Изучаем правила дорожного движения: разработки уроков и тематических занятий в 1-4 классах

Есть на складе
97 руб.
-10%
87,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1274
Авторы-составители Лавлинскова Е. Ю.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1636-4
Страниц 239
УДК 372.22
Штрихкод 9785705716364
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 11 (мм)
Вес 172 г
В воспитании юных пешеходов, грамотных участников движения, необходимы разнообразные формы и методы обучения детей правилам дорожного движения.
В настоящем пособии предложен материал из опыта работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма на уроках по предметам, на первый взгляд не связанных с ПДД (обучение грамоте, русский язык, математика и т. д.), и на внеклассных мероприятиях.
Пособие предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений, может быть полезно слушателям ИПК и студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где происходят формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, обеспечивающих ему возможность адаптации и творчества в любой сфере человеческого бытия.

Одним из системообразующих компонентов учебно-воспи-
тательной работы является профилактика и предупреждение детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ).

Как правило, большинство образовательных учреждений расположены вблизи автотранспортных дорог, шоссе с оживленным движением. В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в образовательных учреждениях правил дорожного движения (ПДД) с младшими школьниками всегда остается актуальной. Документы федерального уровня – Федеральный закон «О безопасности движения» от 15.11.95 г., постановление Правительства РФ от 07.06.96 г. № 653 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в России» и приказ Министерства образования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России» – подтверждают правильность выбранного направления учебно-воспитатель-
ной работы на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.

К сожалению, статистика о ДТП с участием детей неутешительна. Такие данные приводятся в докладе генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения», который опубликован Всемирной организацией здравоохранения в 1999 г.

Огромная ответственность, прежде всего, лежит на взрослых. Вследствие интенсивности движения на улицах и дорогах повышаются требования ко всем участникам движения.

Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительные дорожные условия, нарушения ПДД пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов.

Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения. Для этого необходимо правильно построить работу по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма в сфере учебной деятельности школьников.

Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм пропаганды безопасного образа жизни в сфере дорожного движения, для того чтобы учащиеся не становились участниками дорожно-транспортных происшествий, а также для решения сложной педагогической задачи – воспитание «сознательных» пешеходов, грамотных участников движения, готовых к самостоятельной творческой деятельности.

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспорт-
ного травматизма показал, что использование элементов безопасного поведения детей на улицах и дорогах в изучении учебных предметов, на первый взгляд не связанных с ПДД, повышает результативность деятельности данного направления.

Эффект неожиданности такой интеграции уже создает благоприятный эмоциональный фон для усвоения учащимися навыков безопасного движения. Кроме того, использование элементов ПДД на уроках позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных понятий, явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением знаний Правил дорожного движения, что способствует развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления, воспитанию навыков его безопасного поведения на улицах и дорогах.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат обучения с элементами ПДД. В чем он заключается?

  • В повышении не только уровня знаний по предмету, но и качества знаний ПДД.
  • В повышении уровня усвоения ПДД на уроке и сознательного их соблюдения во внеурочное время.
  • В эмоциональном развитии учащихся, основанном на обсуждении «дорожных историй», позитивных и негативных дорожных ситуаций.

Вовлечение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, является отражением личностного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.

Решение этих проблем автор пособия видит в постановке важной цели и решении следующих задач.

Цель: внедрение комплексной системы образовательно-воспитательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди младших школьников при изучении разных предметов и специально организованных циклов занятий.

Задачи, обеспечивающие реализацию данной цели:

формирование потребности в изучении и соблюдении ПДД;

– развитие интереса к дорожной азбуке;

– расширение и углубление знаний по ПДД;

 воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В данном пособии предложены конспекты уроков, задания, текстовый материал, предназначенные для учащихся и преподавателей школ всех типов и профилей. В нём представлены нетрадиционные формы и методы обучения и проверки знаний учащихся по правилам дорожного движения на уроках и тематических занятиях в начальной школе.

Содержание

Введение    3

Система работы на уроке, направленная на формирование навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах    6

Средства изучения правил дорожного движения.    19

Литературное чтение

Азбука дороги в стихах    29

Тема: Три вида рифмы – три разных образа (4 класс)    36

Фрагмент урока литературного чтения по теме «Былинные герои»

(4 класс)    79

Фрагмент урока литературного чтения по теме «Басни Крылова»

(3 класс)    84

Изобразительное искусство

Тема: Городской транспорт. Правила пользования городским транспортом. Рисование с натуры детских игрушек (автобус, троллейбус, трамвай) (1 класс)    86

Математика

Тема: Сложение и вычитание в пределах 100 (2 класс)    89

Тема: Скорость движения (3 класс)    95

Обучение грамоте

Тема: Согласные буквы Д, д, Т, т. Звуки [Д], [Д'], [Т], [Т']    99

Тема: Звуки [Х] и [Х´]. Буква Х    102

Окружающий мир

Тема: Правила пользования пассажирским транспортом (1 класс)    105

Тема: Правила дорожного движения (1 класс)    109

Тема: Маршрут от дома к школе (1 класс)    112

Фрагмент урока «Правила безопасного поведения на улице»

(1 класс)    115

Русский язык

Тема: Правописание -тся, -ться у глаголов (4 класс)    118

Фрагменты уроков русского языка с использованием элементов правил дорожного движения (4 класс)    119

Фрагмент первый. Тема: Виды предложений по цели высказывания    119

Фрагмент второй. Тема: Сложные предложения    120

Фрагмент третий. Тема: Буквы З и С на конце приставок    121

Внеклассные мероприятия

КВН по правилам дорожного движения    124

Дополнительный материал к урокам

Математика    137

Литературное чтение    142

Окружающий мир    146

Русский язык    152

Виды домашних заданий по ПДД    170

Физкультминутки и динамические паузы с элементами ПДД    172

Подвижные игры с элементами ПДД    174

Приложение    198

Литература    237

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос