Опыт организации профильного обучения в школе: инструктивно-методические материалы
Код | 1288а |
Авторы-составители | Назарова Т. Н. |
Издательство | Учитель, 2008 |
Серия | В помощь администрации школы |
ISBN | 978-5-7057-1458-2 |
Страниц | 215 |
УДК | 371.3 |
Штрихкод | 9785705714582 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 9 (мм) |
Вес | 163 г |
Пособие адресовано руководителям ОУ, методистам, педагогическим работникам.
Подробное описание
предисловие
Профильное обучение и предпрофильная подготовка призваны организовать новую образовательную среду, которая создаст условия для самоопределения школьников, обеспечит возможность осуществить профессиональные пробы, предоставит право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.
Вхождение в профессию – не одномоментный выбор, а процесс, этапами которого выступают: первичный выбор (его осуществляет подросток) – эмоциональный, поверхностный, без представления о действительном содержании профиля; этап профессионального самоопределения (осуществляется старшеклассником) – ориентировка, сравнительный анализ; этапы профессионального обучения, включающие адаптацию и самореализацию. Выбор профессии отражает уровень развития личности. Избирательность – одна из важнейших функций, органически связанная со способностью занимать определенную позицию. Профессиональный выбор – проявление и показатель личностного развития, разновидность личностного опыта. Если у подростка это предметный выбор (от предмета – к выбору профессии), то у старшеклассника это надпредметный выбор (от выбора профессии – к выбору предметов).
За годы обучения в профильной школе необходимо сформировать такие качества, как деловитость, дисциплина, ответственность, самостоятельность в принятии личных решений, конкурентоспособность, а также готовность защищать свои права и свободу в рамках действующих законов.
При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения встает необходимость уточнения, какими управляющими решениями, какими средствами и при каких условиях можно достичь поставленных целей и получить требуемые результаты. В качестве основных направлений управленческой деятельности, обеспечивающей достижение целей профильного обучения, следует выделить:
- планирование деятельности,
- организацию работы по выполнению утвержденного плана,
- контроль и эффективное руководство,
- организацию совместной деятельности участников процесса на всех уровнях и направленность ее на достижение целей.
В пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ лицея № 9 г. Волгограда, где ведется целенаправленная деятельность по организации профильного обучения и созданию системы предпрофильной подготовки. Опыт обобщается и широко обсуждается на педагогических советах, административных совещаниях. Надеемся на то, что он может быть интересен и полезен педагогам других школ.
Планирование профильного обучения в ОУ
Особую роль в деятельности по переходу к профильному обучению играет рабочая творческая группа, на заседаниях которой обсуждаются вопросы переходного периода, освещается новейшая информация по особенностям организации профильного обучения в условиях лицейского образования, намечаются пути реализации плана введения профильного обучения.
Задачи профильного обучения:
- достижение выпускниками нового, более высокого качества образовательной подготовки;
- формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности, становление исследовательских и проектировочных позиций;
- умение использовать полученные знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;
- развитие качеств инициативной личности;
- усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом, позволяющих успешно адаптироваться к демократическому гражданскому обществу.
Организационно-педагогические характеристики модели образовательной среды профильного обучения
Компоненты профильной образовательной среды:
· предметное пространство (профильный уровень)
· пространство учебной деятельности
· пространство личностно ориентированного урока (полилог):
- подпространство элективных курсов
- подпространство проектной деятельности
- подпространство исследовательской деятельности
· пространство социальной реализации и рефлексии:
- подпространство творческой деятельности (фестивали, творческие конкурсы)
- подпространство презентации (научно-практические конференции)
- подпространство опыта (социальные и профильные практики, экспедиции, лаборатории).
Субъекты образовательной среды:
- ученик
- учитель
- тьютор.
Профильная дифференциация
учебного процесса
Дифференцированное обучение – обучение по направлениям, профильное обучение – обучение на III ступени по учебным планам, предусматривающим право и возможность выбора обучающимися различных профилей обучения с учетом личных интересов, склонностей и способностей. Профильная дифференциация представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации обучения, осуществляемой на II ступени в различных формах углубления знаний по отдельным предметам, включая и систему предпрофильной подготовки, что находит отражение в учебном плане ОУ.
Система ранней профилизации в школе
II ступени.
Линии углубленного изучения отдельных предметов определяются на основе результатов маркетингового анализа, учитываются возможности и потребности обучающихся, готовность педагогического коллектива к выполнению социального заказа:
- классы с углубленным изучением предметов образовательной области «Филология»;
- классы с углубленным изучением предметов образовательной области «Математика»;
- классы с углубленным изучением предметов образовательной области «Естествознание»;
- классы с углубленным изучением предметов образовательной области «Искусство».
Предпрофильная подготовка представлена курсами: «Информационная подготовка», ориентационными и предметно-ориентированными курсами. Важным фактором личностно значимого образования является организация «пробы сил». Выпускнику основной школы для понимания своих внутренних потребностей, интересов, для самоопределения предоставляется возможность ознакомления с различными видами профессий, сферами производства, деятельности на практико-ориентированной основе.
Информационная подготовка решает задачи профпросвещения, профвоспитания и профдиагностики. Курс предоставляет необходимую и достаточную информацию о возможных путях продолжения образования; знакомит обучающегося с учреждениями среднего и высшего профессионального образования города.
Ориентационный курс нацелен на профактивизацию. Курс создает базу для ориентации обучающихся в мире современных профессий; знакомит на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; предоставляет дополнительные возможности через серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие возможностей обучающегося требованиям избираемого профиля.
Предметно-ориентированные элективные курсы дают возможность обучающемуся реализовать интерес к выбранной образовательной области, уточнить готовность и способность осваивать предметы этой области на повышенном или профильном уровнях в школе III ступени.
Система предпрофильной подготовки создает образовательное подпространство для осуществления предварительного самоопределения и является планомерной деятельностью по профориентационному сопровождению выпускника основной школы. Эта работа продолжается в ходе «Недели профориентации» в конце учебного года и в летнем профильном лагере для будущих восьмиклассников и девятиклассников, стоящих перед выбором пути дальнейшего обучения. Профильный лагерь представляет собой реализацию возможностей вынесения отдельных форм образовательного процесса за рамки урочной деятельности.
Профильные направления в школе III ступени.
В ходе маркетингового анализа точно определяются требования к поступающим в классы линий дифференциации с учетом спектра компетенций выпускника основной школы и определением ведущей компетенции в его подготовке (то есть той, которую сам старшеклассник выбрал как основную, соответствующую его способностям и будущим профессиональным интересам).
Архитектурный профиль:
- профильное изучение математики и мировой художественной культуры.
Универсальные профили:
- с углубленным изучением математики;
- с углубленным изучением литературы;
- с углубленным изучением информатики.
Индивидуализация учебного процесса обеспечивается за счет самостоятельного выбора обучающимися учебных предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, проектной, исследовательской деятельности. Эти предпочтения оформляются обучающимися как индивидуальный учебный план. Важным условием индивидуализации является вариативность авторских программ педагогов. Задачу индивидуализации образовательного маршрута обеспечивает и бесклассное обуче-ние – обучение в предметных группах, которое предполагает составление расписания таким образом, чтобы каждый обучающийся, независимо от конкретного класса, мог изучать в общем потоке те предметы, которые он выбрал. Личностно-ориентированный подход в условиях профильного обучения реализуется через выстраивание индивидуальной стратегии обучения – основанный на прогнозе общий план (программа) совместных действий ученика и учителя, определяющих ближайшую перспективу интеллектуального и личностного развития ученика в процессе изучения выбранного предмета или какой-либо предметной области. Она предусматривает оказание психолого-педагогической помощи.
Индивидуальный учебный план – конкретный план обучения каждого ученика, включающий совокупность учебных предметов и курсов, выбранных для освоения из учебного плана выбранного профиля.
Социализация учебного процесса.
Пространство социальной реализации.
Социальные пробы старшеклассников включают опыт публичной деятельности (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), опыт участия в социально-значимых программах различного уровня.
Пространство рефлексии.
Оно отличается наличием особой педагогической позиции – тьютора. Предметом тьюторских консультаций является обсуждение со старшеклассником его образовательных целей и перспектив, его социального опыта, формулирование осознанного заказа к обучению.
Предметное пространство.
Учебный предметный кабинет – мастерская, мини-образовательный центр, в котором созданы все условия для самостоятельной деятельности обучающихся и где возможна атмосфера творческого труда, новая модель организации образования, которое нацелено на инициативу ученика.
Отработка содержания профильного обучения:
- сложность научного содержания знаний;
- возможность использовать разные способы учебной деятельности;
- предъявление знаний, отличающихся разной модальностью (зрительно, на слух и т. д.);
- самостоятельный выбор учеником не только самого задания, но и формы его выполнения (самостоятельно, в группе и т. д.)
Таким образом, образовательный процесс ориентирован на создание условий и механизмов для самоопределения и самореализации подростков и формирование адекватной этой цели образовательной среды; формирование ключевых компетенций, необходимых для обеспечения социальной адаптации и социальной мобильности выпускников. Образовательная среда в ОУ моделируется таким образом, что создаются оптимальные условия для обретения каждым из его выпускников осмысленного выбора будущего профессионального пути и личностного саморазвития.
Содержание
Предисловие 3
Примерные планы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения 10
Деятельность рабочей группы по предпрофильной подготовке и профильному обучению 29
Организация профильного обучения 37
Локально-правовая база 37
Примерные варианты учебных планов 51
Социальное партнерство в организации профильного обучения 69
Схема социального партнерства (на примере лицея № 9
г. Волгограда) 69
Примерные программы сотрудничества 70
Информация о социальных партнерах ОУ 72
Примерные варианты расписания занятий 77
Проектная деятельность 77
Исследовательская деятельность 78
Элективные учебные предметы 80
Элективные учебные предметы в 10–11 классах 82
Недели профориентации 83
Неделя профориентации выпускников основной школы
«На пороге будущего» 85
«Твоя жизненная траектория. Как сделать выбор» (ролевая игра) 92
«Мое резюме. Карта профессионального выбора» (классный час) 93
Анкета «Профессиональный труд в жизни человека» 101
Час общения «Профессии наших родителей» 102
Дополнительные материалы 103
Аналитическая деятельность 107
Анализ акетирования участников образовательного процесса 107
Анализ реализации плана предпрофильной подготовки и профильного обучения 112
Справки о результатх проверки состояния профильного образования 119
Дополнительные материалы 122
Приложения 142
Приложение 1. Педагогический совет «Профильная школа
в личностно-развивающей образовательной среде. Практика. Проблемы. Перспективы» 142
Приложение 2. Примеры уроков. 168
Приложение 3. Интегрированный урок «Математика – Мировая художественная культура» 176
Приложение 4. Занятие элективного курса «Цвет в интерьере».
10 класс 182
Приложение 5. Проектная деятельность. Химия. 11 класс 185
Приложение 6. Работа творческих групп 187
Приложение 7. Анкеты для учащихся, учителей, родителей 188
Приложение 8. Примерная программа мастер-класса «Управ-ленческое обеспечение профильного обучения» 201
Литература 212
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом