Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления

Снято с продажи
Код 2303
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь школьному психологу
ISBN 978-5-7057-1435-3
Страниц 94
УДК 371
Штрихкод 9785705714353
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 67 г
Тяжелые школьные будни... Пять, шесть уроков каждый день. Домашние задания, контрольные работы, экзамены. Монотонность школьных занятий - одна из острейших психологических проблем современной школы.
Развивающие групповые занятия, предлагаемые в данном пособии, могут стать хорошим стимулом включения неиспользованных психических резервов ученика, дополнительным толчком к личностному развитию. Упражнения помогут учащимся по-новому взглянуть на многие волнующие их проблемы: как снимать стрессы, правильно расслабляться, регулировать свое состояние, овладеть простыми способами развития внимания, воображения, рефлексии, логического мышления.
Предназначено школьным психологам, социальным педагогам, классным руководителям для планирования и организации групповых занятий с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Тяжелые школьные будни... Пять, шесть уроков каждый день. Домашние задания, контрольные работы, экзамены. Изо дня в день ученику предстоит одно и то же. Монотонность школьных занятий – одна из острейших психологических проблем современной школы.

Учителя часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Порой это выражается в забывчивости и неорганизованности на уроках, в неспособности ученика сосредоточиться на данном ему задании. Иногда невнимательность дает знать о себе и на экзаменах. Некоторые учителя время от времени беседуют с учениками о том, как важно быть собранным и внимательным. Некоторые ограничиваются энергичными репликами: «Не зевай!», «Куда смотришь?». Но эти методы не всегда оказываются эффективными.

Где же искать решение?

Один из выходов – специальные развивающие групповые занятия с подростками, которые могут стать хорошим стимулом включения неиспользованных психических резервов ученика, дополнительным толчком личностному развитию. Занятия облегчают обмен опытом, позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы, помогают увидеть свою деятельность в более широком культурном контексте. Главное же назначение таких занятий – снять стресс, возникающий из-за однообразия школьной жизни, научить правильно расслабляться, регулировать свое состояние и познакомить с простыми способами развития внимания, воображения, рефлексии, логического мышления.

Непринужденная, доброжелательная атмосфера в группе – закономерный результат и вместе с тем первостепенное условие успешной работы. Непосредственно от степени психологического комфорта в группе и раскрепощенности участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности в происходящее и готовность поделиться своим уникальным опытом. На определенных этапах группового развития у участников может возникать особенное праздничное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участниками реальных, жизненно значимых проблем.

Оптимальное количество участников 610 человек. Такой количественный состав дает возможность каждому проявить себя в совместной работе. Большое количество участников приводит к тому, что эмоциональный контакт становится труднодостижимым, а обсуждения слишком часто уводят в сторону. Постоянство состава участников  также важное условие эффективности групповой работы.

Наиболее удобное место для проведения занятий (особенно на начальных этапах работы) – замкнутое пространство комнаты, кабинета или класса; хорошая звукоизоляция и занавески на окнах также весьма желательны. Специального оборудования для занятий не требуется. Все, что нужно, – это лишь несколько мягких стульев, на которых могли бы разместиться участники.

Временные рамки занятий – от 30 минут, но они могут быть значительно больше, если это необходимо. Даже при работе с одним-единственным упражнением требуется время для предварительной настройки участников на проблему, а также для «разгона» и завершения последующей дискуссии.

Наиболее приемлемый стиль ведения занятий – тематический. Учитель предлагает определенную тему для обсуждения. Она может быть выбрана из тех задач, которые в данный момент стоят перед учащимися (например, «Умение отдыхать»), или порождена какими-то другими обстоятельствами (например, «Как быстро и хорошо делать уроки»). Ведущий, предложив тему, начинает ее обсуждение, направляя его таким образом, чтобы рано или поздно оно вышло на уровень практических экспериментов, предполагаемых в этом занятии.

Тематическое ведение удобно тем, что оно позволяет заинтересовать учеников определенной темой и вплотную подвести их к упражнениям. Участие и сознательное отношение учащихся становятся естественным продолжением их собственных попыток решить задачу, сформулированную ими же самими.

Конечно, учитель должен быть подготовлен к проведению занятий. Практическая подготовка включает изучение упражнений. Изучение упражнений предполагает не только умение организовать ту или иную игру, но и достаточно большой объем предварительной работы с ней. Учитель прежде, чем предложить своим ученикам какую-то технику, обязан сам поработать с ней существенно больше, чем это будут делать они.

Мы не сомневаемся в том, что любой учитель, решивший проводить такие занятия, обладает опытом непринужденного общения с подростками. Он может просто и доходчиво объяснить суть упражнения и добиться его правильного исполнения, создать веселую, непринужденную обстановку или строго определить рамки дозволенного. В любой из этих ситуаций он окажется на высоте. Мы уверены также и в том, что учитель знает, как по-человечески подойти к своему подопечному, как с душевным теплом понять его проблемы и чувства.

Словом, у хорошего учителя есть все необходимое для того, чтобы проводить подобные занятия.

Безусловно, проведение предлагаемых занятий требует затрат сил и времени. Речь идет не столько об астрономическом времени (оно, кстати, может быть и не очень большим), сколько о времени мысли и переживания. Игры требуют солидной подготовки учителя и даже некоторой переориентации его работы для согласования с идеями, заложенными в них.

В некоторых случаях занятия требуют и привлечения психолога. Так или иначе плюсы и минусы занятий связаны друг с другом.

Данная работа нацелена на развитие как ученика, так и учите

Содержание

Введение    3

Занятие 1. Тема: Развиваем внимание    6

Занятие 2. Тема: Развиваем внимание (продолжение)    10

Занятие 3. Тема: Развиваем внимание (продолжение)    13

Занятие 4. Тема: Развиваем внимание (продолжение)    16

Занятие 5. Тема: Развиваем внимание (продолжение)    18

Занятие 6. Тема: Развиваем воображение    23

Занятие 7. Тема: Развиваем воображение (продолжение)    28

Занятие 8. Тема: Учимся саморегуляции, развиваем волю    30

Занятие 9. Тема: Развиваем память    35

Занятия 10–11. Тема: Учимся управлять своими эмоциями    39

Занятие 12. Тема: Учимся управлять своими эмоциями (продолжение)    48

Занятия 13–14. Тема: Развиваем способность к рефлексии    49

Занятие 15. Тема: Развиваем способность к рефлексии (продолжение)    55

Занятие 16. Тема: Развиваем способность к рефлексии (продолжение)    56

Занятие 17. Тема: Развиваем способность к рефлексии (продолжение)    59

Занятие 18. Тема: Развиваем наблюдательность    62

Занятие 19. Тема: Учимся общаться    64

Занятие 20. Тема: Учимся общаться (продолжение)    66

Занятие 21. Тема: Закрепление полученных навыков и умений    69

Занятие 22. Тема: Развиваем логическое мышление    74

Занятие 23. Тема: Развиваем логические мышление (продолжение)    78

Занятие 24. Тема: Развиваем логическое мышление (продолжение)    83

Занятие 25. Тема: Развиваем быстроту мышления    86

Приложение    90

Литература    92

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.