Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 3.

Снято с продажи
Код 1270в
Авторы-составители Арсенина Е. Н.
Издательство Учитель, 2007
Серия Внеклассная работа в начальной школе
ISBN 5-7057-0933-1
Страниц 207
Штрихкод 9785705709335
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 151 г
В пособие вошли сценарии праздников и развлечений, различные игры, конкурсы и викторины, а также этические беседы с младшими школьниками и многое другое. Предлагаемый материал и разработки помогут педагогам разнообразить свободный досуг учащихся, сделают его не только интересным и увлекательным, но и познавательным.

Подробное описание

Введение

Книга рассчитана на широкий круг читателей: завучей по внеклассной работе, учителей начального обучения, воспитателей, уделяющих большое внимание внеклассному воспитанию школьников младшего возраста.

Будущие и начинающие учителя  также найдут в представленном пособии немало полезного и интересного, что, несомненно, поможет им в дальнейшей работе и организации свободного досуга учащихся.

В книгу вошли методические разработки бесед на темы нравственности и этики; сценарии школьных праздников и развлечений, развивающие игры и викторины различной направленности. Предлагаемый материал не только поможет учителю в работе, но и
сэкономит массу времени и сил.

К примеру, подготовка к беседе с учащимися продолжительностью 40–45 минут, которая, согласно программе, должна проводиться хотя бы раз в месяц, отнимает у педагога примерно 7–10 дней. Вообще, подготовительный этап самый длительный и трудоемкий. Он включает в себя самую разнообразную деятельность учителя: определение темы, подбор материалов и пособий, составление плана, подготовка учащихся и многое-многое другое. Для того чтобы беседа была эффективной, кроме вышеперечисленного еще нужно:

  • правильно подобрать иллюстративный материал;
  • продумать, какие педагогические средства необходимы, чтобы предложенный детям материал помог им усвоить те знания, которые вы стремитесь им дать, соотнести с собственными мыслями, переживаниями и поступками;
  • разработать и правильно поставить вопросы, направляющие ход обсуждения литературных источников, и т. д. и т. п.

Для преподавателя с большим опытом практической работы это – давно пройденный этап, для него все ясно и понятно. Начинающим педагогам потребуется немало времени и сил, чтобы со всем разобраться и все постичь. Хочется надеяться, что данное пособие ускорит этот процесс осмысления и адаптации.

Сценарии школьных праздников и развлечений разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста: небольшие по протяженности, яркие и эмоциональные, с обязательным присутствием сюрпризных моментов, игр и аттракционов.

Подготовка к праздникам носит скрытый, развивающий характер обучения и воспитания. Ребята не только весело и интересно проводят свой досуг, повышая свой интеллектуальный уровень и развивая творческие способности, но и укрепляют такие качества, как коллективизм, чувство ответственности, чуткость, доброта и многое другое.

К примеру, на празднике, посвященном Масленице, ведется речь не только о том, как праздновался этот праздник на Руси много лет назад, но и о том, что надо прощать ближнему все обиды, не помнить и не причинять зла окружающим, как завещали нам наши предки из далекого прошлого.

А праздник птиц «Жаворонки» не только рассказывает ребятам об обычаях и обрядах, которые, по мнению наших прародителей, должны были поторопить Весну и прогнать Зиму, но и дает понять, что природа до сих пор много значит для человека, поэтому ее надо любить и оберегать.

Этой теме созвучен и другой праздник, посвященный летним каникулам: «Хватит с нас учения – каникулам ура!». Он представляет собой своеобразные вариации на экологическую тему: скоро лето, естественно, дети большую часть своего времени будут проводить на природе. Главная же мысль праздника, посвященного предстоящим каникулам, – не навреди природе, будь чуток и внимателен к ней – слышится в стихах, песнях, инсценировках…

Развлечение «Как обидно, что день рождения только раз в году!» «пропитано» добротой и чуткостью, уважением к своему другу, товарищу, однокласснику. На этом празднике не только именинники радуются своему «появлению на свет», но и окружающие искренне поздравляют и благодарят «новорожденных» за то, что они есть, что они здесь, рядом… И в то же время проскальзывает философский вопрос, который, наверное, каждый в свой день рождения мысленно задает себе: а что было бы, если… я не родился… кем или чем я был до своего рождения… кем или чем буду после?..

На эту тему есть смысл поговорить позже, после праздника именинников, развивая ее, можно заострить внимание детей на то, что жизнь скоротечна, нельзя разбрасываться ею, «разбазаривать» (см. классный час «Мои увлечения и достижения»). Уже в детстве стоит задуматься над тем, кем ты станешь, будучи взрослым, какую пользу принесешь обществу, какими надо обладать качествами характера, чтобы добиться своей заветной мечты, что уже сейчас, в процессе учебы и своего взросления нужно развиваться и самосовершенствоваться…

Эта тема интересна и неисчерпаема, нужно только найти удобный момент и в благоприятной обстановке, вовремя и ненавязчиво «посеять доброе и мудрое». Правда, «всходы» ждать придется довольно долго, примерно лет 10–11. Но на то мы и педагоги, чтобы терпеливо, день за днем «сеять» и «взращивать», а «пожинать плоды» будет сам ребенок. Ему жить дальше, и принимать ответственные решения придется самому, и очень важно, чтобы он руководствовался в дальнейшем только добрыми помыслами, постоянно помнил о том, что от жизни он должен не только «взять», но и «отдать»…

Тему нравственности развивает и другой праздник, посвященный Дню учителя: «Фантазии Веснухина». Это небольшая инсценировка реальна, ничего в ней выдуманного нет: такое происходит почти каждый день в наших школах.

В каждом классе, наверное, есть такой фантазер, мечтатель, который порой принимает свои фантазии за реальность. Обычно из таких детей впоследствии вырастают довольно незаурядные, творчески одаренные личности. Наверное, без таких «Веснухиных» школьная жизнь была бы неинтересна и скучна.

Читая в перерывах между занятиями энциклопедию «Древний мир», измученный уроками, спортивной секцией, музыкальной школой, мечтающий о «свободе», мальчик вдруг задает себе вопрос, а нужна ли ему эта свобода? А что важнее – учеба или «ничегонеделание»? Обладая неистощимой фантазией, он пытается найти ответы на свои вопросы в разных временных отрезках времени: будучи то доисторическим ребенком то мальчиком-индейцем, за которым охотится коварная учительница географии, мечтающая снять с него скальп, то простым школьником 21 столетия.

Но звенит звонок, который прерывает фантазии Веснухина, начинаются обычные уроки в обычном классе… И только тут мальчик наконец-то понимает, как он недооценивал эпоху, в которой живет: она более гуманна и демократична, а учителя 21 века намного добрее и терпеливее, чем их «коллеги» из «древнего мира»…

Содержание данного праздника несколько иносказательное, немного сатирическое, но в целом веселое, озорное и поучительное.

В книге также представлен материал, который поможет учителю познакомить ребят с происхождением ритуально-обрядовых праздников (Рождество, Масленица, день весеннего равноденствия); ответит на вопрос – почему люди на протяжении многих веков устраивают себе самые различные и порой довольно противоречивые праздники, традиции и обычаи, связанные с ними, и многое другое.

Тут же прилагается небольшой тематический материал в виде пословиц, поговорок, народных примет и гаданий, народных игр и развлечений – все это необходимо в организации мероприятий данной направленности.

Как организовать и провести интересное мероприятие для младших школьников? На этот и другие вопросы вы можете получить ответ, прочитав книгу.

Праздники и развлечения

Праздники в жизни школьника занимают не последнее место. Систематические, ежедневные занятия, большой объем информации – все это является определенной нагрузкой для ребенка, которому, в силу его возрастных особенностей, необходима смена деятельности и эмоциональная «подпитка». Где как не на празднике дети могут расслабиться и в то же время раскрыть свои творческие способности? Но при этом должно быть одно главное условие: на празднике учащиеся должны быть не только зрителями, но и непременными, активными участниками: рассказывать стихи, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т. п. В этом случае ребята не только весело проводят свой свободный досуг, но и развивают и удовлетворяют свой творческий потенциал.

Ниже приводятся самые разнообразные по тематике праздники и развлечения, разработанные для учащихся младшего возраста. Не обязательно строго их придерживаться. Материал дается больше в качестве примера. Исходя их собственных возможностей, степени подготовленности детей, технической оснащенности школы и т. п. можно разработать свои собственные сценарии.

Вся предварительная работа должна выполняться в тесном содружестве ребят с педагогом, учителем музыки, родителями, так как провести хороший праздник одному лицу далеко не просто: это отнимает много времени и сил.

Намечаемое мероприятие должно быть заранее продумано, а организационные вопросы распределяются между несколькими людьми. К примеру, учитель начальных классов разрабатывает сценарий праздника, учитель музыки работает над репертуаром: песнями, музыкальным сопровождением, учитель ритмики (если таковой в школе имеется) – над танцами. Вместе они продумывают, как оформить, украсить место, где будет проводиться праздник; ребята оформляют, готовят декорации; родители отвечают за подготовку костюмов, атрибутов, подготовку праздничного стола и т. п.

Ни в коем случае не надо учащихся полностью знакомить со сценарием предстоящего праздника, как зачастую это делается педагогами. До последнего момента дети не должны знать, какой сказочный герой забредет к ним на праздник, что за сюрприз для них приготовлен и т.п. Иначе пропадет таинственность, очарование самого праздника, он будет скучен и неинтересен ребятам.

Все подготовленные номера должны держаться в секрете, поэтому репетировать лучше по группам, если это танец, и с каждым индивидуально, если это стихотворение или сольная песня. Хоровые номера или же инсценировки должны репетироваться только в присутствии тех лиц, которые в них и задействованы. На генеральных репетициях с детьми обговариваются определенные моменты: когда и за кем им выступать.

Это не относится к тому случаю, когда ребята готовят свое выступление для определенной аудитории, к примеру, родителей (праздничный концерт) или педагогов (в День учителя) и т. д. В этом случае, конечно же, нужны совместные репетиции.

И еще одна, на мой взгляд, очень важная деталь: нельзя принуждать, заставлять ребенка участвовать в празднике. Все дети разные: одни любят находиться в центре всеобщего внимания, другие же стеснительны, не уверены в себе и своих силах.

Надо подойти со всей чуткостью и деликатностью к этой проблеме: создать условия, в которых такие ребята смогли раскрепоститься, побороть свои комплексы. Если учащийся по каким-либо причинам отказывается от публичных выступлений, можно предложить ему заняться выпуском праздничной стенгазеты или взять на себя роль администратора по подготовке к празднику и быть главным помощником учителя по организационным вопросам. Это предложение даст шанс ребенку самоутвердиться, почувствовать свою значимость, и можете не сомневаться: такой помощник приложит все усилия, чтобы оправдать доверие.

Также нельзя допускать, чтобы в праздниках участвовали одни и те же учащиеся. К сожалению, во многих школах, как правило, на протяжении учебного года в различных мероприятиях задействованы более активные дети. Остальным же учащимся отводится роль пассивного наблюдателя. Конечно же, это значительно упростит и облегчит подготовку к празднику, но подумайте, какой удар по самолюбию наносится другим ребятам: горечь, обида, неверие в свои силы, безынициативность – вот результат таких действий.

Необходимо предоставить всем ребятам возможность попробовать свои силы в том виде творчества, в котором они чувствуют себя уверенно и который им по душе. Ребенок, к примеру, не умеет чисто интонировать или неуклюже танцует, но у него хорошая дикция и он прекрасно читает стихи. Надо сделать акцент на последнем, не упоминая ни в коем случае первого, и тактично посоветовать попробовать себя в декламации и инсценировке стихов.

Многие учащиеся помимо общеобразовательной школы занимаются в музыкальной школе, студии изобразительного искусства, в различных кружках и спортивных секциях. Такие ребята могут стать хорошими помощниками в проведении различных внеклассных мероприятий.

Следующий момент: не стоит перегружать праздник обилием стихов и песен – все должно быть в пределах разумного. Слова ведущего и других персонажей должны быть лаконичными, законченными по смыслу, но при этом эмоциональными и выразительными.

Роль ведущего ответственна, он должен не только хорошо знать свой текст, ориентироваться в происходящем, но и уметь организовать выступление детей, импровизировать, проявлять находчивость и выдумку. Поэтому исполнение ведущих, ответственных ролей лучше поручить взрослым: педагогам или старшеклассникам.

Также нужно помнить, что длинные монологи и диалоги утомляют, как и большое количество персонажей. Да и сам праздник не следует затягивать. Развлечения обычно бывают небольшими по продолжительности. Праздники, утренники не более часа. В этом случае учащиеся не будут эмоционально перегружены и утомлены и вполне могут продолжить праздник в неформальной обстановке, за праздничным чаепитием, на дискотеке.

Игры и аттракционы на любом празднике просто необходимы. Детям данного возраста порой бывает просто невозможно усидеть на одном месте: обязательно нужно побегать, попрыгать – так предоставьте же им эту возможность! Игры представляют собой незапланированные импровизации, благодаря чему мероприятие становится более  оживленным и непринужденным, а ребята в процессе игры раскрепощаются и просто  забывают про свои волнения и переживания.

Представленные праздники и развлечения рассчитаны на небольшое количество учащихся (не более 35 человек). И на это есть свои причины. Во-первых, организовывать детские мероприятия довольно нелегко: требуется немалая выдержка и хорошие организаторские способности, знание детской психологии.

Наши дети очень подвижны, а подчас и непредсказуемы. При большом стечении учащихся обязательно возникает неразбериха и ненужная суета. Организатору в этом случае довольно тяжело одновременно следить за дисциплиной и контролировать ход мероприятия. Да и не каждый учащийся успеет  поиграть в игры и принять участие в аттракционах, так как до него просто не дойдет очередь. Если хоть один ученик стоит грустно у стенки и безучастно наблюдает за происходящим на празднике, то можно считать, что Ваши усилия были напрасными.

Не всегда у педагога имеется возможность проводить праздники календарного плана: Рождество, Масленицу, праздник птиц и др. К примеру, Рождество попадает на зимние школьные каникулы. В таком случае праздничное мероприятие можно заменить беседой, рассказав учащимся об истории возникновения данного праздника. В любом случае ребята должны знать свои исторические корни и почитать традиции своего народа.

Ниже приводится материал, который поможет педагогу увлечь ребят интересной беседой, значительно расширив их кругозор

Содержание

Введение    3

Добро пожаловать в королевство Знаний, или лодырям вход строго воспрещен! (Торжественная линейка, посвященная первоклассникам)    10

Незваные гости (развлечение, посвященное началу учебного года, для учащихся 2–4 классов)    17

Фантазии Веснухина (инсценировка. Фантазия на школьную тематику)    22

Мы желаем счастья Вам… (праздничный концерт, посвященный Дню учителя)    34

Посвящение в юные читатели (мероприятие для учащихся 1 класса)    40

Прощание с азбукой (утренник для учащихся 1 класса)    47

Рождественские праздники    54

«…Елочка зажглась – сказка началась!» (новогодний праздник)    61

«Наколдуй, Хоттабыч, сказку…» (сюрпризные моменты)    80

Масленица (тематический материал для беседы с учащимися 3–4 классов)    85

«…А мы Масленицу состречаем!» (Сценарий праздничного развлечения для учащихся 1–4 классов)    93

Вежливость и доброта (беседа с учащимися 4 класса)    100

О празднике весеннего равноденствия (беседа с учащимися 4 класса)    106

Жаворонки (сценарий развлечения)    111

Милым мамам и бабушкам посвящается (сценарий классного праздничного концерта для учащихся 3 класса)    119

День дураков (праздничное развлечение для учащихся 3–4 классов, посвященное первоапрельскому празднику)    129

Чудаки всех стран, объединяйтесь! (Сценарий праздника для учащихся 4 класса)    131

Прощание с начальной школой (к выпуску из начальной школы)    141

Как обидно, что день рождения  только раз в году! (Развлечение для детей учащихся 1–3 классов)    150

Да здравствуют каникулы! (Развлечение для учащихся 1–2 классов)    155

Хватит с нас учения – каникулам ура! (Вариации на экологическую тему для учащихся 3–4 классов)    159

«…Когда мои друзья со мной!» (Беседа с учащимися 4 класса)    166

Мои увлечения и достижения (классный час для учащихся 4 класса)    169

В гостях у сказки (игротека для учащихся 4 класса)    185

Конкурс знатоков сказок    189

Приложение    195

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.