Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками

Есть на складе
62 руб.
-10%
55,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1270м
Авторы-составители Ворошилова О. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия Внеклассная работа в начальной школе
ISBN 978-5-7057-1293-9
Страниц 106
УДК 372.22
Штрихкод 9785705712939
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 76 г
Представленные в пособии формы, приемы и методы изучения русского фольклора, а также обширный песенный материал и тексты для бесед, сценарии театрализованных действий способствуют творческому развитию учащихся, вырабатывают у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышают общий уровень культуры.
Предназначено учителям начальных классов, организаторам воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, педагогам дополнительного образования; может быть полезно воспитателям подготовительных групп ДОУ.

Подробное описание

Введение

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу,

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

А. С. Пушкин

Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь. И почему народная мудрость жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти.

Сегодня происходит подмена многих идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чужеродных русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Человек не замечает, как втягивается в ход гигантского конвейера. Изображения эталонов красоты самых разнообразных размеров (от небольшой этикетки до огромной рекламы) со всех сторон обступают людей, внедряются в их психику на сознательном и бессознательном уровнях. Их достижение не делает человека по-настоящему счастливым. Счастье заменяется суррогатами внешнего благополучия, зависимостью от одобряемых стандартных ценностей. Политические, социально-экономические проблемы, резкий отказ от старого незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества.

Развитие инновационных процессов в образовательной деятельности современной отечественной школы предъявляет к учителю повышенные требования: ему необходимо обладать новым педагогическим мышлением, быть готовым к постоянному творческому росту, к решению задач патриотического воспитания в школе. Сегодня эти вопросы имеют государственное значение.

Большими воспитательными возможностями обладают занятия художественно-эстетического цикла. Развитие культуры подрастающего поколения проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей ее решения. Содержание радио- и телевизионных программ, направленных только на развлекательность, отсутствие во многих учебных заведениях занятий нравственно-этического цикла, неучастие семьи в музыкально-эстетическом развитии ребенка способствуют неадекватному восприятию и нежеланию приобщаться к высокому искусству. Противостоять такой «всепроникающей» культуре, не требующей для восприятия никаких усилий, приходится учителю.

В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. В народных песнях, играх, обрядах, праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Основной задачей изучения является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Народный фольклор – как средство патриотического воспитания школьников.

Патриотизм – такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности своей Родине, осознании ее величия и славы, переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость. Именно фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного, этического, патриотического воспитания. Современное общество на данном этапе осознает фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. Изучение фольклорного наследия очень своевременно, т. к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления.

С. Миропольский писал: «Почему мы стоим за народную песню и в школе, и дома, и вообще в начальном воспитании? – Да потому, что мы не желаем уродовать детской природы, потому что желаем быть русскими, потому что не желаем всуе бросать драгоценное наследие нашей прошедшей жизни, потому, наконец, что по силе воспитательного влияния ничто не может сравниться с родной нам русской песней».

Основная ценность в патриотическом воспитании – идея народности, т. к. народная педагогика природосообразная, жизнеспособная и гуманистическая. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания.

Народная педагогика – это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания.

Этнопедагогика – это педагогика всеобщей мудрости воспитания, педагогика всеобщей любви. Что такое воспитание, в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть решены все или почти все задачи воспитания.

Этнопедагогика – это педагогика, ориентированная на личность, это живая душа и трепетное сердце; это глобальная педагогика, открывающая путь к сердцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо узнать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачивает и объединяет народы.

Система работы по изучению фольклорного наследия выстроена, сообразуясь с логикой и последовательностью календарно-земледельческого цикла, к которому были приурочены обрядовые действия и сопровождающие их песни.

Поскольку начало занятий в учебных заведениях традиционно приходится на сентябрь месяц, то и знакомство с календарно-земледельческими песнями начинается с осенних обрядов и традиций древней Руси: это обычай заклинания жнив, праздник первого снопа, обрядовые действия, способствующие восстановлению плодородности земли и затраченных сил самих тружеников.

В «Звучащих страницах летописи России» шаг за шагом дети погружаются в мир радости, добра, любви; знакомятся с древними обычаями предков, постепенно постигая истинное значение традиции как земного притяжения, которое создает уверенное чувство «почвы под ногами».

Зимний обряд русской традиции колядования привлекает обязательностью праздника, его неотвратимостью. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданны. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых циклов, праздники отражали то благоговейное чувство, с которым относились к окружающей природе, к своему труду и его результатам.

Праздник – это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным ко всеобщему торжеству. А еще праздник – это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии.

Знакомство с обрядовым действием святочных гаданий построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его непосредственными участниками.

Изучение весенних обрядов совпадает по времени с празднованием широкой Масленицы. Украшают знакомство с русским праздником песни величания Масленицы, «долгие» песни, которые по традиции исполнялись в Прощеное Воскресенье (последний день масленичной недели), и «скорые» масленичные песни. Масленица – праздник хозяйственного изобилия, и в то же время прощание с зимой. Традиционно – это праздник веселый, озорной, отчаянный. Стихия масленичных гуляний не оставляет равнодушными ни зрителей, ни самих участников. Хочется верить, что такое эмоционально-действенное постижение традиционных русских праздников, проникновение в их замысел и характерный склад обязательно будут способствовать развитию у школьников понимания прекрасного, истинного.

Существует светлый, добрый, по-детски наивный весенний обряд – Закликание весны. Дети с нетерпением ожидают его,
т. к. это весело, увлекательно, и еще потому, что с этим днем связываются волнения художественного творчества. Ведь именно к этому празднику выпекают из пшеничного теста маленьких жаворонков, куликов, синичек, ласточек и приносят их в школу. Учащиеся воплощают в своих созданиях чувства любви к природе, по-своему выражают свои представления о красоте. Очень сокровенные, по-детски непосредственные эмоции ярко видны при исполнении детьми весенних песенок-закличек, приговорок. Эти незатейливые детские песенки от сердца к сердцу, от родителей к детям, из поколения в поколение несут в себе образ своего творца.

Каждое фольклорное произведение органическая часть жизнедеятельности человека. Вся народная мудрость жизнеспособна не сама по себе, а обусловлена практической значимостью. Это свойство уходит корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было одновременно практическим и духовным, сознательным и выразительным. Присловья, поговорки, прибаутки, пословицы окружали человека с самого его рождения. Очень точно подметил Н. В. Гоголь: «Под песни баб пеленается, женится, хоронится русский человек».

...Жизнь идет своим чередом. Появляется на свет дитя – ему поют родинную песню. Маленький еще человечек, а в нем для родных отражается Вселенная. Ведь у каждого народа нашей планеты человек – средоточие мира. Колыбельная песня – начало начал. Знакомством с ней начинается еще один цикл бесед, театрализованных действий, связанных с бытовой обрядовой поэтикой русского народа.

В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Произведения детского фольклора рассматривают с двух сторон: произведения взрослых для детей (пестушки, сказки), собственно детское творчество (считалки, дразнилки, заклички).

Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Каравай», «Кострома», «Две тетери»).

Самым ярким, красочным, насыщенным событиями является Свадебный обряд. Русская свадьба по традиции длилась не один день и являла собой яркий пример драматизированного обряда, где каждый участник и приглашенный имел свою роль, определенные обязанности, где по неписаным житейским законам по дням, по часам, а порою и минутам распределялась каждая деталь свадебного действия.

Изучая русский фольклор, нельзя обойти стороной частушечный жанр. Частушки вечно молоды, злободневны, актуальны, прекрасно чувствуют себя в нынешнем современном мире.

Знакомством с древними русскими календарно-земледель-ческими и бытовыми обрядами не заканчивается работа по изучению фольклорного наследия. Ведь кроме жанров обрядовых «фольклорная память» народа бережно сохранила и донесла до нас мудрость трудовых, исторических и других песен, сохранила прошлое в настоящем для будущего!

Все формы, приемы, методы изучения русского фольклора, а также богатейший песенный материал, яркие эмоциональные беседы, участие в театрализованных действиях – все это, несомненно, способствует творческому развитию учащихся, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.

Содержание

Введение    3

Возвращение к истокам    9

Развитие творческой активности учащихся через новые формы
воспитательной работы    12

Методы и приемы формирования интереса к народному творчеству
у младших школьников    16

Развитие творческой активности школьников в различных видах
деятельности на основе изучения фольклорного материала    18

Русский народный фольклор – неотъемлемая часть национальной культуры (литературно-музыкальная композиция)    22

«Возвращение на круги своя» (беседа с элементами театрализации
по мотивам русских народных праздников, традиций, песен)    28

О чем рассказывает музыка (путешествие в сказку)    33

«А мы с ложками да колокольцами!» (музыкальный фольклорный
праздник)    37

Русский народный осенний обряд «Осенины» (музыкально-инсценированная беседа)    46

Русские народные праздники. Масленица (тематическая беседа)    47

Широкая масленица (сценарий фольклорного праздника)    53

Русские обряды. Святочные гадания (беседа с элементами обря-
довых действий)    59

«Жаворонки весну кличут» (детский фольклорный праздник)    63

Жнивные песни (музыкально-литературная композиция)    68

Русский народный обряд «Честной семик» (беседа-концерт)    73

Свадебные песни как часть бытового обрядового фольклора (бе-
седа)     79

О России пою (музыкальная беседа)    85

«Все дети на большой планете должны всегда дружить» (сце-
нарий праздника)    89

Приложения    93

Литература    105

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос