В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений

Снято с продажи
Код 270у
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-165-7
Страниц 128
УДК 373
Штрихкод 9785934371655
Размеры (Ш x В x Т) 190 x 255 x 8 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 259 г
Методическое пособие содержит сведения по развитию элементарных математических представлений (РЭМП) у ребенка от рождения до трех лет.
В каждом возрастном периоде даны таблицы с возрастными нормами формирования РЭМП, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем, они сочетаются с работой по развитию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Что такое интеллект? По современным представлениям интеллект это сложное понятие, имеющее по меньшей мере три различных значения: первое олицетворяет собой биологическую, генетическую основу всех интеллектуальных различий между умным и глупым, одаренным и посредственным; второе это умственные способности, проявляемые нами повседневно в обыденной жизни: дома и в магазине, в школе и на работе, выражающиеся в приспособленности к обстоятельствам (всем известно, как иногда талантливым людям бывает тяжело приспособиться к жизни); третье это IQ (аббревиатура Intelligence Quotient), то есть коэффициент интеллекта, измеряемый стандартными тестами. Тест показывает, как успехи данного ребенка в выполнении определенных заданий соотносятся с успехами других детей его возраста. Этот показатель всегда относителен, так как может оценить способности ребенка только на данный момент: многое зависит от обстоятельств жизни ребенка, то есть от условий познавательного развития достаточно ли игрушек у ребенка, как построено речевое общение в семье, в каком состоянии находится его здоровье в момент тестирования и какова заинтересованность в выполнении конкретного задания (например, если ребенок равнодушен, это может снизить результаты).

Исследователи во всех крупнейших странах мира пытаются проникнуть в одну из величайших тайн природы тайну возникновения и развития человеческих способностей. И результаты этих поисков удивительны. Так, например, биологи установили, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15-20%! Что это значит? Это значит, что человеческий мозг несет в себе огромную, не реализуемую пока полностью избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а высшая полнота проявления человеческого ума.

Следовательно, каждый здоровый ребенок имеет принципиальную возможность беспредельно развиваться и в своем развитии подняться на самые большие высоты человеческой деятельности! Но в реальной жизни чаще всего наблюдается иное: мы видим детей, которые не хотят идти в школу, которым трудно учиться и которые не любят это делать. Многие родители огорчены слабыми успехами детей в школе, их неудачами. Откуда берутся «отличники» и «хорошисты», «двоечники» и «троечни­ки»? Почему один ребенок с трудом заканчивает семь классов, а другой (таких, правда, меньшинство) в 13-14 лет поступает в университет?

Многочисленные исследования показали, что не испытывают трудностей в учебе те дети, которые еще до школы обладали высоким уровнем развития. Причем разница между детьми становится очевидной уже к двум годам. Если до 9-10 месяцев возможности здоровых детей в основном равны, то между десятью месяцами и полу-

3


тора годами совершается нечто важное, определяющее дальнейшее интеллектуальное развитие. Что же именно происходит в этот короткий отрезок времени и с чем это связано?

Современные исследования на молекулярном уровне утверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей «учебной» среды, то они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга и атрофируются. Таким образом, развиваются только те способности, для формирования которых созданы наилучшие условия. Чем условия благоприятнее, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разносторонней идет его развитие.

К сожалению, многие родители, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится делать постройки из кубиков, сортировать шарики по цвету или размеру, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш и рисовать, владеть ножницами, лепить из пластилина, читать и писать? Зачем торопиться? Придет время всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Не будем отнимать у малыша детство!

Чем ближе к школе, тем обеспокоеннее становятся родители. В последние годы многие из родителей стали уделять больше внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но, согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на развитие детского мозга до трехлетнего возраста? Более того оказывается, что важен каждый месяц и даже день!

Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому 22 месяца. Результаты оказались различными: тот ребенок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше. Взрослому же овладеть этими умениями еще труднее, порой настолько, что у него пропадает всякое желание учиться. Нечто подобное происходит и в других областях знаний.

