Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами

Есть на складе
246 руб.
-10%
221,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2325
Авторы-составители Коробкина С. А.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-7057-2156-6, 978-5-7057-3867-0, 978-5-7057-5486-1
Страниц 261
УДК 371
Штрихкод 9785705721566, 9785705738670, 9785705754861
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 180 г
Предлагаемый материал раскрывает структуру, содержание, принципы и методы работы психолога по проблеме психологической готовности к школьному обучению на разных возрастных этапах.
Пособие содержит практические рекомендации по созданию системы работы по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов к разным социальным условиям: планирование, циклограмму деятельности в данном направлении; разработки классных часов, родительских собраний и занятий с педагогами; памятки для детей, педагогов и родителей.
Предназначено педагогам-психологам, методистам, классным руководителям для использования в учебных целях; полезно студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком.

А. де Сент-Экзюпери

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Начало школьной жизни серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Этот период совпадает также с «кризисом семи лет», изученным многими учеными (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Т. А. Нежнова, М. И. Лисина и др.). По их мнению, этот возраст связан с наступлением критического переломного периода, во время которого происходит перестройка картины самосознания ребенка, дифференциация внутренней и внешней сторон личности. Именно в эти первые месяцы школьной жизни начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Подростковый, ранний юношеский возраст в педагогике и психологии считается «противоречивым» возрастом, кризисом личностного развития ребенка. С 14 до 16 лет ведущим видом деятельности  является интимно-личностное общение. Подросток начинает серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается найти свою нишу в обществе сверстников, часто игнорируя мнения родителей и педагогов. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и  поступки. Стремление обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте проявляется нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.

Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образа «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.

В практике работы со старшеклассниками на первый план зачастую выступают задачи профессионального выбора и профориентации. Выбор будущей сферы деятельности составляет самое ядро процесса самоопределения. Главная цель профессионального самоопределения – постепенно сформировать у обучающегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Итак, 7 и 15 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. От взрослого необходимо бережное отношение к растущим возможностям ребенка и подростка; им требуется психологическая поддержка для укрепления веры в себя, принятия себя.

Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстраивать систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации учащихся. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации приобретает особую значимость.

Цель пособия – оказать помощь в создании системы работы по решению проблемы адаптации учащихся к разным социальным условиям. Практические рекомендации помогут организовать работу педагога-психолога в данном направлении с обучающимися, педагогами и родителями.

Содержание


Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос