Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков

Есть на складе
123 руб.
-10%
110,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2927
Авторы-составители Абудеева Н.Б., Карпушина Л. П.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-91651-031-7, 978-5-7057-3566-2
Страниц 157
УДК 371.3
Штрихкод 9785916510317, 9785705735662
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 110 г
Приобщение школьников к музыке возможно на основе ее целостного, образного, ассоциативного восприятия. Пособие знакомит с опытом работы учителей музыки, направленным на развитие художественно-образного мышления учащихся 2-8 классов. В предлагаемых разработках уроков используются проблемно-поисковые методы обучения, методы "осознания личностного смысла произведения", творческих заданий, способствующие формированию предметных умений и метапредметных УУД в соответствии с ФГОС, развитию музыкальности детей, их эмоциональной отзывчивости, памяти, мышления, воображения.
Предназначено учителям музыки и МХК, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Основная миссия современного образования состоит в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Искусство в целом и музыка в частности помогают ребенку узнать мир и себя в этом мире, помогают сформировать отношение к природе, обществу, окружающим людям и к себе.
Однако, как отмечал Л. С. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и другому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красо-
ту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Как отмечает
А. И. Щербакова, век XXI станет веком ценностно-ориентиро-ванной личности. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Для этого в первую очередь надо научить детей слышать и видеть интонацию как отражение огромного мира человеческих чувств и переживаний, как отношение композитора к окружающему миру, природе, обществу, себе самому. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и стра-дание.

Организация восприятия музыки – одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. Как отмечали
многие музыканты-педагоги (Л. В. Горюнова, Л. В. Школяр,
Е. Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. Как отмечает Л. В. Школяр, постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, то есть методами интонационного постижения смысла. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Учитель должен говорить о музыке только то, что ей присуще, а не то, что он о ней думает. «Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», – пишет
Б. М. Целковников. Учитель, организующий восприятие художественного произведения, должен быть, скорее, «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины. Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность
и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки и МХК. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать
такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А. А. Пиличяускас), «совместного рождения образа»
(Э. Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л. В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т. п.

Важной проблемой, стоящей перед педагогами музыки
и МХК, является организация эстетического воспитания учащихся. Предметы эстетического цикла способствуют постижению детьми целостной художественной картины мира, развитию ассоциативного мышления. В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания  происходит процесс «самообогащения личности» (И. А. Перфильева). Однако чтобы воспитать
у подрастающего поколения способность наслаждаться искусством, способность к эстетической оценке, эстетический вкус, нужно по-особому, методически целенаправленно организовывать работу по эстетическому воспитанию. «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский. Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна  большая степень «эмоциональной глухости», неспособности
к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача художественного образования. Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!» Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.

В связи с этим не менее важной проблемой является организация на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока» (Е. Кулинкович). Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является там главным действующим лицом, организовать диалог и полилог с композитором, между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение учителя, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить в процессе его проведения, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки. Как считает
Л. В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки.

Одно из важнейших новых направлений в подготовке учителя музыки – это формирование у педагога умений осуществлять музыкотерапию на уроках, особенно в классах, где преобладают учащиеся с девиантным поведением. Эти дети представляют собой «серьезную, обедненную в эмоциональном отношении личность, озабоченную потребностью защитить себя с помощью контроля над другими, а не за счет собственных действий»
(М. Роуз). Таким ребятам очень важно реализовать потребность в общении, понимании, уважении, и это урок музыки может дать сполна благодаря атмосфере доверия, одухотворенности
и сотворчества. Такой эмоциональный тренинг, «эмоциональный массаж» позволит повысить самооценку, снять депрессию, стресс, разовьет способность слышать и понимать других. Еще
в III в. до н. э. при помощи специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных, сердечных болезней. И в настоящее время возможности музыкотерапии должны использоваться широко и активно. Как отмечает В. И. Петрушин, вовлечение детей в различные виды активной музыкальной деятельности, в которых ребенок совершенствуется в становлении своего «Я», помогает преодолевать депрессивные состояния: движение под музыку способствует преодолению психологической изоляции, снятию стресса, расслаблению мышц. Сочетание спокойной
и драматической музыки несет в себе оттенок «музыкального массажа» (В. И. Петрушин), который тренирует подвижность нервных процессов. Все это важно учитывать учителю при проведении уроков музыки.

Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, то есть очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. В старших классах катарсис будет проходить за счет общения с эмоционально сложными произведениями, которые могут сначала затронуть, «встряхнуть» негативные эмоции, а затем, благодаря целительному восприятию – переживанию, «освободить» от отрицательных переживаний. Как отмечает Л. С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведения драматического или трагического характера также должны включаться
в обучение детей, так как они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.

Одна из главных проблем музыкальной педагогики – как превратить урок музыки в урок искусства. Один из путей решения данной проблемы – это разработка технологий, использование методов, адекватных закономерностям музыкального искусства. Потребность в использовании на уроках музыки новых технологий, особенно в средних и старших классах, очевидна. Во-первых, новые педагогические технологии должны активизировать интерес к уроку музыки и занятиям музыкой; во-вторых, должны помочь учащимся определить свое отношение
к окружающему миру, людям, к самому себе с позиций высокого искусства; в-третьих, данные технологии должны помочь музыкальному развитию школьников и становлению эстетической культуры, формированию способности наслаждаться высоко-художественным музыкальным искусством; в-четвертых, использование новых подходов позволит активизировать музыкальное самообразование учащихся.

Интересен тот факт, что современным школьникам почти все равно, с каким пластом музыкальной культуры их знакомят, они  «всеядны», важно лишь то, как и кто их учит, интересно ли им или нет. Поэтому среди методов, которые отражают современные подходы к музыкальному образованию и способствуют возникновению интереса к музыке и занятию музыкой, можно назвать проблемно-поисковый метод, метод осознания интонационного смысла, или метод осознания личностного смысла (А. Пиличяускас), игровой метод, метод проектов, метод дискуссии, методы интонационного, интонационно-стилевого, сравнительного, интонационно-жанрового, целостного анализа, метод «художественного контекста», метод «выхода за пределы музыки»,  метод «музыкальных зеркал» (двигательные аналоги музыкального восприятия) (В. Коэн), лирические мини-сочинения, аналитические работы.

Учитель должен организовывать на уроке музыки процесс художественного обучения на основе диалога и полилога. Как отмечает Е. Ю. Гладырина, произведения искусства вовлекают учащихся в свое диалогически и полилогически насыщенное пространство – время. В данном случае ученик и учитель становятся партнерами в поиске «диалогической истины» (М. Бахтин). Метод диалога ценен не достигнутым результатом, а ходом поиска истины, обменом мнениями вслух, определением личного взгляда на явление или идею.

Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Это проявляется в появлении интегрированных уроков, и интегрированных программ («Музыка: 1–4 классы»
Н. А. Терентьевой, Р. Г. Шитиковой; «Музыка: 1–4 классы»
Ю. Кракович; «Русский фольклор: 1–4 классы». Л. Л. Куприяновой; «Музыка: 5–8 классы» Т. И. Науменко, В. В. Алеева и др.),
в использовании методов, направленных на формирование ассоциативного мышления (метод сравнения, метод «выхода за пределы музыки», метод «художественного контекста»).

Очень важно на интегрированных уроках показать взаимосвязь музыки и живописи. Сравнивая «цветовую» и «звуковую» палитру музыкального и живописного произведений, учащиеся должны найти в них теплое, радостное, светлое звучание и теплые тона – красные, желтые, оранжевые, коричневые; темное, серое, тоскливое звучание и холодные тона – синий, фиолетовый, голубой, зеленый. Освоение холодной и теплой гаммы цветов поможет ребятам глубже воспринять характер и настроение картины и углубить ассоциации, рождающиеся при прослушивании музыки. После сравнения дети рисуют на листе живописное пятно, смешивая несколько красок и создавая как бы «цветовую партитуру» музыкального произведения. При освоении колорита применяются методы составления аккорда цветов одной гаммы, метод создания цветовых ритмов, метод контрастного сопоставления цветов по отношению к главному цвету, который можно назвать ведущим «мелодическим» голосом.

Важной задачей в средних и старших классах является формирование чувства стиля. Чувство стиля – это способность, формирующаяся на основе восприятия множества музыкальных текстов и позволяющая вычленять, суммировать и обобщать основные, типичные черты либо исторического стиля, либо стиля какого-либо композитора, либо стиля национальной музыки.

Один из путей интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т. п. Введение духовной музыки
в школу должно быть очень осторожным и постепенным, так как слух детей почти совсем не воспринимает интонации этого вида музыкального искусства. В связи с этим стоит отметить огромную роль учителя в  пропаганде духовной музыки в школе,
в формировании у детей духовно-нравственного слуха (В. В. Медушевский).

Изюминка уроков музыки – это опора на народное искусство. Направленность на этномузыкальное воспитание, на формирование этномузыкального слуха, этномузыкального мышления и становление этномузыкальной культуры учащегося – важнейшая задача, стоящая перед учителем музыки. Учитель музыки должен активно внедрять национально-региональный компонент содержания музыкального образования, обеспечивать возможность представителю любого этноса освоить родную культуру и культуру других народов.

Одним из путей активизации интереса у подростков к уроку музыки является обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронного инструментария: цифровых синтезаторов, семплеров, компьютеров. Введение в обучение  цифрового инструментария позволит превратить подростков из пассивных слушателей в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров. Информационно-комму-никационные технологии входят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование в музыкально-образовательном процессе компьютера:

  1. Использование  компакт-дисков (CD-RОМ) со звучанием различной музыки (учащимся можно дать в качестве домашнего задания прослушать то или иное музыкальное произведение).
  2. Создание мелодий, пьес по специальным программам.
  3. Использование возможностей Интернета для подбора информации о композиторах, исполнителях и т. д.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Учитель музыки должен любить музыкальное искусство, зажигать этой любовью детей, обладать особой направленностью на со-участие и со-творчество. Учитель должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребенка в частности. В этом – будущее уроков музыки, и поэтому знать технологию музыкально-психологического процесса, несмотря на его сложность, нужно каждому педагогу. На уроке учитель должен видеть себя как личность, как музыканта,  как педагога.

Реализацию данных проблем и задач ярко демонстрируют нижеприведенные уроки музыки и МХК передовых  педагогов Мордовии.

Содержание

Введение    3

Уроки музыки    12

Т. А. Пелина

Тема: Музыка в весенних красках    12

Тема: Урок фантазии и творчества    16

О. Ф. Денисова

Тема: Многогранность образа весны  в искусстве    20

Тема: Госпожа широкая Масленица  в звуках и красках    24

Тема: Мелодический контраст  в творчестве Моцарта    30

С. Ю. Дырина

Тема: Фактура и ее виды    35

Тема: Идем в театр    40

Т. В. Баулина

Тема: В чем сила старинной музыки?    45

Тема: Музыкальный образ    50

Т. В. Баулина, Л. В. Скороходова

Тема: Путешествие в царство музыки (урок-концерт)    54

Л. В. Скороходова

Тема: Единство и многоликость  образа музыкальной миниа-тюры    57

Тема: Музыка и личность (человек)    60

Тема: Интонация    62

Г. Г. Ефремова

Тема: Музыка в сказках    67

Тема: Эмоциональное содержание мелодий    71

Примерные варианты  интегрированных уроков музыки и ми-ровой художественной культуры    75

Т. В. Баулина

Тема: Музыка Серебряного века. Творчество А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова    75

Тема: Расцвет критического реализма в художественной культуре России. Литература. Живопись. Музыка    85

Тема: Критический реализм в русской музыке. А. С. Дарго-мыжский – основоположник  критического реализма в рус-ской музыке    94

Н. Г. Пелагеина

Тема: Любовью сердца своего...    101

Тема: Иконопись. Лики Богородицы    110

А. Ф. Рузманова

Тема: Творчество М. А. Врубеля    118

Н. П. Любишкина

Тема: Истина в красоте.  Творчество художника-романтика  
М. А. Врубеля    127

Т. М. Гусева

Тема: Романтизм в зарубежном  изобразительном искусстве. Франсиско Гойя    134

Н. В. Радайкина

Тема: Человек Высокого Возрождения. Творчество Рафаэля Санти (лекция-путешествие)    140

Литература    143

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Елена Подшибякина
7 июня 2010 (10:44)
На сайте Интернет-магазина Вы можете ознакомиться только с введением и содержанием данного пособия, нажав ссылку «Посмотреть» или «Скачать». Для более подробного изучения Вам нужно купить нашу книгу.

Гость Екатерина
31 мая 2010 (13:29)
Можно посмотреть

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос