Русский язык. 5-11 классы: технология педагогических мастерских

Есть на складе
227 руб.
-10%
204,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 5505
Авторы-составители Кобзарева Л. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Развивающие образовательные технологии
ISBN 978-5-7057-3100-8, 978-5-7057-5652-0
Страниц 191
УДК 372.016:811.161.1*05/11
Штрихкод 9785705731008, 9785705756520
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 130 г
Пособие содержит подробное описание технологии педагогических мастерских и примеры ее реализации в преподавании русского языка. Вниманию педагогов предложены разработки уроков в 5-11 классах, снабженные дополнительными материалами: текстами, системой вопросов по их анализу, примерами творческих работ; показаны возможности использования интеграции с другими учебными дисциплинами, позволяющие построить образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Образовательной целью представленных уроков является перспективная подготовка к написанию творческой работы на экзамене по русскому языку в формате ОГЭ
и ЕГЭ.
Предназначено учителям русского языка и литературы; полезно преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.


Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Любой из этих уроков – это и есть протянутая рука каждому ученику, побуждение шагать вперед без страха, потому что вы рядом. А это так естественно – учить шагать…

Галина Щербакова
(из повести «Отчаянная осень»)

«Смысл жизни в творчестве. А если только повторять  и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», – говорил когда-то Д. И. Менделеев.

Данное пособие будет интересно тем учителям, для которых успех каждого урока заключается в творчестве и создании нового. Пособие содержит подробное описание технологии педагогических мастерских и коллекцию уроков русского языка, разработанных в рамках этой технологии.

Мастерская – необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы и т. д. Так же, как и урок, мастерская предполагает получение новой информации, но эта информация предъявляется на занятии по мере запроса на нее от самих участников.

Свое название технология получила потому, что в ней есть мастер, который лишь создает алгоритм действий творческого процесса, при этом он может участвовать в решении задачи, но на равных с учащимися.

В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа в основном ведется в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным. Главная установка творческой мастерской – «неуспеха» не бывает.

Педагогические мастерские разделяются на несколько типов в зависимости от участников, целей и способов деятельности, продолжительности процесса. По целям и способам деятельности в практике учителей-методистов выделяются мастерские письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций.

Мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе возможности интегрированного обучения. Особая роль при этом принадлежит творческому письму, так как  эта работа важна на всех этапах деятельности мастерской. Именно такому виду мастерских уделяется особое внимание в данном пособии. Технология раскрывается на примере уроков развития речи в 5–11 классах. В пособии предложены подробные разработки учебных занятий, снабженные дополнительными материалами: текстами, разработанной системой вопросов по их анализу, примерами творческих работ.

Главной образовательной целью этих занятий является развитие языковой компетенции учащихся. Также, что очень важно, они формируют потребность в систематическом чтении художественных произведений. Главнейшая воспитательная задача данных уроков – способствовать формированию чувства патриотизма, успешной духовно развитой личности, побудить учеников к размышлению над важными нравственными и философскими проблемами.

Большое внимание в предлагаемых уроках уделяется анализу художественных и публицистических текстов, от которого зависит успешное создание собственной творческой работы.

Во многих уроках образовательной целью является перспективная подготовка к написанию творческой работы ЕГЭ по русскому языку.

Разнообразные задания уроков приглашают школьников почувствовать красоту и силу слова. Объем упражнений, включенных в урок, иногда больше, чем нужно. Сделано это сознательно: в зависимости от уровня подготовки класса учитель сам выберет то, что необходимо использовать на данном занятии (желательно, к примеру, в урок включить видеофрагменты, аудиозаписи).

В ряде уроков показана возможность использования при изучении русского языка сведений, полученных на занятиях по литературе, истории, географии, мировой художественной культуре, краеведению.

Технология мастерских предполагает работу по определенному алгоритму: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, способы обучения и т. п. Алгоритмы проведения предложенных уроков отличаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.

При возможной коррекции алгоритм должен сохраняться, если требуется провести успешное занятие. Но самое важное условие мастерской никогда не изменяется  материал должен быть по-настоящему проблемным и интересным, ведь только при соблюдении этого условия ученики получают новые открытия, что делает мастерскую уникальной формой учебного занятия.

Хочется надеяться, что материалы, предложенные на страницах пособия, найдут достойное применение на уроках творческих и ищущих педагогов, будут полезны при реализации их замыслов.

Содержание

Введение    3

«Педагогическая мастерская» как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся    6

Коллекция уроков русского языка    21

5–6 классы    21

Тема: Обучающее изложение текста о героическом поступке    21

Тема: Устное изложение по видимому тексту, прочитанному учащимися    28

Тема: Обучающее изложение о героях Великой Отечественной войны    32

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о памяти «Огонь печали»    40

7–8 классы    47

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о государственных символах «Стяг России»    47

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о родном крае «Суровый край»    57

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о памяти «Но в памяти всегда со мной погибшие в бою»    65

Тема: Творческое изложение с усилением аргументации главной мысли «В жизни всегда есть место подвигу»    73

Тема: Устное изложение-описание в жанре биографического очерка (8 класс)    83

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о богатстве русского языка    94

9–11 классы    109

Тема: Сочинение-рассуждение с характеристикой личности («Он жил для людей», «Долг служения Отечеству»)    109

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о России «Я в сердце образ Родины храню...»    117

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение «Всем народом навалиться хотят…» (на основе жизненных и читательских впечатлений)    124

Тема: Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, живописи, кино). Обучающее сочинение-рассуждение о традициях русского народа    132

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о службе в армии (10–11 классы).    138

Тема: «Русский характер! Поди-ка опиши его…» (А. Толстой). Обучающее сочинение-рассуждение об особенностях характера русского человека    144

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о любви к природе (о русском лесе)    156

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение «Слово о слове»    167

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение «Человек интересной судьбы»    174

Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о жизни «Что есть человеческая жизнь?»    181

Литература    188

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос