Литературное чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. Ю. Свиридовой

Снято с продажи
Код 85ш
Авторы-составители Демященкова Г. Н.
Издательство Учитель, 2010
Серия Начальная школа
ISBN 978-5-7057-1211-3
Страниц 206
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705712113
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 145 г
Предлагаемое пособие представляет собой подробные поурочные разработки по курсу "Литературное чтение" для 1 класса, ориентировано на работу с учебником В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение: учебник для 1 класса" (Самара : Издательство "Учебная литература" : Издательский дом "Федоров", 2009).
Цель данного пособия - облегчить подготовку учителя к уроку.
В разработках уроков содержится систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач развивающего обучения, развития творческого потенциала, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов обучающихся.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Подробное описание

Введение

Особенностью учебника В. Ю. Свиридовой является то, что это учебник литературы, а не чтения, и то, что литература понимается как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. Здесь учебник решает две задачи: исследовательскую (учит детей различать) и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учит чувствовать). Возможно ли начинать осуществлять этот подход уже в первом классе, то есть работая с детьми, многие из которых еще плохо читают? Учебник поможет вам убедиться в том, что это и возможно, и необходимо. Главный прием, к которому прибегает учебник, организовывая исследовательское восприятие ребенка, – это сравнение. Сравнивая разные виды чтения, сравнивая прозу и поэзию, сравнивая тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая приемы, школьник открывает для себя особенности литературного, то есть художественного текста, специфику родов и жанров литературы, выразительность литературных приемов. Учебник путем сравнительного анализа разных текстов:

– выделяет литературу из просто чтения;

– отделяет литературу от фольклора;

– разделяет художественную и научную литературу.

С помощью разнообразной системы заданий учебник готовит интуитивное понимание того, что проза ориентирована в большой степени на пробуждение мысли, а поэзия – на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так, сказка, рассказ, басня по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики. Народная сказка, уходящая корнями в миф и обряд, жестко делит мир на своих и чужих, на добро и зло. Она не оставляет читателю возможности самому сделать какой-нибудь выбор и вывод: все выводы в ней уже сделаны. Басня наследует особенности народной сказки о животных и, несмотря на содержащиеся иносказания, точно так же четко, как и сказка, произносит свой приговор в «морали». Рассказ, в силу жанровых особенностей, требует читательского соучастия: автор не все решает за читателя, он предоставляет ему возможность самому сделать выводы.

Учебник готовит младшего школьника к пониманию того, что каждый литературный прием содержателен. На материале такого древнего жанра фольклора, как загадка, первоклассники постигают особенности сравнения – одного из самых древних приемов характеристики предмета. На материале авторской поэзии дети вновь и вновь встречаются с этим приемом, обнаруживая, что он необыкновенно содержателен, что с его помощью в предмете обнаруживается какая-то невидимая обыденным зрением скрытая особенность. Таким же древним приемом является и олицетворение – прием, одушевляющий неживой предмет. Детям самим предлагается придумывать сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приемов.

Вторая задача: создание условий для рождения целостного эстетического переживания – решается в учебнике комплексно. Успешность ее решения, с одной стороны, гарантируется подбором текстов и системой вопросов, которые опираются на социальный опыт ребенка, близки ребенку эмоционально и психологически, способствуют подключению его к решению встречающихся проблем, пробуждают соучастие и сочувствие. С другой стороны, успех зависит от того, насколько последовательно будет проводиться в жизнь ведущая идея курса литературы: окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду; и именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире, и, главное, в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Учебник пытается решить двуединую задачу: с одной стороны, задания и вопросы нацелены на воспитание уважения к целостности текста, на провокацию удивления перед тайной художественного творчества, с другой стороны, они направлены на то, чтобы подчеркнуть уважение к индивидуальным особенностям восприятия текста каждым школьником.

Хотелось бы, чтобы результатом эстетического воспитания первоклассников средствами литературы стала их убежденность в том, что:

– литературное произведение – это текст, содержащий тайну, загадку, секрет, чудо, открытие;

– мы вместе (учитель и ученики) сделаем все, чтобы научиться это видеть и чувствовать;

– каждый видит и чувствует по-своему: восприятие каждого человека – большая ценность.

Перед вами пособие, адресованное педагогам, работающим по программе В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой «Литературное чтение». Данный курс разработан на основе дидактических принципов и методической системы Л. В. Занкова.

Предлагаемый вариант – лишь один из возможных. Каждый учитель, учитывая особенности конкретного класса и свое видение предмета, может откорректировать данное в этом пособии.

Цель данного пособия – максимально облегчить подготовку учителя к уроку и работу на уроке. Учитель сможет найти здесь все, что необходимо ему для подготовки к урокам: подробные поурочные разработки, методические рекомендации, литературный материал для развития речевых умений. Дополнительно даются сведения по теории литературы, приводятся краткие биографии детских писателей и поэтов.

Содержание

Введение    3

Примерное поурочно-тематическое планирование    6

Раздел I. Границы страны Литература    9

Урок 1. Книга в нашей жизни (по стихотворениям Сережи Морозова, Самуила Маршака)    9

Урок 2. Герои, созданные фантазией  и воображением писателя (по рассказу Дональда Биссета «Под ковром»)    14

Урок 3. Особенности поэтического текста (по стихотворениям Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здрав-ствует мыло душистое…»)    19

Урок 4. Чтение и литература. Лента времени    23

Урок 5. Научный и художественный текст: математическая задача и задача Григория Остера    27

Урок 6. Автор, герой, персонаж (по стихотворениям Бориса Заходера «Пошел Сережа в первый класс…», «Я, на все махнув рукой…»)    31

Урок 7. Секреты загадок    35

Урок 8. Литературный герой, его имя, характер  (Корней Чуковский – «Барабек», Евгений Чеповецкий – «Непоседа, Мякиш и Нетак»)    42

Раздел II. Долина рассказов: тайна за тайной    51

Урок 1. Главный герой и персонажи в рассказе Льва Толстого «Косточка»    51

Урок 2. Малые жанры фольклора:  потешки, прибаутки, побасенки    56

Урок 3. Художественное и научное описание (по рассказу Николая Сладкова «Свиристели»  и статье из энциклопедического словаря)    62

Урок 4. Автор и его герой  (по рассказу Евгения Чарушина «Томка»)    66

Урок 5. Средства выражения авторского  отношения к герою (по стихотворениям Николая Ламма «Червяк», Николая Рубцова «Воробей» и рассказу Максима Горького «Воробьишко»)    71

Урок 6. Разгадываем тайну названия рассказа  Юрия Коваля «Воробьиное озеро»    76

Раздел III. Сады поэзии: из чего растут стихи    79

Урок 1. Поэтические тайны (шуточная – в стихотворении Ирины Пивоваровой «Тайна» и взрослая – в стихотворении Льва Друскина «Беру я вещи  в руки осторожно…»)    79

Урок 2. Поэтическая чуткость  (по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства»)    84

Урок 3. Твоя игрушка – живая  (по стихотворениям Агнии Барто)    89

Урок 4. Мир глазами поэтов (Нины Орловой – стихотворение «Дерево-жираф» и Льва Друскина – стихотворение «Там ива, опираясь на костыль…»)    93

Урок 5. Сказки Джанни Родари    98

Урок 6. Поэзия в загадках    102

Урок 7. Поэтическое слово об осени  (по стихотворениям Александра Пушкина «Осень» (отрывок), Константина Баль-монта «Осень», хокку Сико)    107

Урок 8. Прием сравнения в загадках    113

Урок 9. Характер литературного героя (по фрагментам повести Веры Пановой «Сережа»)    117

Раздел IV. Сказочные дорожки: твой путеводитель    122

Урок 1. Законы сказок    122

Уроки 2–3. Сказки о животных  («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)    126

Урок 4. Сказочная область на карте Литературы    133

Урок 5. Поэтические приемы в стихотворениях Ивана Бунина и Валентина Берестова и в скороговорках    136

Урок 6. Законы волшебной сказки    140

Урок 7. Народные и авторские сказки («Красная Шапочка» в пересказе Шарля Перро,  «Бременские музыканты» в пересказе бр. Гримм, «Три поросенка» в пересказе Сергея Михалкова)    145

Урок 8. Эмоциональный тон произведения (по стихотворению Сергея Михалкова «Прививка»)    151

Раздел V. Открытия в литературе и фантазии в науке    155

Урок 1. Характер героя в поэзии и в фольклоре (по стихотворениям Валентина Берестова «Заяц-барабанщик» и Николая Ламма «Заячья любовь»)    155

Урок 2. Автор – герой – читатель (по рассказу Евгения Чарушина «Волчишко»)    159

Урок 3. Разные жанры литературы (по произведениям Льва Толстого)    164

Урок 4. Поэзия в рассказе Михаила Пришвина «Золотой луг»    169

Урок 5. Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям Александра Пушкина «Цветок», Алексея Толстого «Колоколь-чики мои…», Светланы Пшеничных «Прощание», «Рассветает»)    176

Урок 6. Мир глазами поэта и ученого (по рассказам Константина Ушинского «Утренние лучи», Джанни Родари «Откуда берутся день и ночь?»)    181

Урок 7. Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям Светланы Пшеничных «И летом, и зимою», Валентина Берестова «Ботаника», «Весенняя сказка», Николая Ламма «Зеленый репейник»)    186

Урок 8. Ложь и фантазия  (по рассказам Л. Толстого «Лгун», В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»)    191

Урок 9. Ложь и фантазия (по рассказу Николая Носова «Затейники»)    193

Приложение    197

Литература    203

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос