Лингвистические сказки и рассказы. Методическое пособие для учителей русского языка

Снято с продажи
Код 1517а
Издательство Курсив, 2012
ISBN 978-5-89592-066-4
Страниц 206
Штрихкод 9785895920664
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Вес 142 г
Методическое пособие предлагает одну из лучших подборок материала для проведения уроков русского и литературы: лингвистические сказки по русскому языку, сопутствующие задания и работы с практическими рекомендациями по их организации и выполнению. В книге выделено два основных раздела. В первом разделе предложены сказки, раскрывающие грамматические, лексические, фонетические и орфографические правила, а также главные принципы словообразования. Второй раздел состоит из сказок об основных морфологических, синтаксических и пунктуационных правилах. Подача правил русского языка через занимательные и простые сказки упрощает восприятие информации и делает урок более интересным и увлекательным.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ


Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим от­тенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте, пробуж­дайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мыс­ли, а красота; родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке» (Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллек­тива. М., 1975. С. 123).

Мудрый  педагог имел в виду сказку в общепринятом смыс­ле слова. Однако сила и значение ее оказались так велики, что лингвисты решили взять этот жанр на вооружение и поставить на службу Великому Русскому Языку. Несколько десятилетий назад появились первые сказки Ф. Д. Кривина о языке, и с тех пор они стали одним из испытанных средств формирования ин­тереса школьников к родному языку.

Правда, сказками сам автор их не называл, а использовал другое название: «веселые рассказы о языке». Неясность в тер­минологическом плане сохранилась и по сей день, Некоторые авторы  используют термин «грамматическая сказка» (В.Воли­на), другие - «лингвистическая миниатюра» (И.М.Подгаецкая), третьи - «лингвистическая сказка» (Л.Е. Тумина). Нам кажется наиболее удачным последний вариант.

Под лингвистической сказкой мы понимаем особый дидакти­ческий рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка.

По цели использования лингвистические сказки можно раз­делить на следующие группы:

- информативные сказки, посредством которых учитель вводит новые понятия, факты, знакомит с законами языка;

-     сказки-игры, предполагающие активное участие школь­ников в сюжетном действии сказки;

- сказки-проблемы, задачи, загадки, активизирующие мыслительную деятельность ребят, подталкивающие их к самостоятельным догадкам и открытиям;

- сказки-упражнения, позволяющие учителю формировать определенные умения и навыки школьников (сказки в данном случае выступают в качестве занимательного дидактического материала).

Близки к лингвистическим сказкам особые лингвистические рассказы, в которых отсутствует сказочная фабула и сказочные атрибуты, но сюжетная линия данных рассказов (чаще всего выдуманных), их структура смоделированы таким образом, чтобы привлечь внимание читателей,  слушателей к языковым и речевым фактам, понятиям и пробудить интерес к языку и речи.

Лингвистические сказки и рассказы помогают в увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают процесс познания радостным и живым, облегчают работу над грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями, будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление; позволяют включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала.

В лингвистических сказках и рассказах учебный языковой материал подается в занимательной форме,  что помогает учащимся его запомнить. Использование лингвистической сказки на уроке любого типа, на любом его этапе (при объяснении нового материала, в ходе его закрепления, повторения и обобщения), во внеклассной работе, в процессе углубленного изучения русского языка задействует различные виды памяти: оперативную, проявляющуюся в ходе выполнения определенной деятельности; смысловую, основанную на установлении в запоминаемом материале смысловых связей; непроизвольную, нацеленную на запоминание; без специальной установки; произвольную, основанную на запоминании со специальной установкой.

Использование лингвистических сказок и рассказов на уроках русского языка помогает оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, в котором слово или его части, языковые явления, факты живут, ссорятся, решают свои языковые проблемы, борются с несправедливостью, подчиняются решениям беспощадного Правила.

Лингвистические сказки и рассказы, используемые на уроках русского языка и во внеурочное время, помогают повысить творческую активность детей, максимально опереться на их мыслительную деятельность, сконцентрировать внимание учащихся, провести урок в оптимальном режиме развития школьников, создать благоприятную эмоциональную атмосферу обучения и об­щения в  учебном процессе, что является непременными услови­ями формирования интереса.

Л.Е. Тумина пишет, что создание на уроках элемента сказоч­ности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, разви­вает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка» (Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1995. С, 325).

Лингвистические сказки и рассказы могут быть поданы на урок различными методами: посредством слова учителя, слова учителя с элементами беседы, слова учителя с последующим фронтальным опросом. Учитель может предложить готовый вариант сказки или рассказа, может изменить, отредактировать, дополнить этот вариант или сочинить свой текст. Полезным в плане  развития речи является сочинение учащимися собствен­ных лингвистических сказок или рассказов  по аналогии, по дан­ному зачину или концовке, по опорным словосочетаниям: Усили­вает обучающий и воспитательный эффект использование  ролевой наглядности, технических средств обучения.

В данном пособии мы предлагаем вниманию учителей, ро­дителей - всех тех, кто хотел бы заинтересовать детей проблема­ми языка, лингвистические сказки различных авторов (Б.Т.Па­нова, И.М.Подгаецкой, Ф.Д. Кривина, В.В.Волиной и др.). Некоторые сказки представляют собой современный вариант «народ­ного творчества», так как их автор неизвестен. Ряд сказок и рассказов написаны ЕЭ. Грибанской и Л.И.Новиковой - автора­ми данного методического пособия, их учениками и студентами Брянского государственного педагогического университета.

Цель данного пособия состоит не столько в том, чтобы по­знакомить учителей и учащихся с лингвистическими сказками и рассказами, сколько показать систему работы с ними при изуче­нии различных тем.

Необходимо, однако, помнить о том, что использовать ска­зочные  сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресы­щать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и  рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необыч­ным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в резуль­тате создания собственных текстов.

Пособием удобно пользоваться, так как сказки и рассказы в нем распределены по разным разделам русского языка и по конкретным темам, изучаемым в школьном курсе. К  каждому тексту прилагаются методические рекомендации в виде вопросов и заданий.

Учитель по своему; усмотрению, исходя из опыта работы, особенностей класса, может изменять их, использовать выборочно, дополнять своими вопросами и заданиями.

Лингвистическая сказка и рассказ на уроках  русского языка - это путь в мир неограниченных возможностей слова, в мир строгих законов и закономерностей, в мир любви к своему родному языку.

Содержание

   

Раздел 1. Орфография    

Сказки о необходимости орфографии    

Страна Ошибия .......    

Город без орфографии    

Мучения с документами    

Корректоры-исследователи    

Читают газету    

Ошибка.......    

Щасвирнус    

Сказки о правописании безударных гласных

Досадное недоразумение    

Заколдованная буква    

Коля растерялся    

С мечом или с МЯЧОМ?......    

Ударный и безударный    

Сомнительные гласные и согласные    

Сказки о чередующихся гласных в корне слова

Сказка о чередующихся гласных    

Помогите корню    .....

Сказка о корнях -гор- и -гар- ..    

Сказка о корнях -лаг- и -лож-    

Сказка о корнях -кос- и -кас-    

Чередование и-е    

Ночь объяснений    

Сказки о правописании гласных после, шипящих

Соревнование на знание жи-ши    

Судьба буквы ю    

Капризные шипящие    

По букве закона    

Сказки о правописании согласных в корне слова

Спор согласных    

Ворчливая «з» и тихая «с»    

Сказки о правописании непроизносимых и удвоенных согласных

Хвастливая буква    

Правило этики    

Про девочку Аллу    

Сказки о правописании сложных слов    

Подружки «о» и    

Сказка о букве «о»...,    

Правописание корней полу-, поп-    

Сказки о правописании приставок

Приставки на з-, с-    

Спор фонетики и орфографии...    

Сказка о приставках пре- и при-    

Правописание приставок пре- и при-    

Сестры пре- и при-    

Сказки о беглых гласных     .

Беглое «е»    

Сказки о правописании суффиксов существительных    

Приключение Вовки в Тридевятом царстве    

Суффиксы -ик- и -ек-    

Сказка-загадка...    

Сказка о двух братьях    

Ласковый и добрый суффикс -чик-    

Чик и Щик    

Сказки о правописании суффиксов прилагательных

Правила поведения ....    

Загадка помогла    

Сказка доброй Грамматики    

Братья-месяцы    

Сказки о правописании суффиксов глаголов и глагольных форм

Разрешенная проблема    

Проблемы причастия    ..

Сказки о правописании окончаний различных частей речи

Неожиданные подарки    

Сказки о правописании твердого и мягкого знаков

Мудрый указ Грамматика...    

Спор    

Незнайкин диктант    

Разделительные ъ и ь    

всегда твердая буква ш и мягкий знак    

Мягкий знак ищет слова    

Два братца    ....

Близнецы -ться и -тся    

Сказки о правописании имен существительных собственных и нарицательных

О больших и  маленьких    

Сказки о правописании частицы –не-  с различными частями речи

Сипа любви    

«Фамильная ненависть»    

Правописание не со всеми частями речи    

Сказка старого ученого    

Сказки о правописании союзов

Дерзкий эксперимент    

Раздел 2. Фонетика и графика

Алфавит или азбука    

Сказка о буквах-актерах    

Кто важнее?    

Парад букв    

Как из букв строятся слова    

Почему  –а- поется, а  –б- нет    

«И мы не хуже...»    

Обозначение мягкости на письме    

Волшебник Ударение.........    ......

Спор букв......    

Гласные поссорились—    

Роль ударения    

Хитрый звук    

Всегда вместе ....    

Раздел 3. Лексика

Быть лексике доброй    

Новое значение    

Жизнь слова .....:    

Сотрудник института синонимов    

Неудачная поездка    

Слова-братья    

Сказ о лексике    

Иностранное слово    

Случай на странице, где живут царь с царицей    

Волшебные слова    

Решение совета экспертов    

Антонимы    

Раздел 4. Словообразование

Происшествие на бульваре    

Слова-родственники    

Про корни воз и ход    

Проблемы словообразования и не только    

Про маленький мудрый корень –Уч-    

Работа суффиксов.    

Сказка про суффикс -ищ-..    

Как корень слова учил окончания уму-разуму    

Семья слов    

Пропал корень    

Актер –ер-    

Новые друзья корней    

Чужак    

Большая родня    

Словообразование    

Как богатство свои корни искало.    

Раздел 5. Морфология

Сказки и рассказы об имени существительном и числительном

Как морфология порядок навела......    

Части речи    

Понятие о прилагательном    

Склонение (откуда пошли названия падежей)    

Странный спор    

Друзья спешат на помощь    

Род имени существительного    

Имя существительное    

Сказка об именах существительных: собственных и нарицательных    

Несклоняемое имена существительные    

Размышления Баюна о существительном    

Предки    

Разговор слов    

Кто подсчитает?    

Тысяча    

Сказки о местоимении

Разряды местоимений    

Возвратное местоимение. Письмо    

Рассказ о притяжательных местоимениях    

Вопросительные, относительные, неопределенные местоимения    

Умные спорщики. (Об отрицательных и неопределенных местоимениях.)

Злая колдунья    

Сказки о наречии....    

Ох уж это наречие!    

Кто важнее? «Сказка»    

Проделки наречий    

Сказки о служебных частях речи (предлог, союз, частица)

Тема: понятие о частицах. Значения частиц    

Служебное положение частиц.....    

Ссора предлогов со всеми словами    

Превращение    

То же, что было......    

Частицы.    

Сказки о междометии    

Междометие. Сказка-миниатюра    

Междометие    

Сказки о причастии

Кто не прав?    

Тема: Понятие о причастии    

Сказки о деепричастии

Отцы и дети    

Бунт.    ..

Великий шутник    

Сказки об имени прилагательном

Степени сравнения...    

Цикл лингвистических сказок    

Предисловие    

Старшие правки    

Буквы О и Е после шипящих    

Полные прилагательные и краткие    

Краткие прилагательные. Ь после шипящих..    

Младшие правки    

Не с прилагательными    

Суффиксы -к-, -ск-    

-Н-, -НН- в суффиксах    

Сказки о глаголе

Глагол - часть страны Речь...,.    

Глагол и его друзья    

Как Глаголиха учила глагольчиков    

Откуда появились глаголы-исключения    

Лентяй - Инфинитив    

Важная персона    

Начальная форма глагола...:    

Раздел 6, Синтаксис и пунктуация

Рассказ о подлежащем и рассказ о Сказуемом    

Почемучкины отгадки    

Разговор слов    

Понятие об однородных членах предложения    

Понятие об обособленных членах предложения    

Уточняющие члены предложения    

Веселый синтаксис    

Сказка о знаках препинания .......:    

Сказка про знак-невидимку    

Тире между подлежащим и сказуемым    

Вводное слово «говорят»    

Приложение    

Имя существительное (5 класс)

Урок 1. Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»    

Урок 2. Тема: «Имена существительные собственные: и нарицательные»    

Урок 3. Тема: «Склонение имен прилагательных»    

Урок 4. Тема: Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор--..    

Класс: 7

Урок 5. Тема: образование действительных причастий настоящего времени    

Урок 6. В стране изученных деепричастий (урок-путешествие)    

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость
7 декабря 2011 (18:43)
Лингвистическая сказка о числительных))

Гость
28 ноября 2011 (15:44)
Мне очень нужна сказка с несклоняемые сущ.

надя
18 октября 2011 (13:17)
очень нужна сказка о беглых гласных

Гость
10 октября 2011 (16:37)
очень нужна сказка

настюша
3 октября 2011 (16:34)
сказку о беглых гласных давайте

Гость
3 октября 2011 (16:31)
тупизна где сказка о беглых гласных

Гость
29 сентября 2011 (20:03)
Лингвистическая сказка о Ь и Ъ знаках

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос