, какова их роль в организации различных видов деятельности, а также какие приемы, способы и средства нужно использовать при обучении схематизации.

В пособие, подготовленное при участии Т. М. Захаровой, Е. В. Мартынычевой, М. В. Миновой, вошли материалы, включающие теоретические аспекты схематизации, а также материалы, имеющие практическую направленность.

При организации обучения схематизации учитель должен учитывать следующее.

«Схема состоит из знаков, читаемых однозначно в рамках определенной сферы», и каждый человек одно и то же изображение может трактовать по-разному. Поэтому схема без текстового сопровождения, письменного либо устного, без объяснения того или иного условного знака не приведет к осмысленному ее прочтению и, соответственно, к пониманию того содержания, которое в нее заложено.

Процесс схематизации – это творческий процесс. Два разных ученика, работая с одним и тем же текстом, построят две разные схемы. Это зависит от опыта схематизации, багажа предметных знаний, а также от того, что именно ученики выделяют главным в тексте. Даже если схема не совпадает с версией учителя, она всё равно имеет право на существование в том случае, если помогла учащемуся понять материал.

Умение схематизировать формируется непосредственно в деятельности и только в процессе многократных упражнений. Упражнения должны быть разнообразными: от действий по предложенному образцу до создания своих собственных конструкций.

Несмотря на то что схематизация имеет немаловажное значение в учебном процессе, надо предостеречь педагогов от неверного представления о необходимости схематизировать весь учебный материал и на каждом уроке использовать схемы, так как иногда на понимание самой схемы тратится больше времени, чем на понимание содержания текстовой информации.

Содержание

Введение    3

Схематизация в организации обучения    6

  Типы схем    7

     Объектно-онтологические схемы    7

     Направляющие схемы    11

     Организационно-деятельностные схемы    12

     Схемы-принципы    18

     Классификация схем    19

  Схематизация в организации понимания    20

  Схематизация как средство устранения причин непонимания    26

     Понимание функциональной зависимости    26

     Понимание причинно-следственных связей    28

     Понимание причинно-следственных связей на примере предмета «География»    32

     Понимание условия и решения задачи    38

     Понимание логики рассуждения    41

  Схематизация в организации коммуникации    44

  Схематизация в организации деятельности    49

     Организация деятельности на традиционном уроке    49

     Организация деятельности на основе организационно-деятельностных схем    52

Схематизация как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий    57

Обучение схематизации    63

  Техники построения схем    63

     Отличия схем от рисунков    63

     Этапы построения схемы    64

     Элементы схем    68

     Правила конструирования схем    69

     Особенности демонстрационной схемы    69

  Формирование способности к схематизации    75

  Организация обучения схематизации    79

     Организация первого этапа обучения схематизации    79

     Организация второго этапа обучения схематизации    83

     Организация третьего этапа обучения схематизации    87

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос