Помоги мне сделать самому. Развитие навыков самообслуживания

Снято с продажи
Код 270т
Издательство Паритет, 2005
ISBN 5-93437-152-5
Страниц 112
УДК 373
Штрихкод 9785934371525
Размеры (Ш x В x Т) 190 x 255 x 7 (мм)
Вес 180 г
Методическое пособие содержит сведения по развитию навыков самообслуживания в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности. В каждом возрастном периоде даны таблицы с возрастными нормами формирования навыков самообслуживания, которые должны быть сформированы у ребенка. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем и сочетаются с работой по развитию навыков самообслуживания детей раннего возраста.
Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Попробуем ответить на этот вопрос.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут; приходить, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.

С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т. д.)

Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребенка преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме представления результата, в нем есть движение, ориентировочные операции, контроль за движением. Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому маленькому ребенку так трудно освоить каждое новое действие. Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия более уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным. Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.

Поэтому для каждого возрастного периода мы приводим сводную таблицу, взятую из зарубежных и отечественных систем возрастной психодиагностики развития, которая демонстрирует стадии развития навыков самообслуживания.

Используемые сокращения: Бэй. Н. Бэйли; Бюл. Ш. Бюлер, Г. Гетцер; Кол. М. М. Кольцова; Мак. Ю. А. Макаренко и др.; Печ. К. Л. Печора; Фр. Э. Л. Фрухт; Гез. А. Гезелл; Пан. Г. В. Пантюхина; Фиг. Н. Л. Фи-гурин, М. П. Денисова; Каз. А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина; Мюн. Мюнхенская диагностика; Т. Ин-т Турнера; X неустановленный автор.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько таблиц с возрастными нормами формирования навыков самообслуживания, которые должны быть сформированы у ребенка. Они предложены разными авторами, как отечественными так и зарубежными. Вы можете сами выбрать любую понравившуюся вам таблицу и взять ее за основу для дальнейшей работы с ребенком при обучении его навыкам самообслуживания.

Используя приведенные в таблицах данные экспериментов, можно формировать навыки самообслуживания ребенка почти с рождения. Читая таблицу, определите тот навык, которым ребенок владеет, и посмотрите на следующий, которым ему предстоит овладеть. Это должен быть навык, который ребенок готов осваивать, который он хочет освоить и которому вы хотите его обучить. Далее нужно аккуратно разбить выбранный навык на отдельные составляющие (шаги).

Один из способов, позволяющий определить шаги,— несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка. Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для ребенка, который учится достаточно быстро, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится не так быстро,— много маленьких. Ключ к успеху — это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Например, умение мыться можно разбить на четыре шага:

  1. включать воду;
  2. намыливать руки;
  3. споласкивать руки;
  4. выключать воду.

Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шаги, то есть начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание выключить воду. Помогите ему взяться за кран, для того чтобы, как только вы скомандуете: «Марш!», он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс умывания.

Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.

Содержание

Введение    3

Первый год жизни    5

Эмоциональное общение    5

Потребность во впечатлениях    5

Потребность в движениях       6

Предметность    6

Второй год жизни    24

Занятия с ребенком второго года жизни       26

Индивидуализация обучения    28

Как учить ребенка?        29

Третий год жизни    37

Формирование навыков самообслуживания    39

Формирование навыка самостоятельной еды   .    44

Формирование навыка самостоятельно одеваться    52

Формирование навыков опрятности и гигиены        74

Заключение    81

Литература    82

Приложение    83

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru