Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада

Снято с продажи
Код 868я
Авторы Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Издательство Учитель, г. Воронеж, 2009
ISBN 5-98225-014-7
Страниц 392
УДК 373.2.016(076)
Штрихкод 9785982250148
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 20 (мм)
Вес 292 г
Методическое пособие содержит практический материал, разработанный на основе программы "Детство", для проведения 72 занятий с детьми второй младшей группы детского сада.
Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ


ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

(предисловие от научного редактора)


Программа «Детство» известна сравнительно недавно. Но она уже за­воевала у воспитателей дошкольных учреждений авторитет и популярность, как эффективный ориентир для создания из детского сада второго дома ре­бенка. Здесь, под руководством умного, чуткого, доброго взрослого, шаг за шагом он познает окружающий мир, радость дружбы, творчества, самостоя­тельной деятельности, познает свои личные возможности.

Однако работа по этой программе не всегда доступна воспитателям.

Основные затруднения связаны не только с отсутствием методиче­ских разработок. Зачастую воспитатели не совсем четко представляют воз­можности и особенности развития детей дошкольного возраста, поэтому с некоторым недоверием относятся к целям и задачам программы, к ее не совсем привычному содержанию и методам.

Цель же у программы «Детство» весьма простая: всестороннее разви­тие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развива­ющую среду. Для ее достижения авторы (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцева, З.Л. Михайлова, Т.Д. Рихтерман, Е. Н. Иванова, Л. М. Гурович, К. А. Курочкина и др.) предлагают развивать ре­бенка не за счет интенсивных методов и средств обучения, а посредством создания благоприятных условий. Иными словами, предлагается организовы­вать саморазвитие ребенка, используя воспитательный и обучающий потен­циал обычного детсадовского интерьера, дополненный доступными для само­стоятельного изготовления пособиями.

В связи с этим, появляется возможность без особых затруднений со­здать условия для совместного участия детей во всех видах деятельности (по­знавательной, созидательной, игровой, двигательной, изобразительной, теат­рализованной и др.). Среда организуется так, чтобы ребенок имел право вы­бора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого из места обычного отбывания положенного срока пространство детско сада преобразуется в среду творческой жизнедеятельности ребенка. Все привычные задачи (направления) воспитания - формирование этических и эстетических представлений, физкультурно-оздоровительное, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие культурно-ги­гиенических навыков и т. д. решаются с позиций включения ребенка в значи­мую для его возраста деятельность.

Какая деятельность значима? В этой книге предложены методические разработки годичного цикла развивающих занятий для младшего дошколь­ного возраста (третий и четвертый годы жизни). Конечно, можно использо­вать их и без знания специфики этого периода. Но основной смысл програм­мы заключен не в максимальном ускорении развития ребенка и не в подго­товке к обучению в школе. Ее главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствующие возрастным особенностям и возможно­стям развивающейся личности.

Другую задачу, не менее важную, можно определить, как умение взрос­лых видеть в ребенке личность.

Что же особенного в младшем дошкольном возрасте? На что следует обращать внимание, чтобы увидеть в трехлетнем ребенке зарождающуюся личность?

По мнению известной английской писательницы, психолога и дошколь­ного педагога Дженни Лешли, главное для малыша - считают ли себя взрос­лые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателя­ми. Активное участие - это не обязательно вмешательство и контроль, ско­рее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка - чуткий и гото­вый приспособиться человек.

Это означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. Для этого необходимо знать, что, собственно, личностное возникает и требует поддержки в этом возрасте. К его особенностям относят так называемый «кризис трех лет», во время кото­рого и закладываются личностные особенности. Происходит это благодаря противоречиям, возникающим в связи с развитием целого ряда потребнос­тей: в общении, во внешних впечатлениях, в движениях, в уважении и т. д. Борьба этих противоречий уже в столь малом возрасте может привести или к благополучному развитию личности или к остановке этого роста, что в даль­нейшем сказывается в виде печально известного состояния - «ЗПР» (задерж­ка психического развития).

Как считают наши известные специалисты по дошкольной педагогике и психологии (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. Ю. Кулагина, М. В. Матюхина, Д. Б. Эльконин и др.), кризис трех лет - это граница между ранним и дошколь­ным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой, эмоциональной системы отношений и начало перехода к новой, более осмысленной, внутренне осознаваемой, мотивиро­ванной системе речевого общения.

Этот возраст обычно называют «временем миллиона вопросов». Млад­шие дошкольники хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Выслушивая ответы, он требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Если такое отношение отсутствует, если новые отношения со взрослыми не складываются, инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно огра­ничивается, у ребенка возникают кризисные явления: негативизм и упрямство.

К трем годам появляются личные действия, осознание своей самостоя­тельности («я сам»), требующие выражения в деятельности. Наиболее значи­мая для этого возраста деятельность - ролевая (творческая) игра. Она вопло­щает основные потребности младшего дошкольника, поскольку вырастает из предметно-манипулятивной деятельности — игры с предметами, которой он к этому возрасту уже овладел. Если раньше он действовал как взрослый, под­ражая ему, но не замечал этого, то сейчас он начинает осознавать, что дей­ствует сам и действует как взрослый. Играя, младшие дошкольники имитиру­ют предметную деятельность, они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате: для кого и для чего они изобража­ют натирание морковки, мытье посуды, нарезание хлеба. В лучшем случае, для них важны не столько действия, сколько отношения, стоящие за этими действиями.

Основным, как бы «заказанным» природой, новым видом деятельности становится игра. Но для того, чтобы игра состоялась как условие позитивного развития, должно произойти коренное изменение отношений ребенка со взрос­лыми. Это означает, что скорее взрослым, а не, как повелось, ребенку, следу­ет меняться, учиться, адаптироваться. Дошкольные психологи сходятся на том, что успешное преодоление кризиса средствами игры возможно, если создана благоприятная среда для познавательного общения.

В опыте детского сада № 53 г. Воронежа, послужившего эксперимен­тальной базой для реализации программы «Детство» и представленного в этой книге, основанием для создания такой среды стала идея о сближении условий дошкольного учреждения с условиями хорошей семьи. Развитие внутреннего мира ребенка, становление образа своего «я», по мнению Ж. Пиаже, начина­ется с понимания необходимости «комфорта уединения». Хорошие (нормаль­ные) родители всегда предусматривают в квартире места, где ребенок мог бы побыть один. Это - одна из новых и важнейших потребностей трехлетнего малыша, реализуя которую он получает первую возможность осмысления про­исходящего и себя в происходящем. Это и новая потребность в безопасности, которая только интуитивно ощущается как необходимость отстранения, в том числе - и от родителей, с чего, собственно, и начинается первичная работа сознания по «производству своего «я».

В обычном детском саду таких мест, как правило, нет. Здесь считает­ся, что ребенок должен быть постоянно на виду. Это прибавляет увереннос­ти воспитателям в его безопасности, но лишает основы безопасности, спо­собности к самостоятельности самого ребенка, приучает его быть полностью зависимым от воспитателя. Малыш, забившийся в свой шкафчик для вещей и плачущий там — привычная картина.

Детские сады, работающие по программе «Детство», являются в этом смысле редким исключением. Для этого пространство помещений преобразу­ется в разнообразные «уголки» и «центры», которые восполняют еще одну дет-скую потребность - в развитии познавательного общения. Так, в «уголке семьи» можно поиграть, ощущая чувство домашнего уюта в семье, где тебя любят и понимают, а в «уголке грусти» отпадает необходимость назойливого успокое­ния со стороны воспитателей. Здесь ребенок может вытащить из карманчика маленькую игрушку и, обняв ее, погрустить. А может рассказать другу-лесовичку про свою грусть. Здесь, среди живой зелени всегда хорошо и приятно. При желании можно позвонить маме или бабушке — и грусть сразу пройдет.

В каждом уголке можно найти сделанные воспитателями или «Чудес­ный мешочек», или «Чудесную шкатулку», или «Чудо-птицу», которые ежеднев­но преподносят детям маленькие сюрпризы.

Каждому малышу уже хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах есть «сундучки секретов» или «шкатулки с секретами». Здесь дети рассказывают свои самые сокровенные тайны, сохра­няемые в сундучках и шкатулках.

Если хочется поиграть в школу, всегда в доступном месте для любого ребенка доска и цветные мелки. Есть желание - потренируйся в написании букв или цифр, можешь просто порисовать, а хочешь - дорисуй то, что не дорисовал воспитатель. Утром на доске всегда задание для развития логи­ческого мышления - лабиринт или кроссворд, а может и алгоритм...

Воспитатели организуют жизнь детей так, чтобы повседневно прида­вать огромное значение всем мелочам, касающимся их воспитания. В группах есть «шкаф находок». В этот шкаф дети, родители, воспитатели приносят все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть инте­ресным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камушек, ракушка... Разговоры во­круг находок могут вестись в этот же день, а могут быть по взаимному согла­сию отложены на определенное время, когда в шкафчике соберется несколь­ко интересных предметов.

«Уголок потерянных вещей». Он очень важен для воспитания собранно­сти. Если кто увидит, что вещь лежит не на месте - сразу же несет в этот уголок: или положат вещи в карманчик, или повесят на руку чучела.

В группах есть «уголок добра». В одной группе живет фея, которая ви­дит все добрые дела детей и дарит им сердечки. В  другой - ангел зажигает для детей звезды. В третьей группе - дерево с прозрачными мешочками, в которых появляются чудесные камешки. Итоги" можно подводить ежедневно или еженедельно. Главное в данном случае - умело руководить этим процес­сом, не использовать награду как средство стимулирования хороших поступ­ков ребенка напоказ. А добрых дел дошкольник может совершить целое мно­жество: поделиться конфетой, помочь другу завязать шнурок, не обидеть му­равья, помыть игрушки и многое другое. Главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда вы вместе с ним подсчитаете, что у него накопилось много отметок за добрые дела.

По определенным признакам дети сами запоминают, где чей мешочек, и свое заслуженное сердечко или звездочку никогда не перепутают с другой.

Особое внимание уделяется «уголку спорта», где дети могут свободно поиграть с кеглями и мячами, обручами и прыгалками, походить босиком по 1 контактным коврикам.

Для развития познавательной активности создаются разнообразные «цен­тры». «Центр конструирования» очень любят мальчики, потому что здесь можно соорудить межпланетный корабль, подводную лодку, крепость по чертежам и схемам, а можно сконструировать то, чего на свете не бывает. Девочкам нра­вятся образцы сумочек, украшений, сундучков, купальной одежды и т. д.

Программа «Детство» с разных сторон ориентирует воспитателей на развитие детского творчества. Для художественного творчества использу­ются большие фланелеграфы (ковроланы), доски творчества для ниткографии или растягивания резиночек. Используя их, ребята выкладывают це­лые сюжетные картины, сказки, ситуации, «рисуют» из ниток, кусочков син­тепона и драпа целые картины. На доске с гвоздиками можно растянуть из разноцветных резиночек разные геометрические фигуры, а потом узнать в этом произведении какой-то силуэт или предмет, придумать замысловатый узор и т. д.

В «Центре театрализованной деятельности» ребенок может найти об­разы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать ат­рибуты для игр — драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возмож­ность развивать свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Коллекционирование развивает умения систематизировать, обобщать, углублять познания. Дети вместе с воспитателями и родителями могут соби­рать коллекции семян цветов, злаков, овощных культур; морских камней; от­крытки с изображениями животных и птиц; марки; различные наклейки и вкла­дыши и т. д.

Для умственного развития существует «Математический центр», где мно­го развивающих игр: «Кубики для всех», «Уникуб», «Сложи узор», палочки Кюи-зенера, блоки Дьенеша, наборы «Учимся читать», счетные палочки, голово­ломки, алгоритмы и другие. В «Географическом центре» дети знакомятся с миром, моделью земли - глобусом, языками и традициями других народов, животным и растительным миром разных стран. В «Центре краеведения» дети знакомятся с родной улицей, детским садом, любимым городом. Здесь они учатся ориентироваться по карте города, узнавать на ней свои дома, знако­мые и незнакомые улицы, определять, где расположен их детский сад, театры и парки. Таким образом малыши приобщаются к самобытной культуре города, к его традициям.

Возникновению любви к родному языку помогает «Центр развития речи», где дети могут полистать книги «Русский язык», «Букварь», «Азбуку», поиграть с кубиками Зайцева и выложить какие-нибудь слова, составить рассказ по схемам, придумать алгоритм сказки, рассмотреть серии картинок и др. Дети сами сочиняют сказки, оформляют книги, рассматривают свои семейные аль­бомы и рассказывают по фотографиям о своих любимых родных.

Осуществление детьми образовательного содержания программы «Дет­ство» происходит в повседневной жизни, путем интеграции естественных для младшего дошкольника видов деятельности. Основная задача воспитателя — ^наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, про­блемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Орга­низуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стрем­ление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

В связи с этим, предлагаемые Вам содержательные технологии постро­ены по единой схеме, которая позволяет ненасильственно управлять развити­ем личности. С этой целью каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей младшего дошкольного возраста: в позна­вательной и игровой деятельности, общении, творчестве.

Каждое занятие имеет семь постоянных частей: первые две части разно­сторонне представляют познавательное развитие; затем следует часть, посвя­щенная развитию речи, далее - развитию математических представлений, ри­сованию, лепке (или аппликациям) и завершают занятие ситуации общения.

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности все еще продолжает оставаться сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощу­щений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Но в этом возра­сте пороги ощущений начинают снижаться. Это компенсируется повышением остроты зрения и точностью различения цветов, развитием слуха, точности оценок веса предметов. Появляется способность сознательно выделять раз­личные части чувственно воспринимаемых вещей, явлений и преобразовы­вать эти сведения в управляемые самим ребенком образы и действия с ними. Это явление получило название перцепция - осознаваемое восприятие. Оно отличается от сенсорного освоения именно своей осознанностью и является его продолжением, но уже на более высоком, осмысливаемом уровне дея­тельности.

Наиболее характерными становятся такие действия ребенка, которые по­зволяют ему обследовать предметы, выделять в них наиболее типичные свой­ства - разделять и соединять ощущения, придавая им характеристики сенсор­ных эталонов, общепринятых образцов восприятия. Эти эталоны (образцы) фор­мируются в деятельности лепки, рисования, конструирования. Такая деятель­ность, при правильной организации, закладывает основы для перехода на бо­лее высокую ступень развития - от наглядно-действенного к образному мыш­лению. Важнейшими условиями развития нормального восприятия и осмысле­ния воспринимаемого становятся ритм и наглядность. Наиболее доступными формами для развития сенсорных эталонов в этом возрасте являются геомет­рические формы - квадраты, треугольники, круги и цвета спектра.

   В связи с этим, содержательный материал каждого занятия представ­ляется в наиболее яркой, наглядной форме разноцветных кругов, квадратов и т. д. Ритм познания предлагаемого содержания задается алгоритмом действий с конкретными предметами. Поэтому технология проведения занятий разра­ботана с опорой на наиболее значимый для его темы алгоритм, которым оно и сопровождается.

Предлагаемые в этой книге занятия подробно и разнообразно пред­ставляют не только технологии, но и содержание программы «Детство» с уче­том возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста. Поэтому, чтобы избежать типичных затруднений, воспитателю, использующе­му эти разработки, имеет смысл хорошо обдумать, почему они представлены именно в такой последовательности, почему предлагаются именно такие ил­люстративные материалы, задания, игры. Только после того, как Вам лично станут понятны причины такого представления методического материала, стоит применять их в Вашей работе с детьми.

И последнее напутствие: в каждом занятии предусмотрено участие Ва­шей неповторимой, любящей и чуткой души. Не пройдите мимо этой замеча­тельной возможности, приоткройте свою душу ребенку - и он откроется Вам!

Содержание

Предисловие    3

От авторов    10

Сентябрь

Первая неделя «Наша группа»    12

Вторая неделя «Игры и игрушки»    24

Третья неделя «Труд помощника воспитателя»    34

Четвертая неделя «Друзья»    44

Октябрь

Первая неделя «Учимся знакомиться»    54

Вторая неделя «Осень»    62

Третья неделя «Фрукты»    72

Четвертая неделя «Овощи»    81

Ноябрь

Первая неделя «Грибы»    90

Вторая неделя «Дикие животные»    100

Третья неделя «Домашние животные»    110

Четвертая неделя «Птицы»    121

Декабрь

Первая неделя «Домашние обитатели»    131

Вторая неделя «Транспорт»    141

Третья неделя «Дорожная безопасность»    151

Четвертая неделя «Новый год»        ………………………………………………   160

Январь

Первая неделя «Труд повара»    170

Вторая неделя «Зима»    182

Третья неделя «У кого какие шубки»    193

Четвертая неделя «Зимние развлечения»    206

Февраль

Первая неделя «Труд врача»    216

Вторая неделя «Здоровье»    227

Третья неделя «Папа»    238

Четвертая неделя «Наши добрые дела»    246

Март

Первая неделя «Мама»    255

Вторая неделя «Семья»    265

Третья неделя «Гости»    278

Четвертая неделя «Квартира»    288

Апрель

Первая неделя «Город»    299

Вторая неделя «Пожарная безопасность»    310

Третья неделя «Игрушки»    321

Четвертая неделя «Магазин»    331

Май

Первая неделя «Весна»    343

Вторая неделя «Водичка-водичка»    354

Третья неделя «Труд взрослых»    366

Четвертая неделя «Цветы»    376

Использованная литература    387

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.