Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1-4 классы

Есть на складе
72 руб.
-10%
64,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1273а
Авторы-составители Гулюгина М. О.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1649-4
Страниц 154
УДК 372.22
Штрихкод 9785705716494
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 107 г
Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.
В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, а обучение работе с тестовыми заданиями и тестами. Переход учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется по итогам тестов за курс начальной школы, и различия в работе над тестами в начальной и средней школе существенны.
Предлагаемое пособие необходимо именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы, мышление которых более гибко и подвижно, успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. Работа с тестами должна стать для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, реализуя программу "Тест", реализует основную цель школы на начальном этапе обучения - формирование учебной деятельности.
Предназначено учителям начальных классов, методистам.

Подробное описание

Введение

Основной целью работы учителя начальных классов является формирование у учеников общеучебных умений и навыков, т. е. формирование учебной деятельности. Научить детей учиться – вот то, к чему стремится каждый учитель, обучающий маленьких учеников. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным умением, и, стало быть, её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.

Тест – это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.

Тест является более качественным и объективным способом оценивания, так как процедура проведения теста стандартизирована. Тест – более объёмный инструмент, так как в тестовой работе каждый ученик выполняет задания, используя знания по нескольким темам, изучение которых предусматривает программа. Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, но и обучение работе с тестовыми заданиями.

Для достижения данной цели учитель начальных классов осуществляет ряд задач, а именно:

1. Учить понимать учебную задачу.

2. Учить планировать свои учебные действия (как рациональнее найти нужный ответ).

3. Учить применять имеющиеся знания и умения.

4. Учить проводить самоконтроль.

Для достижения данной цели и решения поставленных задач работа по формированию тестовой культуры учащихся может строиться следующим образом:

1 класс:

1. В 1 классе контрольные тесты не проводятся.

2. Учитель предлагает учащимся задания с выбором ответов, где требуется обводить номер ответа, подчёркивать или зачёркивать заданное.

3. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.

4. Задания с самостоятельным конструированием ответов
в 1 классе ученикам не предлагаются.

2 класс:

1. Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы.

2. Так как навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени, то работа с тестами проходит под диктовку учителя, что помогает ученику научиться рассчитывать время, расходу-
емое на работу, и расходовать его рационально. Кроме этого, совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения.

3. Интересным отличием проведения тестовых работ в начальных классах является пошаговая инструкция к заданиям.

Например, инструкция к стандартному тесту звучит следующим образом: «Обведи букву и найди значение числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19».

Нетрудно догадаться, что большинство учеников, верно найдя указанное числовое выражение, не находят его значение, хотя это не составляет для них труда. В результате эти ученики лишаются очень важного для себя балла.

Мы даём инструкцию следующим образом:

а) обведи букву числового выражения, которое читается так: 73 уменьшить на сумму чисел 25 и 19;

б) найди его значение.

4. Следует отметить, что объём тестов в начальных классах значительно меньше тестов, которые ученики выполняют в средней и старшей школе, что обусловлено возрастными особенностями учащихся.

5. Во втором классе ученики пишут контрольные тесты по основным темам курса и итоговые тесты за учебный год.

3–4 классы:

Основной целью использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры учащихся. Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля знаний, умений и навыков учащихся и наблюдения за их формированием. Большинство контрольных работ в 3–4 классах проходит в виде тестов. Переход учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется по итогам тестов за курс начальной школы. Учителя, работающие в средней школе, просмотрев тесты учеников, которые были проведены в начальной школе, могут сделать выводы об уровне подготовки учеников и строить свою работу в соответствии с полученными тестовыми результатами.

Различия в работе над тестами в начальной и средней школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы на-
учить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в средней и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. Мышление учеников начальной школы более гибко и подвижно. Следовательно, новый вид контроля – тестовая работа воспринимается учениками менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, использующий программу «Тест», реализует основную цель школы на начальном этапе обучения – формирование учебной деятельности.

Тестирование в начальных классах проходит в несколько этапов:

  1. Составление графика тестирования на следующий учебный год. (Проводится совместно с учителями и руководителем циклового объединения учителей начальных классов. Утверждается заместителем директора ОУ.)
  2. Определение цели проведения каждого теста.
  3. Составление и отбор тестовых заданий. Консультации с учителями, работающими в параллели, в которой планируется проведение тестовой работы.
  4. Составление теста, инструкции к его проведению, ключа к проверке и шкалы перевода полученного процентного результата в баллы.
  5. Проведение теста. (Проводит учитель в присутствии ассистента.)
  6. Анализ полученных результатов и заполнение бланков учителями, работающими в классах, в которых проводилось тестирование.
  7. Сообщение результатов и урок работы над ошибками в каждом классе.
  8. Сбор бланков с результатами и выполнение общего количественного и качественного анализа проведённой тестовой работы.
  9. Ознакомление учителей с полученными результатами и совместная оценка результатов.
  10. Выработка основных приемов работы над типичными ошибками в каждом конкретном классе. Выбор заданий из проведённого теста, которые должны быть включены в следующую тестовую контрольную работу.

Особую значимость в вышеперечисленном плане проведения тестовой контрольной работы приобретают этапы работы над тестом после его проведения. Каждый учитель, получив проверенные ассистентом работы учащихся, проводит их количественный и качественный анализ. Заполняется 2 бланка.

В первом бланке указывается количество учеников, выполнявших работу; количество учеников, выполнивших работу без ошибок; количество учеников, получивших отметки «5» («4», «3», «2»); количество учеников, которые не справились с работой, процент успеваемости (без «2»); процент качества (только «4», «5»).

Во втором бланке учитель указывает фамилии учеников и напротив фамилии каждого ученика в графе с номером задания указывает количество ошибок, допущенных этим учеником. После этого учитель просчитывает общее количество баллов, набранное каждым учеником, и максимально возможное количество баллов, которое ученик мог набрать за работу. После этого, разделив количество баллов ученика на количество максимально возможных баллов, получают коэффициент обученности каждого ученика.

Затем аналогичные подсчёты проводятся по каждому выполненному заданию, т. е. подсчитывается количество ошибок, допущенных всеми учениками в каждом задании, и делится на максимально возможное количество баллов за задание, которое могли набрать все ученики класса. Получается коэффициент успешности, позволяющий сделать вывод о том, как отработана конкретная тема.

Благодаря качественному анализу тестовой работы, учитель получает полную картину усвоения темы, раздела или курса как всеми учениками в целом, так и каждым учеником в отдельности. Кроме этого, данный бланк анализа в сопоставлении с тестовой тетрадью ученика позволяет проанализировать и понять причины ошибок, допущенных каждым учеником класса, и в зависимости от сделанных выводов выстраивать дальнейшую работу с классом и каждым учеником в отдельности.

После проведения анализа каждым учителем проводится общий анализ выполнения тестовой работы всеми учениками параллели. Полученные результаты доводятся до сведения каждого учителя, руководителя циклового объединения и заместителя директора ОУ. Совместно с учителями и методистом вырабатывается дальнейшая стратегия по устранению типичных ошибок.

В данной методической разработке представлены контрольные тесты по русскому языку, литературному чтению и математике, проводимые в течение всего учебного года и охватывающие основные темы указанных курсов. Кроме тестовых контрольных работ представлены бланки анализа полученных результатов, разработанные С. В. Шелагиной и М. О. Гулюгиной. Каждый тест обеспечен:

1) инструкцией к проведению работы;

2) тестовой тетрадью ученика (два варианта);

3) ключом к проверке работы;

4) шкалой перевода результата, полученного в баллах, в про-центный, соответствующий полученной учеником отметке.

В данной работе представлены следующие тесты:

по математике, русскому языку, литературному чтению.

Математика:

  1. 2 класс (1–4). Тема «Сложение и вычитание в пределах 100».
  2. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4). Тема «Итоговый тест». (Вариант А.)
  3. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4). Тема «Итоговый тест». (Вариант Б.)
  4. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4). Тема «Итоговый тест». (Вариант А.)
  5. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4). Тема «Итоговый тест». (Вариант Б.)
  6. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4). Тема «Итоговый тест».

Русский язык:

  1. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4). Тема «Итоговый тест».
  2. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4). Тема «Звуки и буквы». (Вариант А.)
  3. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4). Тема «Звуки и буквы». (Вариант Б.)
  4. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4). Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных».
  5. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4). Тема «Повторение изученного во 2 (1–3), 3 (1–4) классах».
  6. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4). Тема «Состав слова. Орфограммы корня».

Литературное чтение:

  1. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4). Тема «Проверка читательского кругозора». (Вариант А.)
  2. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4). Тема «Проверка читательского кругозора». (Вариант Б.)

Бланки анализа тестовых контрольных работ.

1. Бланки для количественного анализа тестовых работ. (Разработаны методистом Светланой Владимировной Шелагиной.)

2. Бланк для качественного анализа тестовых работ.

Содержание

Введение    3

Тест по русскому языку. 1 класс, III четверть.

Тема «Звуки и буквы»    10

Ключ к тесту (вариант А)    17

Ключ к тесту (вариант Б)    25

Тест по русскому языку. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4), III четверть.

Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных»    26

Ключ к тестам    36

Тест по русскому языку. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4).

Тема «Повторение изученного во 2 (1–3), 3 (1–4) классах»    38

Ключ к тесту    49

Тест по русскому языку. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4).

Тема «Состав слова. Орфограммы корня»    51

Ключ к тесту    59

Тест по математике. 2 класс. Тема «Сложение и вычитание

в пределах 100»    62

Ключ к тесту    69

Итоговый тест по математике. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4)    70

Ключ к итоговому тесту    79

Итоговый тест по математике. 1 класс (1–3), 2 класс (1–4)    80

Ключ к итоговому тесту    90

Итоговый тест по математике. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4)    70

Ключ к тесту    101

Итоговый тест по математике. 2 класс (1–3), 3 класс (1–4)    102

Ключ к итоговому тесту    112

Итоговый тест по математике за курс начальной школы.

3 класс (1–3), 4 класс (1–4)    114

Ключ к итоговому тесту    121

Тест по литературному чтению. 3 класс (1–3), 4 класс (1–4),

III четверть    124

Ключ к тесту    135

Тест по литературному чтению. 3 класс (1–4), 4 класс (1–4),

IV четверть    137

Ключ к тесту    147

Количественные и качественные показатели результатов проведения тестовой работы по русскому языку, математике, литературному чтению    150

Литература    152

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос