Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников: конспекты занятий, упражнения и задания

Снято с продажи
Код 1273п
Авторы-составители Абъятанова Л. А., Иванова Т.А.
Издательство Учитель, 2011
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-2113-9, 978-5-7057-2584-7
Страниц 87
УДК 372.22
Штрихкод 9785705725847
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 4 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 61 г
Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется уровнем и качеством познавательной деятельности школьников и, прежде всего, их мышления. Заниматься развитием мышления необходимо систематически и целенаправленно, особенно в начальной школе. В пособии представлен материал (занятия, упражнения, игры, задания), направленный на формирование мыслительных операций, развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения, который поможет усвоению учебного материала, рациональной организации детей во внеурочное время, обеспечит интеллектуальный рост каждого ребенка.
Предназначено учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, педагогам дополнительного образования, психологам, может быть полезно родителям.

Подробное описание

Введение

И мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли.

И. Бехер

Главной задачей обучения детей в школе Л. В. Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребёнка. Общеизвестно, что обучение должно быть не только направленным на развитие познавательной сферы детей,
но и личностно ориентированным.

Именно развивающая система Л. В. Занкова, успешно существующая уже 50 лет, способствует развитию личности ребёнка, не умаляя его умственного развития и необходимости приобретения прочных и глубоких знаний.

Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. В процессе развивающего обучения идёт интенсивная духовная жизнь детей. Они размышляют, рассуждают, у них развивается способность слушать и слышать других, отстаивать, аргументируя, свою точку зрения.

Роль учителя заключается в том, чтобы создать для каждого ребёнка условия для возникновения духовных потребностей, особенной потребности в познании, которая проявляется в побуждении к учению и умственной деятельности. Школа на современном этапе призвана через обучение и воспитание сформировать личность, желающую и умеющую самостоятельно получать знания и применять их в будущем. Проблема развития познавательного интереса требует длительной, целенаправленной работы, которая должна начинаться с начальной школы.

Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников и, прежде всего, их мышления. Заниматься развитием мышления просто необходимо, и делать это надо систематически и целенаправленно, особенно в начальной школе, ибо младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития личности учащегося, его интеллектуальных способностей.

Но как и когда это надо делать, если на уроке катастрофически не хватает времени на освоение школьной программы? Тем более что задачи на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют значительных усилий и, прежде всего, временных затрат со стороны педагога в плане их подготовки (например, красочного оформления заданий, схем, рисунков на плакатах) и использования на уроке (зачастую подготовка доски занимает значительно больше времени, чем само решение творческой задачи).

С этой точки зрения развивающие занятия, проводимые во внеурочное время в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.

Настоящее пособие предназначено для развития логического мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения и таким образом помогает усвоению учебного материала в начальной школе. Учитель начальных классов может и должен вводить «разминки», «интеллектуальные паузы», «творческие переменки» и т. п. для решения интеллектуальных задач.

Предлагаемый материал позволит решить и эту задачу, если использовать упражнения и задания выборочно, дифференцированно.

В пособии представлены 25 занятий, которые можно проводить в группе продлённого дня, использовать в кружковой работе, а также во время дополнительных индивидуальных занятий как с одаренными детьми, так и со слабоуспевающими учениками.

Каждое занятие включает в себя упражнения, игры, задания, направленные на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ и синтез, то есть на всё то, на чём основывается обучение по развивающей системе Л. В. Занкова.

Данное пособие предназначено для учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, а также может быть полезно для родителей.

Содержание

Введение    3

Л. А. Абъятанова

Занятие 1. Тема: Таинства окружающего мира    6

Занятие 2. Тема: Признаки и свойства предметов    8

Занятие 3. Тема: Пять помощников в одном лице. Органы
чувств    11

Занятие 4. Тема: Существенные и несущественные признаки предмета    13

Занятие 5. Тема: Сравнение предметов    16

Занятие 6. Тема: Цвет. Световой тон чего-либо, окраска
предмета    18

Занятие 7. Тема: Радуга    21

Занятие 8. Тема: Отношения «Род вид» между понятиями    24

Занятие 9. Тема: Упорядочивание по родовым отношениям    27

Занятие 10. Тема: Знакомство с закономерностью    29

Занятие 11. Тема: Причина и следствие    32

Занятие 12. Тема: Фантазия как творчество    35

Занятие 13. Тема: Показатели фантастических идей    36

Занятие 14. Тема: Приемы фантазирования    39

Занятие 15. Тема: Приемы фантазирования («снежный ком», «оживление»)    41

Занятие 16. Тема: Знакомство с противоречиями    43

Занятие 17. Тема: Приемы устранения противоречий    44

Дополнительный материал    47

Занятия 1819. Тема: Объединение разнородных материалов (метод синектики)    48

Занятие 20. Тема: Страна загадок    52

Занятие 21. Тема: Город Загадочных дел. Составление
загадки    58

Занятие 22. Тема: Придумывание сказки. Сказка-калька    61

Занятие 23. Тема: Сочинение сказки. Взаимодействие
реального и сказочного героя с помощью волшебства    63

Занятия 2425. Тема: Множества. Перечисление множеств    66

Т. А. Иванова

Задания и упражнения на тренировку зрительной памяти    69

Задания на развитие логического мышления    71

Задания и игры по развитию зрительно-пространственного
восприятия    73

Упражнения и игры на развитие внимания, наблюдательности и памяти    77

Литература    84

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.