Словарь литературоведческих терминов

Снято с продажи
Код 7083
Издательство Паритет, 2007
ISBN 978-5-93437-258-4
Страниц 320
УДК 82.0
Штрихкод 9785934372584
Размеры (Ш x В x Т) 130 x 207 x 18 (мм)
Переплёт твёрдая
Вес 355 г
Словарь содержит толкования более 500 литературоведческих терминов и понятий, а также терминов стилистики, знание которых необходимо для постижения художественных особенностей прозаических и стихотворных произведений. Словник включает относительно новые термины, а в качестве иллюстраций использована не только классика, но и тексты современных авторов.
Приложения к словарю (работы известных литературоведов Д.С.Лихачева и М.Л.Гаспарова, а также школьные сочинения) дают представление о системном использовании литературоведческой терминологии на разных уровнях анализа художественного текста.
Издание будет полезно прежде всего учащимся и студентам, преподавателям литературы, а также всем тем, кто постигает основы литературоведческой грамотности, и поможет в подготовке к ЕГЭ.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ


Состав и назначение словаря

§ 1. Словарь литературоведческих терминов и поня­тий адресован учащимся школ, абитуриентам, студентам и всем, кто интересуется литературой. Он включает более 500 словарных статей, охватывающих важнейшие терми­ны и понятия теории и истории литературы, объясня­ет их происхождение и дает современное толкование. В словник включены такие новейшие и не находившие отражения в предшествующих изданиях подобного типа понятия, как альтернативно-историческая проза, анде­граунд, интертекстуалъность, гипертекст, массовая ли­тература, китч, римейк, хронотоп и др.  Таким образом, материал, представленный в словаре, во многом выходит за рамки школьной программы, что позволит нынешним школьникам и абитуриентам не только подготовиться к устному экзамену по литературе, но и использовать эту книгу для работы над рефератами или исследовательски­ми проектами.

§ 2. Особенностью настоящего издания является и то, что, помимо литературоведческих терминов, в словаре истолкованы основные понятия стилистики, приводится информация о функциональных стилях речи, изобрази­тельных средствах языка и т. п., что дает возможность использовать его при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Структура словаря

§ 3. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке (алфавитный список дан в конце книги). Если термин представляет собой словосочетание, то он, как правило, располагается по алфавиту стержневого, а не первого слова, например:

ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.

Этот термин приводится также и в соответствующем месте по алфавиту первого слова, но с отсылкой:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ-см. ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУР­НЫЙ.

художественная деталь-см. ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕ­СТВЕННАЯ.

Исключение составляют терминологические сочетания устойчивого характера, для которых словарная статья размещается по алфавиту первого слова, например:

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ — наделенный устойчивыми чер­тами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ (см. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) человека, который говорит о себе «я» в лирическом стихотво­рении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении (см. ЛИРИКА).

Такой термин приводится также и в соответствующем месте по алфавиту стержневого слова, но с отсылкой, например:

ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — см. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.

Не даются отдельные отсылочные статьи к таким рас­положенным по алфавиту первого слова составным тер­минам, стержневое слово которых толкуется в самостоя­тельной статье, например:

авторская песня — жанр (см.) современной лирики (см.), развивавшийся как внецензурная самодеятельная песня (см.), первоначально предназначенная для исполнения в уз­ком кругу, в которой первичное значение имеет поэтический текст; мелодия, музыка в А. п. (определение жанра принадле­жит А.А.Якушевой) вторичны. Выдающимися поэтами-исполнителями А. п. были Ю. И. Визбор, В. С. Высоцкий, А. А. Галич, Б.Ш.Окуджава и др.

См. также БАРД.

§4.Заголовочное слово дается полужирными прописными буквами. Если у термина имеются графические или произносительные дублеты, они приводятся после него в скобках.

§5. Термин полностью назван только один раз (как заголовочное слово), после чего в самом тексте статьи обозначается начальной прописной буквой (например: АЛЛЕГОРИЯ — А.) или, если термин представляет собой словосочетание,— начальными буквами каждого из слов, входящих в словосочетание (например: РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - Р. В.).

§ 6. Все заголовочные статьи снабжены указанием на ударение.

§ 7. При необходимости словарная статья содержит сведения о происхождении термина. Этимологическая справка может быть краткой или подробной, в зависи­мости от длины и сложности пути, пройденного словом, прежде чем адаптироваться в литературоведческой тер­минологии. Если термин вошел в употребление в том же значении, которое он имеет в языке-источнике, и не нуждается в дополнительном истолковании, то приводят­ся минимальные этимологические сведения.

Однако для значительного числа терминов указывается не только этимон, но и путь его вхождения в терминоло­гическую систему.

§ 9. Словарные статьи снабжены текстовыми приме­рами с указанием автора цитируемого произведения и — в скобках — его названия и даты создания. В угловые скобки заключается дата, установленная предположительно, например:

Н.С.Гумилев («Акростих», <1911>).

§ 10.Статьи словаря содержат перекрестные ссылки, помогающие читателю отыскать информацию о смежных или противопоставленных друг другу понятиях. Отсылки к терминам, толкование которых имеется в настоящем словаре, даются в тексте статьи при помощи выделения курсивом и пометы (см.).

§ 11. Сведения о стихотворных метрах (размерах) да­ются в следующем порядке: происхождение термина, опре­деление, пример, схема.

§ 12. Издание содержит два приложения. В первом пред­ставлены статьи выдающихся отечественных литературо­ведов. Работа М.Л.Гаспарова «Снова тучи надо мною..." Методика анализа» (Вступительная лекция к курсу «Ана­лиз поэтического текста») посвящена приемам анализа поэтического текста, статья Д.С.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» — методам целост­ного анализа прозаического произведения.

Во втором приложении представлены анализы стихо­творений и небольших произведений эпических жанров, сделанные школьниками.

Содержание

Предисловие    3

Состав и назначение словаря    3

Структура словаря    3

Список условных сокращений     9

Условные знаки    9

Словарные статьи    10

Приложения

Приложение 1

М.Л.Гаспаров. «Снова тучи надо мною...». Методика анализа      215

Д.С.Лихачев. Внутренний мир художественного произ­ведения      232

Приложение 2

Сравнительный анализ стихотворений

«Мой век забвенный...»    252

«И музыка, и слово...»    264

Анализ одного стихотворения

Анализ стихотворения А. Блока «Город в красные преде­лы...»     288

Анализ прозаического текста

«Ты и блаженство, и безнадежность...» (Рассказ И. Буни­на «Солнечный удар»)    291

«Товарищ дядя» и «родной кондуктор» (М. Зощенко. Не надо иметь родственников)    297

Анализ эпизода драматургического произведения Анализ первого акта пьесы М. Горького «На дне»    300

Библиография    306

Алфавитный указатель     308

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос