Диагностика психоречевого развития детей 3-7 лет

Акция
Есть на складе
204 руб.
-30%
142,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4842
Авторы-составители Афонькина Ю. А.
Издательство Учитель, 2018
Серия Диагностический журнал
ISBN 978-5-7057-5238-6
Страниц 69
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705752386
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 111 г
Пособие предназначено для исследования состояния психоречевого развития ребёнка
3-7 лет. Предложены методики диагностики психоречевого развития дошкольника, которые позволят не только выявить состояние разных сторон речи, но и изучить связи речевой и других психических функций и составить представление об индивидуальной траектории познавательно-речевого развития ребенка. Диагностические методики направлены как на комплексное изучение общего речевого развития, так и на исследование отдельных сторон психоречевого развития, отражающих для каждого возраста наиболее существенные и характерные особенности становления речевой функции.
Предназначено воспитателям, логопедам, педагогам-психологам дошкольных образовательных организаций; окажет практическую помощь в подготовке бакалавров по направлениям: "Педагогическое образование", "Психолого-педагогическое образование", "Специальное (дефектологическое) образование".

Подробное описание

Введение

Освоение речи – одно из ведущих направлений развития ребенка. Речь позволяет ребенку усваивать представления об окружающем мире, социальные правила и нормы, общаться с людьми, выражать свои намерения, мысли и чувства.

Речь в дошкольном возрасте развивается очень стремительно. И уже к 5 годам ребенок правильно поизносит все звуки родного языка, владеет значительным лексическим запасом, им освоены основы грамматического строя речи и начальные формы связной речи (диалогической и монологической), позволяющие ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок начинает понимать звуковое строение слова, словесный состав предложения, а также замечает и подбирает рифмы, однокоренные слова, синонимы и антонимы. Он становится способен понять жанровое разнообразие литературных произведений и фольклора, структуру связного высказывания (монолога), правила речевого этикета.

К 7 годам речь приобретает элементы произвольности, начинает выполнять функцию интегратора всех познавательных процессов, делает осмысленным для ребенка его собственный внутренний мир. В дальнейшем речь становится средством учебной деятельности, становления личностной рефлексии.

Любая задержка в речевом развитии, как и любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отрицательно влияет на все стороны развития дошкольника, на развитие его деятельности, на поведение, волю и эмоции, на формирование личности целом.

Поэтому важным моментом образовательной деятельности в дошкольном образовании выступает мониторинг речевого развития ребенка в каждый период дошкольного детства.

Данное пособие включает методики диагностики психоречевого развития дошкольника, которые позволяют не только выявить состояние разных сторон речи, но и изучить связи речевой и других психических функций и составить представление об индивидуальной траектории познавательно-речевого развития ребенка. Диагностические методики направлены как на комплексное изучение общего речевого развития, так и на исследование отдельных сторон психоречевого развития, отражающих для каждого возраста наиболее существенные и характерные особенности становления речевой функции.

Основу отбора и модификации диагностических методик составил подход Ф. А. Сохина, который доказал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике ее развития зависит, во-первых, от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком ее становления на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения, а во-вторых, от «неподражательных» элементов – обобщения языковых и речевых явлений и их осознания, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Развитие речи им рассматривается как активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности, и только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством родного языка. Исходя из теории Ф. А. Сохина, можно сделать вывод о направлениях речевого развития ребенка – это осознание языковых явлений, формирование речевых умений, навыков и развитие языковой способности в целом. В соответствии с данными направлениями и составлено настоящее пособие, отобраны, модифицированы или разработаны  и систематизированы диагностические методики.

Представленное пособие предназначено для воспитателей, логопедов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций; может быть использовано в подготовке бакалавров по направлениям: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Содержание

Введение    3

Особенности психоречевого развития дошкольника    4

Интегративные показатели психоречевого развития дошкольника    5

Методики диагностики психоречевого развития дошкольника    7

Методика 1. «Речевая мобильность» (для детей 4–7 лет)    7

Методика 2. «Вербальные ассоциации» (модифицированный вариант методики Г. Эббингауза)    12

Методика 3. «понимание смысла»    12

Методика 4. «узнай по описанию»    15

Методика 5. «Cловоупотребление в разных речевых ситуациях»    15

Методика 6. «Семантическое развитие младших дошкольников»    22

Методика 7. «Фонетико-фонематическое развитие»    25

Методика 8. «Владение речевыми умениями и навыками» (модифицированный вариант методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной)    27

Методика 9. «Владение грамматическим строем речи детьми дошкольного возраста» (моди-фицированный вариант методики О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной)    37

Методика 10. «слоговая структура слова»    38

Методика 11. «Развитие связной речи» (модифицированный вариант методики О. С. Уша-ковой, Е. М. Струниной)    41

Методика 12. «вербализация эмоциональных представлений»    43

Методика 13. «словоупотребление в процессе словесного творчества» (модифицированный вариант методики Л. А. Колуновой)    46

Методика 14. «образность речи в процессе восприятия картин разных жанров» (модифи-цированный вариант методики Е. В. Савушкиной)    51

Методика 15. «образность речи в речевом творчестве» (модифицированный вариант мето-дики Н. В. Гавриш)    55

Методика 16. «Особенности развития связной речи у младших дошкольников» (модифи-цированный вариант методики Л. Г. Шадриной)    61

Методика 17. «Особенности развития связной речи у старших дошкольников» (модифицированный вариант методики Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой)    65

Литература    68

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Инга Беляева
4 апреля 2018 (21:11)
Полезное пособие для практикующего педагога-психолога ДОУ

Инга Беляева
4 апреля 2018 (21:10)
Очень полезное пособие для практикующего педагога-психолога ДОУ

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.