Гораздо легче научиться иностранному языку в раннем возрасте, когда еще только начинается освоение родного языка. В школе это будет сделать сложнее, так как в уме уже сложится образец родного языка и будет трудно воспринимать образцы чужого.

Всем родителям известно, как тяжело научить 5-7-летнего ребенка плавать. Новорожденный же практически умеет плавать. У новорожденного, который систематически помещается в воду, действия в воде недвусмысленно скоординированы и интегрированы в сложную деятельность, называемую плаванием. Если это умение закрепить и поддерживать, то ребенок будет развивать данную способность с рождения. Плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы.

Музыкальный слух, физические, художественные и математические способности тоже формируются в раннем возрасте, причем развитие одних способностей стимулирует развитие других. Например, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие, так как в младенчестве мозг не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным.

Если же ребенок болен и у него установлена задержка психического развития, то чем раньше начата коррекционная педагогическая работа, тем меньше будет отставание в развитии ребенка. Допустим, психолог установил, что психическое развитие грудного ребенка отстает от нормы на три месяца. «Всего-то!» скажете вы.

Отставание в младенческий период на три месяца очень существенно, так как считается, что умственное развитие от рождения до трех лет по своим возможностям

4


аналогично развитию от 4 до 17 лет. И хотя педагоги считают, что если ребенка правильно воспитывать, то этот разрыв можно преодолеть, тем не менее это потребует огромных усилий и давления на маленького ребенка. Чем раньше начата коррекцион-ная педагогическая работа, тем легче будет формировать привычку к обучению, прививать социальные формы поведения.

Однако по сей день многие родители усложняют жизнь себе и детям, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и тем самым упускают лучшее время.

Раннее развитие не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное в раннем развитии введение нового опыта вовремя.

В жизни ребенка есть этапы особой восприимчивости, так называемые сензитивные периоды, когда происходит скачкообразное прибавление опыта. Один такой период заканчивается примерно к четырем годам. Возраст от четырех до пяти лет характеризуется довольно-таки низким темпом умственного развития.

Специалисты выделяют следующие сензитивные периоды в развитии ребенка:

первый год жизни:

  1. от рождения до 3 месяцев (период новорожденности до 3-5 недель),
  2. от 3 до 6 месяцев,
  3. от 6 до 9 месяцев,
  4. от 9 до 12 месяцев;
    второй год жизни:
  1. от 1 года до 1 года 3 месяцев,
  2. от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев,
  3. от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев,
  4. от 1 года 9 месяцев до 2 лет;
    третий год жизни:
  1. 2 года 2 года 6 месяцев,
  2. 2 года 6 месяцев 3 года.

Основная проблема — обеспечить ребенку условия, достаточно развивающие и стимулирующие, но не чрезмерные, не перегружающие его знаниями: если учиться легко, утрачивается интерес к учению, если учиться трудно, то это раздражает.

Что можно сделать для повышения умственных способностей малыша?

Во-первых, надо строить тесные взаимоотношения с ребенком с самого первого дня его жизни, так как это колыбель яркого интеллекта. Новорожденного нельзя избаловать, так что не бойтесь брать его на руки. Часто беря малыша на руки и уделяя ему максимум внимания, вы принесете ему только пользу. Носите его по дому, поднимайте так, чтобы он имел возможность наблюдать за всем происходящим вокруг. Самые первые шаги в повышении интеллекта малыша состоят в естественных «разговорах» родителей с младенцем. Родитель часто имитирует звуки, которые издает ребенок, потом ожидает его реакции и также имитирует ее. Некоторое время спустя он уже может включать в этот «разговор» новые звуки и новые слова.

Во-вторых, сами живите полноценной жизнью для ребенка очень важно видеть, как его родители проявляют свой интеллект. Ребенок должен принимать посильное участие в ваших занятиях или просто присутствовать. Например, вместе посидите и послушайте музыку, сделайте какую-нибудь поделку, отремонтируйте или вымойте велосипед главное, чтобы то, что вы делаете вместе с малышом, доставляло вам истинное удовольствие.

В-третьих, постарайтесь обеспечить малыша разнообразными игрушками: музыкальными инструментами, необходимыми принадлежностями для рисования, лепки, вырезания.

В-четвертых, не скупитесь на поощрения. Для ребенка самая главная награда внимание. Вы можете улыбнуться малышу, обнять его, подбодрить, похвалить, дать

лакомый кусочек, повесить на видное место выполненную им работу — главное, не оставаться равнодушным и помнить, что поощрять следует только тогда, когда есть попытка выполнить задание или оно успешно выполнено. Хотя основные умения (например, умение тянуться к предмету) ребенок проявляет в определенном возрасте без посторонней помощи, вы можете побудить его испытывать радость от овладения все новым и новым опытом. То удовольствие, которое приносит малышу ранний опыт познания, поможет ему в дальнейшем испытать положительные эмоции по отношению к обучению вообще, привьет ему тягу к знаниям.

В-пятых, если вы будете делать правильные вещи в правильное время, ваш ребенок будет учиться всему с большей уверенностью и с большей легкостью, чем он сумел бы без вашей помощи. Это отмечал еще известный советский психолог Л. С. Выготский, который писал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии» (Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1998. С. 252).

Ну и, наконец, последнее на ранней стадии развития нельзя заниматься развитием какой-то одной из сторон психической деятельности, а про другую «забыть». Именно поэтому в книге, посвященной развитию элементарных математических представлений, говоря о первом-втором годах жизни, мы приводим данные о рефлексах новорожденного ребенка, данные по развитию зрительного, слухового анализатора, эмоций, имитированию и некоторых других психических функций. Чтобы представлять, чем можно заниматься с ребенком в том или ином возрасте, надо точно знать, что тогда с ним происходит.

Психологи всегда испытывают некоторое неудобство от необходимости давать четкие заключения о том, что ребенок должен делать в том или ином возрасте, потому что существуют определенные вариации индивидуального развития: ребенок может развиваться равномерно и гармонично, а может с чередованием рывков и пауз, в чем-то опережая сверстников, а в чем-то и запаздывая. Понятие «нормальный» на самом деле означает « среднестатистический ».

Нормы вычисляются в результате исследования тысяч детей одного возраста, но они могут меняться: из-за разных условий жизни они не могут быть с легкостью перенесены из одной страны в другую.

Ниже приведена таблица, составленная по зарубежным и отечественным системам возрастной психодиагностики развития, которая демонстрирует ход психического развития большинства детей при обычном развитии. В каждом сензитивном периоде выделены ведущие линии развития.

Сравнивая индивидуальные показания вашего малыша с данными приведенной таблицы, вы будете точно знать, как в своем развитии движется ваш ребенок: опережает, задерживается или идет вровень. Не найдя той или иной формы поведения, ее следует развивать.

Ребенок развивается с потрясающей быстротой и физически, и умственно, особенно на первом году жизни. Очень важно, чтобы развитие малыша правильно стимулировалось на каждой стадии.

Содержание

Введение        3

Развитие элементарных математических представлений у ребенка первого года

жизни        7

Показатели развития       .        7

Этапы развития мышления        11

Способы развивающего ухода           12

Формирование представления о цвете, форме, величине        13

Формирование восприятия геометрических фигур           14

Занятия с ребенком первого года жизни        15

Развитие элементарных математических представлений у ребенка второго года

жизни        19

Этапы развития мышления        20

Игры по развитию элементарных математических представлений           20

Развитие элементарных математических представлений у ребенка третьего года

жизни        26

Первые шаги в математику           26

Обзор программ по сенсорному воспитанию детей третьего года жизни        29

Формирование понятий о цвете           30

Формирование восприятия формы        43

Формирование восприятия величины        58

Формирование понятия о количестве предметов        73

Литература           76

Приложение    .        77

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос