Комплексная коррекционная работа по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению грамоте

Снято с продажи
Код 11447
Издательство Детство-Пресс, 2012
ISBN 978-5-89814-694-8
Страниц 128
Штрихкод 9785898146948
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 205 x 10 (мм)
Вес 130 г
В комплексном изучении задержки психического развития как специфической аномалии детского развития сегодня есть острая потребность. Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста данной категории является весьма актуальной на сегодняшний день.
Готовность к обучению грамоте - показатель подготовки ребенка к школе. Итогом многолетних исследований явилось создание системы работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР, которая базируется на игровых методах и сочетании основных направлений работы учителя-дефектолога по подготовке дошкольников с ЗПР к грамоте (по усвоению навыков чтения и письма) с музыкальной деятельностью, что обеспечивает наиболее эффективную подготовку по данному виду работу.
Использование предложенной нами программы будет способствовать ранней целенаправленной подготовке детей к обучению грамоте, а точнее - развитию предпосылок (общих и специфических) к овладению навыкам чтения и письма. Формирование предпосылок по подготовке детей к грамоте будет способствовать успешности обучения грамоте и в целом реализации потенциальных возможностей психического развития дошкольников с задержкой психического развития.

Подробное описание

Готовность к обучению грамоте является одним из по­казателей готовности ребенка к школе. В дошкольном воз­расте у детей формируются предпосылки к овладению гра­мотой, которые важны для будущего систематического обу­чения чтению и письму в школе, в связи с чем подготовка детей к обучению грамоте является одним из направлений работы в условиях дошкольного образовательного учрежде­ния.

Чтение и письмо являются сложными для формирова­ния навыками, так как требуют от ребенка высокой степени произвольности. Овладение чтением и письмом становится возможным, когда языковые, когнитивные и моторные (а также графомоторные) компоненты достигают у ребенка минимально необходимого уровня зрелости.

Важным для формирования навыков чтения и письма является интеллектуальное развитие ребенка, в частности зрелость его наглядно-образного мышления. Особенно ак­туальна проблема подготовки к обучению грамоте дошколь­ников с задержкой психического развития (ЗПР): незре­лость функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, от­ставание в формировании систем межанализаторных свя­зей) являются одной из причин того, что дети с большим трудом овладевают письмом и чтением (Е. С. Слепович). Недостаточная сформированность всех психических процессов, особенно восприятия, внимания, мышления, у дошкольников с ЗПР обусловливает недостаточность их аналитико-синтетической деятельности и плохое владение мелкой моторикой. Сниженная работоспособность и бы­страя утомляемость усугубляют недостатки их психического развития. В связи с этим становится очевидным, что до­школьникам с ЗПР необходима специально организованная работа по формированию предпосылок к овладению чтени­ем и письмом.

Анализ ряда работ по подготовке к обучению грамоте детей с сохранным интеллектом (А.И. Воскресенская, Л.Е. Журова, А. И. Максаков, Г.С. Швайко и др.) показывает, что основными направлениями работы по подготовке к обучению грамоте являются следующие.

1. Развитие мелкой моторики и графомоторных навы­ков.

2. Развитие устной речи дошкольников (коррекция не­правильного звукопроизношения, развитие фонематиче­ского восприятия и представлений, рече-звукового анализа и синтеза, грамматической стороны речи, связной речи).

3. Развитие сукцессивных функций, конструктивного мышления и всех мыслительных операций в целом.

4. Развитие всех психических процессов дошкольника, особенно таких, как память, внимание и воля.

Названные направления работы носят комплексный и целостный характер. По нашему мнению, подготовитель­ный период обучения грамоте должен начинаться еще с младшего дошкольного возраста и длиться в течение всего дошкольного детства.

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее несомненное значение для практики воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью определили появление данной работы.

Содержание

Введение    3

Цели, задачи и организация программы    5

Средства формирования и развития предпосылок к обуче­нию грамоте дошкольников с ЗПР    9

Сенсорное воспитание    9

Формирование мышления    15

Развитие ручной моторики, подготовка руки к письму    18

Развитие речи и коммуникативных способностей на осно­ве ознакомления с окружающим миром    28

Развитие основных видов деятельности    40

Музыкальное воспитание и театрализованная деятель­ность     46

Результативность работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с ЗПР    50

Заключение    50

Литература    51

Приложение 1. Нотный материал    54

Приложение 2. Конспекты занятий    64

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос