В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Избранное. Из серии "Антология поэзии"

  • Избранное. Из серии "Антология поэзии" — интернет-магазин УчМаг
Снято с продажи
Код: 7066 0.5177650
Издательство: Паритет, 2008
ISBN: 978-5-93437-313-0
Страниц: 352
УДК: 882
Штрих-код: 9785934373130
Размеры (Ш x В x Т): 120 x 170 x 18 (мм)
Переплёт: твёрдая
Вес: 270 г
В сборник вошли стихотворения из книг "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Подорожник", "Аnno Dоmini", "Тростник", "Седьмая книга", поэмы "Северные элегии", "У самого моря", "Поэма без героя", "Реквием".
Этот товар можно преподнести в качестве подарка к празднику.
Подробное описание

Подробное описание

МУЗА ПЛАЧА


Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия Горенко) (1889-1966) родилась в семье потомственно­го дворянина, отставного инженера-механика флота А. А. Горенко. Со стороны матери А. Ахматова состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной — первой рус­ской поэтессой. Своим предком по материнской линии. Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала свой псевдоним. Детство и отрочество Ахматовой прошли в Царском Селе.

Годы детства и отрочества не были для Ахматовой безоблачными: в 1905 г. расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в Евпаторию. Послед­ний класс гимназии Ахматова оканчивала в Киеве, затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов, где изучала латынь, позволившую ей впослед­ствии овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

В 1910 г. Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и уехала на месяц в Париж. Это было ее первое знакомство с Европой. Николай Гумилев ввел Ахматову в литературно-художественную среду Петербурга. По­пулярной стала не только поэтическая манера Ахмато­вой, но и ее облик: она поражала современников своей царственностью, величавостью, ей оказывали особые знаки внимания. Внешность Ахматовой вдохновляла художников А.Модильяни, Н.Альтмана, К.Петрова - Водкина, З.Серебрякову, А.Данько, Н.Тырсу, А.Тыш- лера.

Первый сборник Ахматовой «Вечер» появился в 1912 г. и был сразу же замечен критикой. В том же 1912 году родился единственный сын Ахматовой Лев Гумилев, впоследствии ставший известным ученым- этнографом.

Годы вступления Ахматовой в литературу — время кризиса символизма. «В 1910 году явно обозначился кризис символизма и начинающие поэты уже не примы­кали к этому течению. Одни шли в акмеизм, другие — в футуризм. Я стала акмеисткой»,— писала Ахматова, добавляя, что акмеизм рос из наблюдений Николая Гу­милева над ее поэзией. Выбор Ахматовой в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения.

В первом же сборнике ее стихов Вечная Женствен­ность символистов была заменена земной женственно­стью. «Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо как бы перед Богом»,— прокомментировал выход стихов Ахматовой А. Блок. «Она первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично»,— писал об Ахматовой К. Чуков­ский. В несчастной любви Ахматовой виделось не проклятие, а источник творчества. Изящество и хрупкая женственность сочетались в ее поэзии с мужественным принятием страдания. В атмосфере поэтического сбор­ника «Вечер» сливались боль и благодать: она благода­рит за то, за что обычно проклинают. Прославлением боли открывалось и знаменитое стихотворение «Серо­глазый король»:

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

В мае 1914 г., перед началом Первой мировой войны, вышел второй сборник Ахматовой — «Четки». С момента появления до 1923 г. «Четки» переиздавались девять раз. Само название «Четки» указывало на «перебор» душевных состояний. Как и в «Вечере», в «Четках» не раскрывалась, не претворялась в развернутый рассказ гневная драма героини — ее покинутость, одиночество: Ахматова говорила больше об обстановке происходящего.

После ухода в 1914 г. Н. Гумилева на фронт Ахматова много времени проводила в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево.

Торжественная простота Слепнева не избавляла от страданий, трагического восприятия действительности. Скорбь все сильнее овладевала Ахматовой, неслучайно ее облик воспринимался современниками как олицетворения печали, страдания. В Слепневе Ахматова написала большую часть стихотворений, вошедших в сборник «Белая стая», навеянный первыми военными потрясениями и потерями. Главная нота «Белой стаи» — чистая отрада печали.

В творчестве Ахматовой оживает дореволюционная элоха, исполненный величия облик приневской столицы. Петербург Ахматова называла своим городом. В 1915 г. в стихотворении «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...» она клялась в любви и верности «городу славы и беды», его «бессолнечным садам», говори­те о готовности разделить «торжественную и трудную» судьбу Петербурга.

Стихи стали для нее связью со време­нем, с новой жизнью народа. В 1918 г. началась мас­совая эмиграция: один за другим покидали Россию близкие Ахматовой люди: Б.Анреп, А.Лурье, подруга юности О. Глебова-Судейкина. Выбор Ахматовой был иным — она осталась в «глухой и грешной» России. К эмигрантам она обратила гневное:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

В 1917 г. эмигрировал в Англию офицер и художник Б.Анреп, изобразивший Ахматову в образе Сострада­ния на мозаике в Лондонской национальной галерее и придал ее черты Святой Анне в Соборе Христа Вла­дыки в ирландском городке Маллингаре. Среди остав­шихся в России близких Ахматовой людей практиче­ски все пополнили список жертв сталинского террора. Николай Гумилев расстрелян в 1921 г. Единственный сын Ахматовой Лев Гумилев трижды арестовывался. Были безвинно осуждены и погибли в лагерях О. Мандельштам, Б. Пильняк, ученый-филолог Г. Гуковский, В. Нарбут, Н. Пунин (третий муж Ахматовой). «Такой судьбы не было ни у одного поколения,— писала Ахма­това.—Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одно­временно. Ремизов, Цветаева, Ходасевич уехали за гра­ницу, там же были Шаляпин, М.Чехов, Стравинский, Прокофьев и половина балета». Она почти перестает писать — не от разочарования, скорее от горя, от тре­воги за страну, потом и за сына, неоднократно подвер­гаемого аресту. С Гумилевым она рассталась во время Первой мировой войны, оба вступили в новые союзы: она — с В. Шилейко, он — с Анной Энгельгарт, но из ее  стихов его образ не исчез, и она тяжело переживала его гибель в августе 1921 г.— в том же месяце умер и Блок, с которым ей приписывали роман.

Щедрый на несчастья 1921 г. был плодотворным для Ахматовой. В петербургском издательстве «Петрополис» вышли два ее сборника — «Подорожник» (оформление М. Добужинского) и «Аnnо Domini МСМХХI». В них все ощутимей становится скорбная торжественность, пророческая интонация и некрасовски настроенная сочувственность. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитываются страшные реалии революци­онного времени. Так, в стихотворении «Все расхищено, предано, продано...» «голодная тоска» не просто символ, а вполне конкретное упоминание о «клиническом голоде», охватившем Петроград в 1918-1921 гг. Но в отличие от И. Бунина, Д. Мережковского, 3. Гиппиус Ахматова не шлет громких проклятий «осатаневшей России»: лист  подорожника — подношение северной скудной земли — наложен на «черную язву».

Вынеся в заглавие сборника «Аnnо Domini» дату — 1921 год, Ахматова подчеркнула лирическую летописность своих стихов, их причастность большой истории. Изысканная петербурженка передавала ми­роощущение человека «не календарного XX века», по­давленного страхом, насилием, необходимостью жить «после всего».

С 1923 по 1935 гг. Ахматова почти не создает стихов, с 1924 г. ее перестают печатать. Критики объявили ее салонной поэтессой, «идеологически чуждым молодой пролетарской литературе элементом». В годы вынуж­денного безмолвия Ахматова занималась переводами, изучала сочинения и жизнь Пушкина, архитектуру Пе­тербурга. Ей принадлежат выдающиеся исследования в области пушкинистики, на долгие годы Пушкин становится для Ахматовой спасением и олицетворением нравственной нормы, гармонии.

Осенью 1935 г., когда были арестованы Н. Лу­нин и Л. Гумилев, Ахматова начала писать «Реквием» (1935-1940). Факты личной биографии в «Реквиеме» об­ретали грандиозность библейских сцен, Россия 1930-х уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоми­нался Христос, саму себя, «трехсотую с передачей», Ах­матова называла «стрелецкой женкой». «Реквием» зани­мает особое место в ее творчестве. Ахматова не прошла лагерь, не арестовывалась, но тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына. В «Реквиеме» не изображены леденящие душу зверства советских па­лачей, «крутой маршрут» арестанта или адские реалии архипелага ГУЛАГ. В центре цикла — страдание матери, плач по безвинно погибшим, гнетущая атмосфера, во­царившаяся в годы политического террора.

В 1939 г. имя Ахматовой было на семь лет возвра­щено в литературу. На приеме в честь награждения писателей Сталин спросил об Ахматовой, стихи кото­рой любила его дочь Светлана: «А где Ахматова? По­чему ничего не пишет?» Ахматова была принята в Союз писателей, ею заинтересовались издательства. В 1940 г. вышел ее сборник из шести книг, который Ахматова на­звала «подарком папы дочке». Шестой книгой Ахматова считала «Тростник», включавший стихи 1924-1940 гг. 1940 г., год возвращения в литературу, был необычай­но плодотворным для Ахматовой: в это время написана поэма «Путем всея земли», начата «Поэма без героя», продолжена работа над поэмой о Царском Селе «Рус­ский Трианон».

Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с со­седями она рыла щели в Шереметевском саду, дежу­рила у ворот Фонтанного Дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду Впечатления первых дней войны и блокады отразились в стихотворениях. В конце сентя­бря 1941 года Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Стихотворение «Мужество» было напечатано в «Правде» и затем многократно перепечатывалось, став символом сопротивления и бесстрашия. В 1943 г. Ахматова получила медаль «За оборону Ленин­града». Она откликнулась на Великую Отечественную войну как в отдельных стихотворениях и циклах, так и в «Поэме без героя».

Ахматова пережила войну, эвакуацию, возвращение в «гранитный город славы и беды», где ее в 1946 г. на­стигло разгромное постановление в журналах «Звезда» и «Ленинград» о творчестве М. Зощенко, А. Ахматовой других деятелей культуры. Как следствие — исключе­ние из Союза писателей, невозможность печататься.

Последние годы жизни Ахматовой после возвраще­ния из заключения сына были относительно благополучными. Ахматова, никогда не имевшая собственного пристанища и все свои стихи написавшая «на краешке подоконника», наконец-то получила жилье. Появилась возможность издать большой сборник «Бег времени», в который вошли стихи Ахматовой за полстолетия. Она решилась доверить бумаге «Реквием». К началу 1960-х стожился «волшебный хор» учеников Ахматовой, сделавший ее последние годы счастливыми: Е. Рейн, А. Найман, Д. Бобышев, И. Бродский. Ахматова была выдвинута на Нобелевскую премию.

В 1964 г. в Италии ей вручили литературную пре­мию «Этна-Таормина», а затем в Лондоне — мантию почетного доктора Оксфордского университета. За ру­бежом в Ахматовой видели и чествовали русскую культуру, великую Россию Пушкина, Толстого, Достоевско­го. В последнее десятилетие жизни Ахматову занимала тема времени — его движения, бега. «Куда девается вре­мя?» — вопрос, по-особому звучавший для поэта, пере­жившего почти всех своих друзей, дореволюционную Россию, Серебряный век.

Ахматовой выпал жребий быть достоверной свиде­тельницей перевернувших мир, беспримерных по своей жестокости событий XX века: две мировые войны, рево­люция, сталинский террор, ленинградская блокада. На глазах Ахматовой канула в небытие целая эпоха, прекра­тилось мирное, довоенное, дореволюционное существо­вание России. Разведенный среди бела дня Литейный мост, у которого, по словам Ахматовой, кончилась ее юность, развел две эпохи. Вопреки этому трагическому разрыву Ахматова являла живой символ связи времен, выступала хранительницей погибшей культуры, соеди­няла XIX и XX столетия в русской поэзии.

Ахматова умерла 5 марта 1966 г. Кончина Ахмато­вой в Москве, отпевание ее в Петербурге и похороны в поселке Комарово вызвали многочисленные отклики в России и за рубежом. «Не только умолк неповтори­мый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии,— откликнулся на смерть Ахматовой Н.Струве,— с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».

В данный сборник вошли стихотворения из книг, из­данных в разные годы жизни поэтессы. Этот сборник познакомит читателя с творчеством Ахматовой, станет тем томиком в домашней библиотеке, любовно глядя на который читатель потом скажет: «Моя любовь к Ахма­товой началась с этой книги».

Содержание

Муза Плача     5

Коротко о себе    13

ВЕЧЕР

Два стихотворения    18

Читая «Гамлета»    19

«И когда друг друга проклинали...»    20

Он любил    21

Первое возвращение    22

Любовь    23

Обман    24

Сероглазый король    27

«Сжала руки под темной вуалью...»    28

В Царском Селе    29

«Любовь покоряет обманно...»    31

«Дверь полуоткрыта...»    32

«Хочешь знать, как все это было?..»     33

Песня последней встречи    34

«Как соломинкой, пьешь мою душу...»    35

«Муж хлестал меня узорчатым...»    36

Белой ночью    37

Музе    38

«Меня покинул в новолунье...»    39

«Я и плакала и каялась...»    40

ЧЕТКИ

Исповедь    41

Отрывок    42

«Безвольно пощады просят...»    43

«Я научилась просто, мудро жить...»    44

Бессонница    45

«Помолись о нищей, о потерянной...»    46

«Ты письмо мое, милый, не комкай...»    47

«В ремешках пенал и книги были...»    48

«Я пришла тебя сменить, сестра...»    49

«Протертый коврик под иконой...»    51

Смятение    52

Вечером    54

«Все мы бражники здесь, блудницы...»    55

«...И на ступеньки встретить...»    56

«Не будем пить из одного стакана...»    57

«У меня есть улыбка одна...»    58

«Настоящую нежность не спутаешь...»    59

«Проводила друга до передней...»    60

«Здравствуй! Легкий шелест слышишь...»    61

«Покорно мне воображенье...»    62

«Ты знаешь, я томлюсь в неволе...»    63

«Вижу выцветший флаг над таможней...»    64

«Со дня Купальницы-Аграфены...»    65

«Вечерние часы перед столом...»    66

Стихи о Петербурге    67

«Я не любви твоей прошу...»    69

«В последний раз мы встретились тогда...»    70

«Углем наметил на левом боку...»    71

Гость    72

«Я пришла к поэту в гости...»    73

«Горят твои ладони...»    74

БЕЛАЯ СТАЯ

«Твой белый дом и тихий сад оставлю...»    75

«Вместо мудрости — опытность, пресное...»    76

«О, это был прохладный день...»    77

«Я так молилась: «„Утоли"...»    78

«То пятое время года...»     79

Уединение     80

«Был блаженной моей колыбелью...»     81

«Как ты можешь смотреть на Неву...»     82

«Божий ангел, зимним утром...»     83

«Чернеет дорога приморского сада...»     84

«Был он ревнивым, тревожным и нежным...»     85

«Тяжела ты, любовная память!..»     86

«Ведь где-то есть простая жизнь и свет...»     87

«Есть в близости людей заветная черта...»     88

«Нам свежесть слов и чувства простоту...»     89

«Под крышей промерзшей пустого жилья...»     90

«Муза ушла по дороге...»     91

«Я улыбаться перестала...»     92

«Все мне видится Павловск холмистый...»     93

«Вижу, вижу лунный лук...»     94

«Будем вместе, милый, вместе...»     95

Сон     96

«Из памяти твоей я выну этот день...»     97

«А! Это снова ты. Не отроком влюбленным...»     98

«Как люблю, как любила глядеть я...»     99

«Все обещало мне его...»    100

Царскосельская статуя    101

«Бессмертник сух и розов. Облака...»    102

Майский снег    103

«Я знаю, ты моя награда...»    104

«Судьба ли так моя переменилась...»    105

«Как белый камень в глубине колодца...»    106

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...»    107

«Как площади эти обширны...»    108

«Еще весна таинственная млела...»    109

ПОДОРОЖНИК

«Как страшно изменилось тело...»    110

«На шее мелких четок ряд...»    111

«Ты мог бы мне сниться и реже...»    112

«Земная слава как дым...»    113

«Словно ангел, возмутивший воду...»    114

«Эта встреча никем не воспета...»    115

«Ждала его напрасно много лет...»    116

«Сразу стало тихо в доме...»    117

«Просыпаться на рассвете...»    118

«Это просто, это ясно...»    119

«Пленник чужой! Мне чужого не надо...»    120

«И вот одна осталась я...»    121

«Мне голос был. Он звал утешно...»    122

«Течет река неспешно по долине...»    123

«Проплывают льдины, звеня...»    124

«От любви твоей загадочной...»    125

Anno Domini

«Ты всегда таинственный и новый...»    126

«А ты теперь тяжелый и унылый...»    127

«Да, я любила их, те сборища ночные...»    128

«Соблазна не было. Соблазн в тиши живет...»    129

«Что ты бродишь, неприкаянный...»    130

Бежецк    131

Дальний голос    132

«Тебе покорной? Ты сошел с ума!..»    133

«Ангел, три года хранивший меня...»    134

«Я гибель накликала милым...»    135

Библейские стихи    136

«Чугунная ограда...»    140

«А Смоленская нынче именинница...»    141

«Пророчишь, горькая, и руки уронила...»    142

«Сослужу тебе верную службу...»    143

Клевета    144

«Не с теми я, кто бросил землю...»    145

«Вот и берег северного моря...»    146

«Хорошо здесь: и шелест и хруст...»    147

«Небывалая осень построила купол высокий...»     148

Сказка о черном кольце    149

Третий Зачатьевский    151

Эпические мотивы    152

ТРОСТНИК

Надпись на книге    156

Муза    157

Художнику    158

«Здесь Пушкина изгнанье началось...»    159

«Тот город, мной любимый с детства...»    160

Двустишие    161

«От тебя я сердце скрыла...»    162

Борис Пастернак    163

Воронеж    165

Данте    166

«Все это разгадаешь ты один...»    167

Ива    168

Разрыв    169

Надпись на книге «Подорожник»    171

Ленинград в марте 1941 года    172

«Когда человек умирает...»    173

Маяковский в 1913 году    174

СЕДЬМАЯ КНИГА

Тайны Ремесла    175

ВЕТЕР ВОЙНЫ

Первый дальнобойный в Ленинграде    182

«Птицы смерти в зените стоят...»    183

Мужество    184

Памяти Вали    185

Nох. Статуя «Ночь» в Летнем саду    186

In memoriam    187

На смоленском кладбище    188

Пушкин    189

«А в книгах я последнюю страницу...»    190

Новоселье     191

«Наше священное ремесло...»    193

27 января 1944     194

Причитание    195

«Справа раскинулись пустыри...»    196

«И комната, в которой я болею...»    197

Interieur    198

«Не дышали мы сонными маками...»    199

ВЕРЕНИЦА ЧЕТВЕРОСТИШИЙ

«И осталось из всего земного...»    200

«Когда я называю по привычке...»    201

«…За ландышевый май...»    202

«Уходи опять в ночные чащи...»    203

«Что войны, что чума? Конец их виден скорый...»     204

Конец демона    205

«И было сердцу ничего не надо...»    206

«А я иду, где ничего не надо...»    207

«Ты выдумал меня. Такой на свете нет...»    208

В Зазеркалье    209

СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СБОРНИКИ

Лилии    210

«На руке его много блестящих колец...»    211

«То ли я с тобой осталась...»    212

«Ночь моя —бред о тебе...»    213

«Тебе, Афродита, слагаю танец...»    214

«Приходи на меня посмотреть...»    215

«И жар по вечерам, и утром вялость...»    216

Белая ночь      217

«Вечерний звон у стен монастыря...»    218

«В промежутке между грозами...»    219

«Словно тяжким огромным молотом...»    220

«Сочтенных дней осталось мало...»    221

9 декабря 1913    222

«Не хулил меня, не славил...»    223

«Небо мелкий дождик сеет...»    224

«Мы не умеем прощаться...»    225

Царскосельские строки    226

«Не чудо ли, что знали мы его?..»    227

«Вот это я тебе, взамен могильных роз...»    228

Поздний ответ    229

Подвал памяти    230

«И все, кого сердце мое не забудет...»    231

«Жить — так на воле...»    232

«Мне, лишенной огня и воды...»    233

Еще одно лирическое отступление    234

Городу Пушкина    236

Памяти Александра Блока    237

«И увидел месяц лукавый...»    238

«Не повторяй — (душа твоя богата)...»    239

Август    240

Приморский сонет    241

«Не мудрено, что похоронным звоном...»    242

Музыка    243

Летний сад    244

Наследница    245

Царскосельская ода    246

НАС ЧЕТВЕРО

Комаровские наброски    248

«Поэт не человек, он только дух...»    249

Памяти В. С. Срезневской    250

Из цикла «Юность»    251

«Так отлетают темные души...»    253

ПОЭМЫ

Северные элегии    255

У самого моря    263

1913 год, или Поэма без героя и Решка    272

Поэма без героя    287

Реквием    334

свернуть

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

Для партнеров

Скрыть
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru