Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам

Снято с продажи
Код 2913
Авторы-составители Наделяева О. Е.
Издательство Учитель, 2013
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-91651-012-6, 978-5-7057-2519-9
Страниц 198
УДК 371.3
Штрихкод 9785705725199
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 8 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, склейка
Вес 135 г
Вниманию педагогов предложены рекомендации по применению проектной техно-логии, по организации текущего и итогового контроля (требования к различным формам аттестации, критерии оценивания экзаменационных работ, перечень возможных тем для проектов, рефератов). Пособие содержит примеры различных методических приёмов и форм организации деятельности учащихся (творческие задания, викторины, алгоритмы анализа произведений живописи, скульптуры, архитектуры), что обеспечивает формирование у школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях перехода к ФГОС ООО.
Полезной для педагогов будет обширная информация о знаковой системе и пояснения к основным общепринятым символам.
Предназначено учителям МХК, может быть полезно преподавателям литературы, изобразительного искусства, истории общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Подробное описание

Введение

«Понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться учиться долго, всю жизнь», утверждал Д. С. Лихачев. Уроки мировой художественной культуры могут и должны стать для учащихся началом такого целенаправленного и осмысленного познания мира прекрасного.

Пожалуй, вряд ли найдется какой-нибудь методический рецепт, позволяющий добиться стопроцентного успеха на пути воспитания у учащихся чувства прекрасного. Каждый учитель собирает свою коллекцию интересных находок и решений. Возможно, данное пособие позволит пополнить ее новыми методическими рецептами.

В пособии представлены материалы теоретической и практической направленности, которые будут интересны и полезны учителям в рамках преподавания мировой художественной культуры. Оно содержит рекомендации для учителя по применению проектной технологии, по организации текущего и итогового контроля, требования к различным формам аттестации и критерии оценивания экзаменационных работ, перечень возможных тем для проектов, рефератов.

Пособие содержит также примеры различных методических приемов и форм организации деятельности учащихся: предлагается ряд творческих заданий для учащихся, вопросы викторин, задания для самостоятельной работы, приведены алгоритмы анализа произведений живописи, скульптуры, архитектуры.

Педагоги найдут материалы, применение которых позволит реализовать в преподавании предмета МХК возможности интеграции. Предложенные конспекты уроков и фрагменты творческих работ учащихся помогут представить возможные точки соприкосновения различных учебных предметов.

Учителям МХК (как и преподавателям других предметов гуманитарного цикла) приходится работать с анализом произведений живописи, литературы, музыки. Очень часто для более глубокого раскрытия авторского замысла необходимо знание о семиотической (знаковой) системе определенного вида искусства. В настоящем пособии содержится обширная информация о знаковой системе русской и мировой культуры: дается толкование таких понятий, как «знак» и «символ», предлагается существующая классификация знаковых систем, представлена информация по символике цвета, света, числа. Образцы анализа произведений литературы и искусства семиотического уровня (они приводятся в пособии) позволяют наглядно увидеть важность владения подобной информацией и целесообразность ее применения на уроке МХК.

Материалы пособия помогут педагогам познакомиться с разными подходами к преподаванию мировой художественной культуры и выбрать наиболее приемлемый вариант.

«О вкусах не спорят» – это известная аксиома. Но вкус развивают. На учителях МХК в этом направлении лежит, пожалуй, наибольшая ответственность. Хочется думать, что предложенные материалы облегчат решение непростых педагогических задач.

Успехов вам в воплощении творческих замыслов!

Содержание

Введение    3

О. Е. Наделяева. Использование проектной методики в преподавании предмета «МХК»    5

Приложения

Приложение 1. Бланк оформления заявки на проект
(образец)    20

Приложение 2. Технологическая карта выполнения
проектного задания    20

Система контроля знаний по МХК    22

Организация текущего контроля    22

Организация итогового контроля по МХК    29

Приложения

Приложение 1. Примерное положение об экзаменационном реферате по гуманитарным предметам    32

Приложение 2. Рецензия (образец)    34

Приложение 3. Примерные темы экзаменационных рефе-ратов    35

В творческой лаборатории (методический инструментарий учителя МХК)    38

Тест для измерения художественно-эстетической потреб-ности    38

Алгоритмы анализа произведений искусства    41

Терминологический диктант    44

Сопоставительные задания    45

Викторина «Я знаю это…»    47

Викторина «Знаете ли вы древнерусское искусство?»    50

Задания-провокации    54

Работа с текстом на уроке МХК    57

Итоговый блицопрос по разделу «Художественная куль-
тура России XX века»    63

Дополнительные материалы к урокам      67

Знаковая система русской культуры    67

Основные знаки и символы русской  художественной
культуры    77

Библейские символы    103

Символика чисел    117

Символика цвета    128

Символика света    133

Символика драгоценностей    135

Символика растений    145

«Там, где царит вдохновение…» (конспекты уроков МХК,  
фрагменты исследовательских работ)    159

Е. В. Шпилевая. Тема «Театр Древней Греции»    159

Ф. А. Проскурякова. Памятники архитектуры и изобрази-
тельного искусства 2-й половины XVIII века (заседание Академии
художеств)    162

Приложения

Приложение 1. Опорные конспекты (образцы)    165

Приложение 2. Памятки (образцы)    168

О. Е. Наделяева. Анализ картины В. Сурикова «Утро стре-лецкой казни»    169

Л. В. Камедина. Символический уровень повести А. Куп-рина «Гранатовый браслет»    170

Е. А. Кукушкина. Анализ знаковой системы в стихотворном цикле А. Блока «На поле Куликовом»    173

приложения    176

Приложение 1. Н. В. Зюзюкина. Программа дополнитель-
ного образования «Русская художественная культура»    176

Приложение 2. О. Е. Наделяева. Определение результатив-ности профессиональной деятельности  учителя МХК    188

Литература    192

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос