Оценка качества образования. Часть 3. Технология анализа контрольных работ.

Снято с продажи
Код 1214ю
Издательство УЦ "Перспектива", 2009
ISBN 978-5-98594-165-4
Страниц 48
Штрихкод 9785985941654
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 2 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 59 г
В школьной практике издавна применялись традиционные формы дидактического контроля, такие как письменные контрольные работы. Но традиционный анализ контрольной работы малоинформативен и не может дать полные сведения об уровне обученности учащихся. Общепринятый анализ контрольных работ осуществляется без учета уровня реальных учебных возможностей как каждого ученика, так и класса в целом. Поэтому, основной процедурой, предшествующей собственно анализу контрольной работы, должна стать процедура диагностики учебных возможностей учащихся, проведенная с применением методов квалиметрии.
Практика показывает, что диагностическая деятельность вызывает большие затруднения как у учителей, так и у руководителей школ. Однако, в новых условиях педагогическая диагностика становится необходимым и обязательным компонентом деятельности руководителя школы.
В пособии раскрывается специфика и содержание диагностико-аналитической деятельности руководителя школы. Новая технология анализа административных контрольных работ основана на применении методов педагогической квалиметрии в оценке качества образования.
Пособие предназначено для руководителей образовательных учреждений, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических работников образования, а также преподавателям и студентам высших учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Проблема оценки качества образования последовательно разрешалась в исследованиях отечественных ученых. Так, А.К. Маркова считает, что качество — есть соответствие по­лученного результата поставленным целям.

Н.Ф. Талызина указывает, что важным критерием качества обучения «является степень совпадения показателей, заданных целью обучения, с действительно полученными». Этой же точки зрения придерживается М.Л. Левицкий, утверждая, что эффек­тивность — это «степень соответствия результатов учебно-воспи­тательного процесса их нормальному уровню». Следовательно, нужны показатели для сопоставления эффективности деятельно­сти учителей и, в конечном счёте, оценки их компетентности.

Однако, выявление совокупностей достоверных и необходи­мых показателей эффективности деятельности учителя до сих пор остается задачей современной педагогической науки. В ходе нашего исследования была разработана технология применения методов педагогической квалиметрии в оценке качества образо­вательного процесса, определены совокупности количественных показателей качества и разработана параметрическая модель оценки качества школьного образования с применением мето­дов педагогической квалиметрии.

Одним из основным критериев качества образования мы счи­таем соответствие полученных показателей условно заданным (прогнозируемым), которые определяются в ходе осуществле­ния педагогической диагностики с использованием методов квалиметрии.

Разработанная нами программа оценки качества образова­ния содержит многоуровневую декомпозицию оценочных кри­териев и показателей. Первый уровень — оценка учебных дости­жений учащихся в ходе анализа административных конт­рольных работ, во время которого выявлялись показатели, сравниваемые с условно заданными (прогнозируемыми). На ос­новании сопоставления полученных показателей с прогнозиру­емыми делаются выводы о качестве обученности учащихся клас­са. Оценка уровня образовательных достижений учащихся класса ведет к оценке деятельности учителей, школы в целом.

В настоящее время качественные законы и теории в педаго­гике явно доминируют, но назрела необходимость усилить вни­мание к количественному подходу в описании процессов и ре­зультатов обучения. Как отмечает И.И. Нурминский, «много­факторный характер учебного процесса в массовой школе и невозможность учесть все факторы, влияющие на результат обу­чения, крайне осложняют исследования количественных зако­номерностей формирования знаний и умений учащихся».

Необходимо выбрать объективные способы измерения резуль­татов обучения. Поэтому нужно исключить или стабилизиро­вать влияние неизмеряемых факторов. Такой способ устране­ния различий между исследуемыми группами называется ран­домизацией. Как отмечает Л.Б. Ительсон, «в педагогических исследованиях рандомизировать эксперимент по многим фак­торам удается, если проводить его с охватом большого числа уча­щихся и учителей».

При таком подходе происходит стабилизация факторов на некотором среднестатистическом уровне. Как считает И.И. Нур­минский, «необходимость исследования на больших выборках учащихся практически исключает возможность использования методик устного опроса: столь большое число учащихся невоз­можно опросить на строго зафиксированном этапе изучения учеб­ного материала».

Следовательно, необходимо использовать методики массо­вой проверки знаний и умений учащихся с помощью письмен­ных контрольных работ. Применение методов математической статистики при обработке данных контрольных работ дает воз­можность получить аналитическую информацию о результатах обучения с достаточной степенью достоверности.

Содержание

Введение    3

1.Контрольная работа как средство оценки качества образования     5

2.Технология диагностики учебных возможностей учащихся    9

Характеристики элементов подсистемы    9

«Прогнозируемые показатели»    9

Методика определения прогнозируемых показателей (ИРВ, ИУСВ, ИНЕУСП)    11

Этапы определения индексов учебных возможностей учащихся (метод «доверительной компетентности»)    12

Показатели качества образовательного процесса    14

Технология анализа административных контрольных работ    17

Анализ контрольной работы по математике, проведенной в 3-м классе учителем Н.А. Антоновой 12 октября 2003 года    18

Особенности анализа контрольного диктанта по русскому языку    19

Письменный анализ контрольной работы    24

Анализ контрольного диктанта в старших классах    27

Анализ результатов деятельности учителя математики    29

Определение качества обученное класса    30

Определение эффективности работы школы    32

Заключение    34

Приложения    36

Приложение 1. Бланки протоколов анализа контрольной работы    36

Приложение 2. Алгоритм определения уровня преподавания в результате анализа контрольных работ    38

Приложение 3. Анализ контрольной работы по русскому языку, проведённой в 4-м классе МОУСОШ № 8 учителем Н. В. Гречневой 10 марта 2006 г.    40

Приложение 4. Автоматизированный анализ контрольной работы с применением электронной программы оценки качества образования    42

Рекомендуемая литература    44

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос