Диагностическая работа в ДОУ. Компакт-диск для компьютера

Снято с продажи
Код С-49
Авторы Доценко Е. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Дошкольник
Штрихкод 4607128440495
Размеры (Ш x В x Т) 141 x 125 x 10 (мм)
Вес 83 г
Настоящее электронное пособие "Диагностическая работа в ДОУ" серии "Дошкольник" создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.
Модернизация дошкольного образования направлена на повышение его качества. Одним из направлений модернизации, обеспечивающим достижения этой цели, выступает внедрение диагностической работы в образовательный процесс.
Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.
Пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подробное описание

Настоящее электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» серии «Дошкольник» создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

Модернизация дошкольного образования направлена на повышение его качества. Одним из направлений модернизации, обеспечивающим достижения этой цели, выступает внедрение диагностической работы в образовательный процесс.

Качественное проведение диагностической работы возможно при создании ряда условий: нормативно-правовых, организационных, методических и кадровых.

Диагностическая работа способствует повышению качества образования только в том случае, если педагоги видят в ней смысл, заинтересованы в её проведении и могут учитывать полученные данные в своей работе, т. е. если у педагогов сформирована психологическая готовность к реализации диагностического направления деятельности.

Целью психодиагностической работы является информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностические данные необходимы для составления социально-психологического портрета ребенка, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, развитии, воспитании, для выбора средств и форм психологического сопровождения в соответствии с присущими особенностями развития и общения.

Приоритетным направлением психодиагностики с одной стороны, является реализация индивидуализирующей функции, позволяющей увидеть портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, с другой стороны – определение статистической нормы, соответствие возрастному нормативу и стандарту. По итогам комплексной диагностики выделяются группы «психологически благополучных» детей, а также детей, имеющих проблемы в развитии.

Но всегда следует помнить, что любая методика тестирования дает субъективную оценку. Выполнение каждого из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.

Пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Электронный вариант пособия дает возможность не просто ознакомиться, принять к сведению или использовать в своей работе диагностические материалы, но и оптимизировать свою работу, сэкономить время, используя при необходимости те методики, тесты, анкеты, таблицы, схемы, которые предлагаются на диске, с возможностью редактирования непосредственно в документе. В этом случае создаются свои локальные документы, которые архивируются тут же при работе с данным диском.


Работа с материалами диска строится следующим образом.

При открытии программы предлагается выбор разделов:

1. Организационный аспект

Данный раздел освещает теоретические и практические основы проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Доступно изложены принципы проведения и методы психологических исследований, виды диагностики, этические принципы и правила работы практического психолога образования. Здесь же представлены формы документов, необходимых психологу для определения уровня психического развития ребенка (психологическое представление, карта психологического обследования ребенка, психологический паспорт ребенка, анкета особенностей развития ребенка и др.).

2. Психические процессы и речь

Раздел содержит уникальную подборку диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий»), внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки»), восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках»), памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы»), воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников.

3. Развитие мелкой моторики

В данном разделе можно узнать, как и в каком возрасте нужно определять ведущую руку ребенка и какие существуют правила, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты. Для определения рукости можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским, или воспользоваться комплексом заданий немецкого исследователя Ф. Кречмера или французской исследовательницы М. Озьяс. Не менее интересен материал самотестирования для детей младшего и среднего школьного возраста по определению ведущего полушария мозга.

4. Готовность к школе

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Диагностике готовности к школе и посвящен данный раздел диска.

5. Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.

Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:

– «Несуществующее животное»;

– «Рисунок семьи»;

– «Дом – дерево – человек».

В разделе также представлены менее известные рисуночные тесты:

– тест «Человек под дождем»;

– тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

– графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3–7 лет;

– методика «Нарисуй себя».

Огромный интерес вызовет подраздел «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста», который содержит подборку методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка.

Использованные при составлении данного диска материалы опубликованы в следующих печатных пособиях:

1. Если ваш ребенок левша: [Метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей] / М. М. Безруких, М. Г. Князева, Тула Арктоус, 1996.

2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н Поливанов, Е. Ю. Сушков: М., 1989.

3. Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. //Психологическое образование. – 1997. – №4. – С. 56–67.

4. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: «Просвещение», 1989. – 302 с. (опросный лист «Самооценка профессиональных качеств»).

5. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. – 1984. – № 1. – С. 28–34.

6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

7. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995, т. 2.

8. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2007, 631 стр.

9. Опросник А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» на определение уровня и вида агрессивности взят с сайта www.portal-slovo.ru

10. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос