Психологическая готовность ребенка к школе

Снято с продажи
Код 12724
Издательство Детство-Пресс, 2013
ISBN 978-5-89814-859-1
Страниц 176
Штрихкод 9785898148591
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 210 x 13 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 270 г
Книга посвящена проблеме психологической готовности ребенка к школьному обучению. Автор проводит подробный анализ существующих подходов к рассмотрению данного понятия, выделяет основные компоненты психологической готовности и дает подробную характеристику этих компонентов. Во второй части книги приведены методики, с помощью которых можно оценить уровень развития ребенка-дошкольника, понять, насколько развиты у него качества, необходимые для школьного обучения.
Книга адресована психологам, педагогам, работающим со старшими дошкольниками и младшими школьниками, а также родителям.

Подробное описание

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярна среди исследователей различных специальностей — физиологов, педагогов, психологов. Та или иная сторона проблемы психологической готовности ребенка к школе отражена в работах практически всех авторов, занимающихся проблемами детства. Этой проблеме посвящено огромное количество книг, статей, сборников, предложено огромное количество методик исследования уровня готовности ребенка к обучению в школе. С понятием «психологическая готовность к школе» знакомы родители и даже сами дети.

Однако, несмотря на обилие существующего по данной проблеме материала, бытует укоренившееся заблуждение, что готовность к школе — это тот багаж знаний и умений, которые ребенок успел приобрести за годы дошкольного детства, в том числе умения читать и считать. В формировании такого подхода к подготовке будущих учеников приняли участие сами школы, устраивая тестирование детей перед поступлением в первые классы. И родители, вместо того чтобы своевременно давать ребенку необходимые для его возраста знания, знакомить его с особенностями окружающего мира, закрепляя полученную информацию в ходе игр, попросту натаскивают детей на заполнение всевозможных тестов. Родители воспринимают ребенка как кувшин, который можно наполнить знаниями и основной задачей которого является забота о том, чтобы не расплескать эти знания.

В нашем пособии мы попытаемся развенчать этот миф. Мы провели большую работу, изучив огромное количество материала, касающегося психологической готовности ребенка к школе, особенностей развития детей дошкольного возраста, и хотим познакомить читателя не только с историей понятия «психологическая готовность к школе», но и с тем, что означает «быть готовым к школе», какие качества необходимы будущему первокласснику для того, чтобы приспособиться к новым условиям и быть способным воспринимать предлагаемый материал.

Во второй части данного пособия представлены методики, с помощью которых родители и педагоги смогут оценить уровень развития ребенка-дошкольника, понять, насколько развиты у него качества, необходимые для школьного обучения.

Содержание

Предисловие    5

Раздел I. Теоретический анализ проблемы психологической готовности    6

Глава 1. Понятие психологической готовности к школьному обучению. Основные теоретические подходы в рассмотрении проблемы подготовки детей к школе    6

Глава 2. Основные компоненты психологической готовности и их характеристика    20

§ 1. Личностная готовность к школе    20

1.1. Влияние развития мотивационной сферы, появления соподчинения мотивов на личностную готовность ребенка к школе    22

1.2. Наличие «внутренней позиции школьника» как показатель личностной готовности к школе    30

§ 2. Коммуникативная готовность к школе    35

2.1. Влияние общения со взрослыми на коммуникативную готовность ребенка к школе    37

2.2. Общение дошкольника со сверстниками и коммуникативная готовность к школьному обучению    44

§ 3. Эмоционально-волевая готовность к школе    55

3.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников как показатель эмоционально-волевой готовности к систематическому обучению    57

3.2. Развитие воли и произвольности как один из показателей готовности к школе    63

§ 4. Интеллектуальная готовность к школе    78

4.1. Уровень развития мышления как показатель интеллектуальной готовности    82

4.2. Уровень развития речи как один из компонентов интеллектуальной готовности    94

4.3. Необходимость овладения специальными знаниями и навыками для повышения уровня интеллектуальной готовности к школе    114

Итоги    120

Раздел II. Диагностика психологической готовности к школьному обучению    125

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина    127

Определение мотивов учения старших дошкольников (М. Р.Гинзбург)    130

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т. А. Нежновой)    131

Вербальный субтест ориентировочного теста школьной зрелости Керна-Йирасека    134

Методика «Схематизация» («Полянки»)    136

Методика «Образец и правило» (разработана Л. А. Венгером)    138

Диагностика развития вербально-логического мышления (методика Э. Ф. Замбицявичене в модификации Л. И. Переслепи, Е. М. Мастюковой и Л. Ф. Чупрова)    .140

Методика «Дополни набор» (разработана Н. И. Поливановой и И. В. Ривиной)    143

Изучение словарного запаса детей    144

Изучение уровня практического осознания элементов речи    146

Исследование фонематического слуха (методика А. Д. Виноградовой)    146

Комплексный тест речевой диагностики (методика Ф. Г. Даскаловой)    147

Литература    151

Приложение 1. Графический материал к методике «Определение мотивов учения»    158

Приложение 2. Графический материал к методике «Схематизация» («Полянки»)    159

Приложение 3. Шкала оценок по методике «Схематизация»    165

Приложение 4. Графический материал к методике «Образец и правило»    166

Приложение 5. Графический материал к методике «Дополни набор»    168

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос