Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н. А. Чураковой. Часть I

Снято с продажи
Код 85я/1
Авторы-составители Смирнова И. Г.
Издательство Учитель, 2011
Серия Начальная школа
ISBN 978-5-7057-1599-2
Страниц 303
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705715992
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 12 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 222 г
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по учебнику: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учебник для 4 класса: в 2 ч. Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2010 (по системе Л. В. Занкова).
Цель данного пособия - облегчить подготовку учителя к уроку.
В разработках уроков содержится систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач развивающего обучения, развитие творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе необходимо пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, многозначности художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять идею автора и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать, что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» (М. А. Рыбникова), а главное – он сам должен уметь анализировать художественный текст.

При создании пособия активно использовались методические рекомендации автора учебника Н. А. Чураковой, учитель найдет в книге виды работ, сопоставленных с программами, и множество стандартных и нестандартных готовых уроков.

На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

– думали над прочитанным;

– сопереживали героям;

– оценивали их поступки;

– осмысливали их проблемы;

– соотносили их жизнь со своей жизнью;

– старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. В силу сложности литературного материала 4 класса были использованы идеи ответов на вопросы, заданные ученику в учебнике.

Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

– сопереживать героям и автору;

– понять главную мысль произведения, его идею;

– осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

Содержание

Введение    3

Модель современного урока литературного чтения    5

Тематическое планирование    6

Глава 1. Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком (12 часов)    10

Урок 1(1). Пословицы русского земледельца. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа    10

В мире сказки. Особенности сказочного жанра (4 часа)    17

Урок 2(2). Законы волшебной сказки    17

Урок 3(3). Собиратели народных сказок. «Морской царь и Василиса Премудрая»    23

Урок 4(4) Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» представлений древних людей о мире. Художественные особенности сказки    28

Урок 5(5). Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку    32

Урок 6(6). Галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Сочинение повествовательного характера с элементами описания    35

Урок 7(7). Редактирование сочинений    41

В мире былины. «Садко» (4 часа)    42

Урок 8(8). «Садко». Черты былины и сказки в тексте    42

Урок 9(9). Приметы исторического времени в былине    46

Урок 10(10). Художественные особенности былины    54

Урок 11(11). Чего в былинах больше: правды или вымысла? (урок-дискуссия)    58

Урок 12(12). Наедине с книгой. Мир сказки    61

Глава 2. Авторская литература: время во власти человека (8 часов)    65

Урок 13(1). Человек – хозяин и творец времени    65

Урок 14(2). Особенности художественного мира, созданного Дж. Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Елок»    72

Урок 15(3). Особое восприятие времени в стихотворениях А. Вознесенского «Какое несимметричное время…», «Тихо-тихо…»    76

Урок 16(4). Образ весны и ручьев в стихотворениях Ф. Тютчева «Весенние воды», Н. Матвеевой «В лощинах снег…»    83

Урок 17(5). Образ весны и ручьев в стихотворении Б. Пастернака «Опять весна»    88

Урок 18(6). Чудесное весеннее преображение (по стихотворению А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»)    92

Урок 19(7). «Весна, весна…» (урок выразительного чтения)    99

Урок 20(8). Наедине с книгой. Время во власти автора    106

Глава 3. Крутим барабан времени (9 часов)    118

История души человеческой (по рассказу Л. Андреева «Петька на даче») (3 часа)    118

Урок 21(1). Два мира в рассказе: мир парикмахерской и мир дачи    118

Урок 22(2). Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение    126

Урок 23(3). Литературный герой и его прототип    132

Судьба твоего ровесника, жившего сто лет назад (по рассказу А. П. Чехова «Ванька») (2 часа)    136

Урок 24(4). Два мира Ваньки Жукова    136

Урок 25(5). Такие похожие разные судьбы    142

Урок 26(6). Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XX веке. А. Гайдар «Тимур и его команда»    149

Лирический герой Валентина Берестова (3 часа)    156

Урок 27(7). Мир друзей в стихотворениях В. Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка»    156

Урок 28(8). Мир семьи в стихотворениях В. Берестова «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография»    163

Урок 29(9). Поэзия – мир чувств, впечатлений, переживаний (урок выразительного чтения стихов наизусть)    170

Глава 4. Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке (15 часов)    178

Урок 30(1). В реальном мире волшебной повести-сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»    178

Урок 31(2). Особенности волшебного мира в авторской сказке    183

Урок 32(3). Особенности волшебного мира в авторской сказке    187

Урок 33(4). Особенности волшебного мира в авторской сказке    190

Урок 34(5). Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твердом орехе    193

Урок 35(6). Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твердом орехе    197

Урок 36(7). Решающий поединок – кульминация сказки    200

Урок 37(8). Финал сказки. В волшебной стране    203

Урок 38(9). Финал сказки. В волшебной стране    207

Урок 39(10). Отзыв о повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»    211

Урок 40(11). Проверочная работа за I полугодие    215

Урок 41(12). Анализ проверочной работы за I полугодие    228

Урок 42(13). Наедине с книгой. С. Аксаков «Аленький цветочек»    233

Урок 43(14). Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям

М. Волошина «Зеленый вал отпрянул…», Д. Самойлова «Красная осень»)    244

Урок 44(15). «…Вода и камень, земля и небо, лед и пламень…» (урок-праздник поэзии)    252

Глава 5. Авторская поэзия: мастерская стиха (8 часов)    259

Урок 45(1). Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях

В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога»    259

Урок 46(2). Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях

А. Белого «Весна», Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»,

С. Маршака «Как поработала зима!..»    265

Урок 47(3). Три вида рифмы – три разных образа    267

Уроки 48–49(4–5). Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро…») и мастерской В. Хлебникова («Заклятие смехом»)    272

Урок 50(6). Авторский почерк в переводах хокку    280

Урок 51(7). Авторский почерк в переводах хокку    285

Урок 52 (8). Наедине с книгой. «Союз любимцев вечных муз» (урок-концерт)    290

Литература    301

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос