Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам

Снято с продажи
Код 1273ф
Издательство Учитель, 2011
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-2182-5
Страниц 82
УДК 372.22
Штрихкод 9785705721825
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 61 г
Изучение географической карты и плана местности в курсе "Окружающий мир" вызывает определенную трудность для учащихся. Представленные материалы позволят учителю сформировать основы картографической грамотности младших школьников: умение ориентироваться в пространстве, извлекать из плана и карты разнообразную информацию о размещении природных и хозяйственных объектов, их размерах, удалении друг от друга.
Практические работы, дидактические игры, занимательные задания и упражнения, интересные факты из области топографии и картографии разнообразят деятельность учащихся на уроках, факультативных и кружковых занятиях по окружающему миру.
Пособие предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Знать карту – значит овладеть возможно лучше и полнее картографической грамотой… то есть, пользуясь ее азбукой, научиться свободно читать карту.

В. П. Буданов

Требования современного общества к школе, среди многого важного и нужного, включают необходимость формирования
у учащихся элементарной картографической грамотности. К полученным картографическим знаниям школьники будут обращаться в течение всех последующих лет обучения в школе. Пользоваться картой в качестве наглядности или извлекать из нее те или иные сведения ученики смогут лишь после того, как научатся понимать и читать ее. Этапами на данном пути являются ознакомление с понятиями «план местности», «глобус», «географическая карта».

План местности, глобус и географическая карта относятся
к схематическим (знаковым) источникам знаний. Все многообразие природных и социальных объектов земной поверхности изображается на относительно небольшом листе бумаги при помощи специальных условных знаков. Высокий уровень абстракции картографических средств обучения не дает возможности для их широкого использования в начальных классах. Однако именно это их свойство предоставляет учителю большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся. Изучение и работа с планом местности и с географической картой способствуют развитию у школьников пространственных представлений и понятий о размещении объектов окружающей действительности.

Усвоение картографической грамотности учащимися осуществляется в процессе последовательного ознакомления со свойствами сначала простейшего чертежа местности. При этом они
получают представления о горизонте, сторонах горизонта, масштабе, условных знаках. На основе полученных знаний учащиеся приобретают элементарные умения и навыки чтения плана и карты.

В пособии дается краткое изложение основ картографических знаний, раскрываются методические особенности их изучения в курсе «Окружающий мир».

С учетом того, что формирование картографических знаний и умений осуществляется большей частью в процессе выполнения практических работ, в пособии уделяется внимание заданиям и упражнениям для учащихся, разнообразным как по характеру, так и по форме выполнения. Для обеспечения дифференцированного подхода к ученикам, имеющим разноуровневую подготовку и способности, включены задания различной степени трудности: формирование фактологических знаний, знаний
о взаимосвязях между объектами и явлениями; усвоение умений
и навыков работы с картографическим материалом; решение проблемных ситуаций; развитие творческих способностей.

Для повышения познавательного интереса учащихся к предмету изучения, расширения их кругозора, создания эмоционального настроя на уроке в пособие включены развивающие и познавательные игры, загадки, кроссворды, а также любопытные факты из области топографии и картографии.

Данное пособие может стать основой факультатива или кружка по углубленному изучению соответствующих тем курса «Окружающий мир». Рамки внеклассных и внеурочных занятий обеспечивают возможность для более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по формированию картографических знаний и умений.

С учетом того, что картографические понятия входят в содержание общеобразовательного стандарта, предлагаемые материалы будут полезны учителям начальных классов, работающим по программам любых альтернативных курсов познавательного блока «Окружающий мир».

Содержание

Введение    3

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по звездам, компасу и местным признакам    5

План местности. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана

местности    20

Форма Земли. Глобус    33

Географическая карта    40

Приложения    59

Приложение 1. Подробности для любознательных (это интересно знать)    59

Приложение 2. Занимательный материал    64

Приложение 3. Использование карты при изучении природы своего края    66

Приложение 4. Памятки для учащихся    75

Литература    79

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос