Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде: учебное пособие.

Снято с продажи
Код 7936
Издательство УЦ "Перспектива", 2010
ISBN 978-5-98594-208-8
Страниц 144
Штрихкод 9785985942088
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 208 x 6 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 162 г
В учебном пособии раскрыты структура и особенности творческой активности старших дошкольников в ручном труде. Особое внимание уделено реализации педагогических условий, содержания и методики развития творческой активности у старших дошкольников в процессе ручного труда. Работа может представлять интерес для преподавателей педагогических вузов и колледжей, студентов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркива­ется первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей дейст­вительности.

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем со­держатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику само­стоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрос­лых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п. (А.В. Петровский). Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих задатков и способно­стей ребенка (А.Я. Дудецкий, О.М. Дьяченко, Е.А. Лустина, Б.М. Теплов), что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности и пр.) (Т.И. Алиева, Н.И. Непомнящая, Л.А. Парамонова).

Непреходящее значение старшего дошкольного возраста, по мнению А.В. Запорожца, связано с тем, что, когнитивные структуры, усвоен­ные детьми на данном жизненном этапе, сформируют «золотой фунда­мент» зрелой личности.

Проблема творчества отнюдь не нова в современной науке. В на­ши дни она стала настолько актуальной, что вполне может быть отнесе­на к одной из главных «проблем века». Ее пытались решить представи­тели философии (Н.А. Бердяев, Г.Г. Гиргинов, М.С. Каган, В.С. Соловь­ев, А.Т. Шумилин), психологии (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б. Богояв­ленская, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов), педагогики (М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина).

Возможности развития детского творчества изучались в разных видах деятельности: музыкальной, двигательной, игровой, литератур­ной, изобразительной и пр. (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Дзер­жинская, Т.Г. Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова, Н.П. Сакулина, Т.А. Семенова, О.С. Ушакова и др.).

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В. Гусаро­ва, Н.Г. Морозова, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А. Венгер, Л.В. Занков, В.Т. Куд­рявцев, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, О.К. Тихомиров). Продуктивное во­ображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С. Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Е.Е. Сапогова и др.).

В настоящее время выполнен ряд диссертационных работ, посвященных проблеме творческой активности детей (Нгуен Тхи Ким Ань, В.А. Одинцова, Ю.Н. Рюмина, О.В. Цаплина, А.Н. Шипилов, Н.И. Щередина). Авторы формулируют определение творческой активности, раскрывают ее структуру и особенности.

Развитие творческой активности старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, Л.В. Куцакова, Л.В. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, картона, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть.

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А.В. Брушлинский, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков), залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности (И.Я, Лернер).

Проведенные исследования показывают, что благодаря включению в структуру занятий по ручному труду элементов творчества решается одна из важнейших задач дошкольного возраста - подготовка детей к школе. У ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире.

Исследователи отмечают, что развитие детского творчества в ручном труде не может строиться только на подражательной основе (Р.С. Буре, З.В. Лиштван, Э.М. Галямова, О.Р. Радионова), без освоения ребенком обобщенных (универсальных) способов действий, позволяющих переносить сформированные умения и навыки работы с одним материалом

на другой, создавать художественные образы вне контекста конструируемого предмета (О.М. Дьяченко, Л.А. Парамонова).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ    

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в ручном труде    

Сущность понятия творческой активности в философской и психолого-педагогической литературе    

Особенности и структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста    

Возможности ручного труда в развитии творческой активности старших дошкольников    

ГЛАВА II. Педагогические условия развития творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда    

Формирование у детей мотивации к творческой трудовой деятельности как важнейшей предпосылки успешного ее осуществления        

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний, необходимых для выполнения предстоящей творческой работы    

Реализация практико-ориентированного компонента творческой активности старших дошкольников в ручном труде        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            

ЛИТЕРАТУРА    

ПРИЛОЖЕНИЯ    

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос