История. Обществознание. 8-11 классы. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
70 руб.
-10%
63 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5506
Авторы-составители Лемина Г. Л., Сабирова А. Х.
Издательство Учитель, 2020
Серия ФГОС. Развивающие образовательные технологии
Электронная версия скачать
УДК 372.016:94*08/11
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлен самобытный, оригинальный подход к применению одной из форм современных образовательных технологий - практикума. В основу инновационных уроков и внеклассных занятий по истории и обществознанию положены активные способы решения проблемы в коллективно-творческой (или групповой) деятельности, логические и проблемные задания, дискуссии, анализ, синтез и сравнение исторической и обществоведческой информации. Предложенные формы работы позволяют учителю индивидуально раскрывать и совершенствовать личность обучающегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных исторических событий и общественных явлений.
Предназначено учителям истории, руководителям методических объединений и заведующим кафедрами учителей истории, классным руководителям; полезно студентам педагогических учебных заведений.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий… должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Извне он может получить только возбуждение.

А. Дистервег

В течение многих лет преподаватель идет к вершинам учительского мастерства. Для владения им необходимо иметь в своем багаже самые разнообразные формы работы. В пособии представлен оригинальный, самобытный подход к применению одной из форм современных образовательных технологий – практикума. Именно историческое образование определяется как специальный процесс развития способности самостоятельного решения проблем, не только имеющих личностное значение, но и требующих определенных знаний в разнообразных сферах деятельности, на базе изучения истории общества.

Указанный подход создает предпосылки для решения актуальных проблем в педагогической практике: проблемное обучение, использование новейших активных и интерактивных методик в преподавании истории. Цель состоит в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а также в подготовке школьника как главной составляющей образовательной деятельности. Главной же задачей является воспитание и развитие личности через процесс формирования и активизации познавательной деятельности. Современное образование требует применения различных моделей урока и методов развивающего обучения. В пособии предложен материал с применением технологий практических занятий и мультимедиа. Медийные средства облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным: «погрузить» ученика в обстановку изучаемой исторической эпохи, создать иллюзию соучастия, сопереживания, содействия, способствовать становлению объемных и ярких представлений о прошлом. ИКТ и современные педагогические технологии базируются на общем понимании изменения роли информации в образовательном процессе и общих принципах взаимодействия в данной среде. Все вместе стимулирует познавательный интерес к истории, придает учебной работе проблемный, творческий, аналитический исследовательский характер, способствует обновлению содержательной стороны преподаваемого предмета, развивает самостоятельность обучающегося. Выделяют наиболее существенные преимущества использования современных технологий и средств обучения в преподавании истории:

Интегрально представляются исторические знания, события, документы, комментарии. Открываются возможности для соотнесения знаний об историческом предмете, накопленных в разные временные эпохи.

Материал служит не только комментарием, но и сюжетом (рисунком, портретом, диаграммой), раскрывающим предмет с разных сторон. Создается сетевая структура информации, обладающая большой насыщенностью и дополнительным смысловым потенциалом.

Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительный, аудитивный), лучше воспринимаются и усваиваются на более долгий срок.

Восприятие, интерпретация и освоение исторического материала реализуются когнитивным и созерцательным путем.

Таким образом, усиливается информационное взаимодействие между педагогом и учеником. Кроме применения современных средств обучения, построение учебного процесса с учетом потребностей и способностей каждого обучающегося требует использования и других новых образовательных технологий. Нетрадиционные технологии обучения позволяют ребенку непосредственно принимать участие в создании урока, результатом чего является прочное и осознанное усвоение содержания, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать.

Примерами таких технологий являются проектная технология, «мозговой штурм», практикумы.

Проектная технология является исследовательским методом, учит актуализировать конкретную историческую задачу или проблему, создавшуюся на определенном этапе развития общества. В результате совместной деятельности вырабатываются широкие возможности сотрудничества.

«Мозговой штурм» формирует идеи, являясь сложным творческим процессом, который особенно эффективен при работе в группах. Развитие творческого стиля мышления – главная цель этой технологии. С помощью «мозгового штурма» можно сформировать следующие умения и навыки: способность четко и кратко выражать свои мысли; умение слушать и слышать друг друга; нахождение новых подходов в изучении темы; повышение самооценки обучающихся; увеличение интереса к учебной дисциплине.

Практикум является оригинальной и современной технологией, в основу которой положено решение проблемы в коллективно-творческой или групповой деятельности.

Предложенные формы работы помогут педагогу индивидуально раскрывать и совершенствовать личность обучающегося, расширять его кругозор, формировать навык оценки тех или иных исторических событий и общественных явлений в жизни общества.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексашкина, Л. Н. Россия и мир в XX веке : учеб. для 11 класса общеобраз. учреждений / Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2003.

2. Баранов, П. А. Новая история 1500–1800 : учеб. для 7 класса / П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, А. Я. Юдовская. – М. : Просвещение, 2008.

3. Баранов, П. А. Новая история 1800–1913 : учеб. для 8 класса / П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина, А. Я. Юдовская. – М. : Просвещение, 2008.

4. Балязин, В. Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории / В. Н. Балязин. – М. : Просвещение, 1995.

5. Барг, М. А. Кромвель и его время / М. А. Барг. – М. : Учпедгиз, 1960.

6. Боголюбов, Л. Н. Введение в обществознание : учеб. пособие для 8–9 классов общеобраз. учреждений / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2003.

7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М. : БЭКМ, 2005.

8. Бравина, М. А. Интегрированный урок : суть, возможности, методика / М. А. Бравина // Преподавание истории и обществознания. – 2007. – № 10.

9. Буганов, В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. для 10 класса. Профил. уровень / В. И. Буганов, А. Н. Сахаров. – М. : Просвещение, 2008.

10. Буровик, К. А. Родословная вещей / К. А. Буровик. – М. : Знание, 1985.

11. Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. – М. : Правда, 1976.

12. Вайнштейн, О. Л. История Средних веков / О. Л. Вайнштейн. – М. : Соцэкгиз, 1958.

13. Вагин, А. А. Художественная литература в преподавании новой истории : хрестоматия для учителя / А. А. Вагин. – М. : Просвещение, 1988.

14. Валентинов, Н. М. Малознакомый Ленин / Н. М. Валентинов. – М. : СМАРТ, 1991.

15. Вигасин, А. А. История древнего мира : учеб. для 5 класса / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2007.

16. Галлеев, А. З. Там, где растут ромашки / А. З. Галлеев, И. Ш. Давлетбаев, Н. А. Мельников. – М. : РадиоСофт, 1998.

17. Гончарова, Т. И. Исторические вечера в школе / Т. И. Гончарова. – М. : Просвещение, 1992.

18. Границкая, А. С. Научить думать и действовать : адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая.– М. : Просвещение, 1991.

19. Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2008.

20. Данилов, А. А. История России. Конец XVI–XVIII век. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2008.

21. Деникин, А. Ф. Очерки русской смуты / А. Ф. Деникин // Вопросы истории. – 1991. – № 9–10.

22. Загладин, Н. В. История России и мира в ХХ веке : учеб. для 11 класса / Н. В. Загладин. – М. : Русское слово, 2009.

23. Загладин, Н. В. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век : учеб. для 9 класса / Н. В. Загладин. – М. : Русское слово, 2005.

24. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях / Н. Ф. Золотницкий. – М. : Агропромиздат, 1991.

25. Ефремов, И. Таис Афинская / И. Ефремов. – Симферополь : Предприятие «Век», 1993.

26. Карр, Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина / Э. Х. Карр. – М. : Учпедгиз, 1929.

27. Кларк, К. Ленин – человек без маски / К. Кларк. – М. : ТП, 1995.

28. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Гл. 8. – Новосибирск, 2006.

29. Кравченко, А. И. Обществознание : учеб. для 10 класса общеобраз. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

30. Красиков, С. М. Легенды о цветах / С. М. Красиков. – М. : Молодая гвардия, 1990.

31. Куликов, Л. М. Экономическая теория / Л. М. Куликов. – М. : Проспект, 2008.

32. Кун, Н. А. Мифы и легенды древней Греции / Н. А. Кун. – М. : Полигон, 2005.

33. Лаврецкий, И. Р. Боливар / И. Р. Лаврецкий. – М. : Молодая гвардия, 1966.

34. Левандовский, А. Максимилиан Робеспьер / А. Левандовский. – М. : Молодая гвардия, 1965.

35. Липсиц, И. В. Экономика / И. В. Липсиц. – М. : Вита-пресс, 1997.

36. Максаковский, В. Б. География. Экономическая и социальная география мира : учеб. для 10 класса / В. Б. Максаковский. – М. : Просвещение, 2009.

37. Милиадис, Я. Истории из Геродота / Я. Милиадис ; пер. с новогреч. В. Е. Соколюка. – М. : Детская литература, 1983.

38. Момонов, Г. А. О цветах, погоде, кошках и собаках. История / Г. А. Момонов // Вечерний Таллинн : еженед. прил. к газ. – Таллинн. – 1985. – 28 августа.

39. Новиков, Ю. В. Природа и человек / Ю. В. Новиков. – М. : Просвещение, 1991.

40. Павленко, Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – М. : Мысль, 1990.


Особенности технологии практикума

Г. Л. Лемина

Особенности технологии практикума

Практикум является оригинальной, самобытной, современной образовательной технологией. В основу инновационных уроков и внеклассных занятий по истории и обществознанию положены активные способы решения проблемы в коллективно-творческой (или групповой) деятельности, логические и проблемные задания, дискуссии, анализ, синтез и сравнение исторической информации. Именно такая форма урока способствует расширению кругозора обучающихся, формирует навык оценки события в истории.

Важную роль в практикуме играют сотрудничество, доверительные отношения ученика и учителя, а также применение личного социального опыта обучающегося. Эти составляющие урока позволяют узнать индивидуальные склонности и особенности характера каждого школьника.

Данная технология проведения занятий предполагает групповую форму работы. Так как именно практикум является уроком развивающего дифференцированного закрепления, то задания, получаемые группой, после выполнения обязательно комментируются. Представление отчетов может быть различным: в устной форме учителю, ученику-контролеру, либо группе-конкуренту. Характерной особенностью интегральной технологии является компьютеризация учебного процесса, поэтому отчеты могут быть представлены также в виде печатных или электронных документов.

Практикум – это мобильная форма урока, позволяющая достигать разнообразных педагогических целей. Роль учителя заключается в умении организовать неформальную защиту отчетов о работе групп, чтобы вопросы были значимыми и интересными для школьников. Возможны варианты частично групповой работы или перегруппировка в ходе урока. Обязательной составляющей урока является рефлексия и оценивание.

Оценки выставляются в диагностическую карту, в которой, кроме фамилии обучающегося, представлен перечень заданий, с которыми он должен справиться в ходе урока. Оценивание осуществляется в зависимости от уровня сложности, что позволяет ученику выстроить собственную образовательную траекторию и двигаться к своей «точке роста», а учителю – дифференцировать обучение по содержанию и уровню сложности заданий.

Практикумы помогают реализовать на уроках истории и обществознания проблему развивающего, личностно ориентированного обучения, формировать образовательные компетенции обучающихся через предметное содержание и технологический подход к организации учебной деятельности на уроке.

Основные задачи педагогической деятельности при организации и проведении данного типа урока – формировать базовые понятия курса; научить осмысливать на их основе актуальные идеи и теории, опираться на теоретические аспекты при описании и анализе фактов и явлений; показать приемы работы со специальной учебной и дополнительной литературой с целью поиска необходимой информации в источниках.

У обучающихся же с помощью таких уроков формируется профильная направленность мышления в изучении дисциплины, развиваются и закрепляются мотивы учения, важнейшие общеучебные предметные знания и умения. Основное назначение этой формы обучения – углубленное самостоятельное ознакомление с альтернативными идеями, теориями и концепциями, что позволит ученикам аргументированно отстаивать свои взгляды и позиции на семинарах, практикумах, зачетах, дискуссиях.


Деятели революций XVІI–XIX вв.: политические портреты (повторительно-обобщающий урок)

ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИЙ XVІI–XIX вв.:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ*
(повторительно-обобщающий урок)

Цели: углубить знания о политических лидерах XVII–XIX вв.; развивать умение аргументированно излагать свою и чужую точку зрения, давать оценку своей работе в группах сменного состава; продолжить знакомство с историческими терминами.

Оборудование: карты «Европа в начале нового времени», «Франция в период буржуазной революции 1789–1794 гг.», «Латинская Америка ХIХ в.»; портреты Оливера Кромвеля, Максимилиана Робеспьера, Симона Боливара.

Раздаточный материал: памятка «Характеристика исторического деятеля»; фрагменты из книг о М. Робеспьере, О. Кромвеле, С. Боливаре (подход к изученнию от исторического лица к историческому событию).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. В любую эпоху были герои, лидеры. Среди таких людей были Оливер Кромвель, Максимилиан Робеспьер, Симон Боливар. Сегодня вы узнаете больше об их взглядах, деяниях, судьбе. Мы будем обращаться не только к учебникам истории, но и к дополнительной литературе. Это поможет вам определить, какую роль эти люди сыграли в истории, выработать свое отношение к их деятельности, дать им оценку как личностям. На уроке вам предоставится возможность активно использовать различные источники информации, свободно выражать свое мнение.

II. Работа в группах.

Исходя из интересов и склонностей обучающихся формируются четыре группы сменного состава по пять человек.

Три группы работают с материалами, посвященными жизни и деятельности одного из исторических лиц – О. Кромвеля, М. Робеспьера, С. Боливара, с дополнительными источниками – «Информация для размышления».

Четвертая группа – «аналитики» – участвует в обсуждении всех трех тем и дает предварительную оценку ответам обучающихся, составляет тексты с ошибками и кроссворды.

Познавательное задание:

Опираясь на материалы учебника, дополнительную информацию, по-пробуйте составить прогноз, предугадать ход развития событий в данных странах.

Информация для размышления по истории Англии.

Король Яков I Стюарт, выступая в парламенте, говорил: «Рассуждать о том, что государь может и чего не может, есть бунт, монархический порядок есть высочайший на земле порядок».

Распустив однажды парламент, он жаловался: «Удивляюсь, как мои предки допустили такое учреждение».

Информация для размышления по истории Франции.

Король Франции Людовик XIV неоднократно получал донесения вроде следующих: «В графстве Турени люди едят траву уже год», «В епископстве Шартском люди едят траву, как овцы, и мрут как мухи».

Расходы королевской казны были непомерно велики. Только мадам Помпадур, фаворитка короля Людовика XV, стоила Франции 36 млн ливров. При Людовике XVI на королевские пенсии и подарки ежегодно тратилось 28 млн ливров.

Когда генеральный контролер финансов Тюрго представил королю программу реформ, включая сокращение расходов на выдачу пенсий, введение свободы хлебной торговли, уничтожение лишних государственных должностей и пр., Людовик XVI отверг его проект с негодованием. Число безработных достигло 15 тысяч.

Информация для размышления по истории Латинской Америки.

«По пути учитель и ученик беседовали о многом, но более всего о своей угнетенной Родине, о борьбе за ее освобождение. Родригес рассказал о произволе испанских властей, о том, как по первому подозрению людей бросали в тюрьму, пытали, ссылали без суда, казнили».

После высказывания суждений обучающимся в группах раздаются карточки с фрагментами из дополнительной литературы.

Первая группа получает подборку фактов о жизни и деятельности О. Кромвеля, его портрет и памятку «Характеристика исторического деятеля» (соответствующие материалы получают и другие группы).

Памятка
«Характеристика исторического деятеля»

Вариант I.

1. При характеристике исторического деятеля учитывайте:

наиболее важные черты эпохи, в рамках которой протекала деятельность этого человека;

основные этапы, события его государственной деятельности;


Альтернатива развития от Февраля к Октябрю (урок-дискуссия)

АЛЬТЕРНАТИВА РАЗВИТИЯ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
(урок-дискуссия)

Цели: развивать умение аргументированно доказывать свою точку зрения; воспитывать толерантность; продолжить формирование навыков групповой работы с терминами, с памятками; соблюдать принципы перехода от личности к событиям.

Используемые технологии: личностно ориентированная, групповая, проблемно-поисковая; педагогика сотрудничества.

Оборудование: портреты В. Ленина, Л. Корнилова, А. Керенского, памятка «Характеристика исторического деятеля», средства ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, ознакомление обучающихся с этапами урока, формой его проведения.

II. Понятийный исторический тезаурус.

– Как вы думаете, какие исторические термины нам необходимо повторить по представленной теме урока? (Реформа, революция, эволюция, диктатура, радикал и др.)

В ходе фронтальной беседы и ознакомления со справочно-энциклопедическими источниками раскрывается содержание изучаемых терминов: реформа, революция, эволюция, диктатура, радикал, кадеты, большевики, альтернатива, популисты, эсеры, двоевластие. Необходимые понятия выделены с помощью контент-анализа.

III. Групповая работа над проблемными заданиями.

Исходя из интересов и склонностей обучающихся формируются 4 группы по 5 человек.

Задания:

1-я группа: Определите причины и последствия кризисов правительственной власти весной и летом 1917 года.

2-я группа: Сформулируйте, почему и против кого выступал генерал Корнилов, охарактеризуйте результаты выступления.

3-я группа: Охарактеризуйте взгляды большевиков с марта по октябрь 1917 года, их популистские лозунги, настроение масс к сентябрю 1917 года.

4-я группа – «аналитики» – участвует в обсуждении всех вопросов и дает предварительную оценку ответам обучающихся.

IV. Дискуссия.

На доске портреты Л. Корнилова (правый), А. Керенского (центр), В. Ленина (радикал). Группы получают памятки «Характеристика исторического деятеля».

Вопросы:

1. Когда и в какой стране жил исторический деятель?

2. К какому общественному слою он принадлежал?

3. Какие цели преследовал в своей деятельности?

4. Какими личностными качествами обладал?

5. При помощи каких средств добивался задуманного?

6. Какую оценку можно дать результатам его деятельности на момент октября 1917 года.

Характеристика исторического деятеля позволяет осуществить переход к принципу работы от личности к событиям – обучающиеся в группах решают проблему путей развития России от февраля к октябрю. В ходе дискуссии, опираясь на анализ социально-экономической и политической обстановки в стране и характеристику исторического деятеля, приводят аргументы, факты, в альтернативной форме принимают решение о выборе путей развития России.

V. Объяснение учебного материала учителем.

Приход большевиков к власти.

VI. Выступление библиотекаря.

Современная зарубежная и отечественная литература по теме. Актуальность темы на современном этапе.

VII. Закрепление.

Выступление обучающихся по теме «Почему большевики победили в октябрьском перевороте в Петербурге».

Вывод: Большевикам легко удалось сбросить «хилое» Временное правительство. Занять же его место, осуществлять контроль над хаосом, царящим по всей громадной территории бывшей Российской империи, установить новый строй, который отвечал бы устремлениям рабочих и крестьян, видевших в большевиках своих спасителей и освободителей, было куда более грандиозной и сложной задачей.

Составление и решение кроссвордов по данной теме

1)

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос