Социальный педагог в школе. Выпуск 2

Есть на складе
149 руб.
-10%
134,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1237а
Авторы-составители Фоминичева И. Ю., Щелчкова Е. Ю.
Издательство Учитель, 2011
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-91651-107-9
Страниц 254
УДК 371
Штрихкод 9785916511079
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 177 г
Предложенные в пособии материалы по организационно-методическому обеспечению деятельности социального педагога - рекомендации, методики и технологии работы с учащимися группы риска, образцы оформления документов по планированию и отчетности, диагностический инструментарий - помогут социальному педагогу эффективно спланировать и организовать профилактическую работу в школе и представить ее результаты.
Пособие предназначено социальным педагогам образовательных учреждений, заместителю директора по воспитательной работе, может быть полезно педагогам-психологам, классным руководителям, специалистам социально-педагогических служб.

Подробное описание

Введение

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране чуть более десяти лет назад, но не надо забывать о том, что по сути социальная помощь на Руси существовала всегда.

Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы и общественности для оказания помощи ребёнку. Но далеко не каждый человек готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой профессиональный выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, – любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми.

Цель деятельности социального педагога:

– создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

– оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии
и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

– защита ребенка в его личностном пространстве;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли – он посредник, защитник, организатор. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетенции специалиста.

Социальный педагог проводит изучение социальной ситуации в масштабах конкретной территории, бытовых условий жизни детей, семей, изучает особенности микросоциума: выявляет позитивные и негативные влияния, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальным педагогам составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику их семей. Важно определить те категории детей и взрослых, которые требуют особого социально-педагогического внимания.

Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. Таким образом определяется социальный заказ и формируется поле деятельности социальных педагогов. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися
у педагогов средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы.

Выявив психологические, педагогические, медицинские  или правовые проблемы ребенка и его семьи, социальный педагог выступает посредником между своими подопечными и необходимыми им специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб и учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психокоррекции.

Для защиты прав и интересов детей социальному педагогу нередко приходится прибегать к применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия по отношению к подопечным социального педагога. Кроме того, часто возникает необходимость разработки и реализации комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей детей, социально-психо-логической реабилитации их личности, компенсации ограниченных возможностей.

Во внеурочное время социальный педагог создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся. В образовательном учреждении социальный  педагог взаимодействует с учителями, родителями (или лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, служб занятости, молодежных и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы
о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи.

Эффективность деятельности социального педагога в школе зависит от успешности его сотрудничества со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе.

Дети, подростки, их воспитатели обращаются к социальному педагогу в трудные минуты своей жизни. Они ждут понимания, сочувствия, человеческой поддержки и конкретной помощи. Сама профессия «социальный педагог» отбирает и шлифует людей. В ней остаются лишь щедрые душой люди, которые свои человеческие качества, индивидуальность, творчество, любовь отдают детям и хотят им помочь.

В помощь социальному педагогу в пособии предлагаются варианты планирования социально-педагогической и профилактической работы в школе, рассматриваются особенности сотрудничества и пути взаимодействия с районными субъектами профилактической работы по воспитанию и организации жизнедеятельности учащихся с социальными и учебными проблемами. Приводятся рекомендации по социально-педагогическому сопровождению неблагополучных и проблемных детей, трудных подростков, детей-инвалидов, детей, находящихся под опекой и попечительством. Особое внимание уделяется вопросам организации профилактической работы учащихся, состоящих
на различных видах учета в образовательном учреждении, даются рекомендации по ведению их личных дел. В пособии отражены также основные аспекты работы инспектора по охране прав детства и особенности деятельности уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в образовательном учреждении.

В разделе «Справочные материалы» читателям предложены удобные образцы оформления документов по планированию
и отчетности, формы документов, представляемых в различные субъекты профилактической работы района, приводятся алгоритмы составления характеристик обучающихся и их семей, акты по изучению условий жизни семьи, диагностический инструментарий для работы с родителями и учащимися, глоссарий.

Пособие предназначено социальным педагогам образовательных учреждений, заместителю директора по воспитательной работе, может быть полезно педагогам-психологам, классным руководителям, специалистам социально-педагогических служб.

Надеемся, что предложенные в пособии материалы по организационно-методическому обеспечению деятельности социаль-ного педагога будут интересны как начинающему, так и опытному специалисту социально-педагогической сферы.

Содержание

Введение    

Е. Ю. Щелчкова. Социальный педагог в школе. Основные
аспекты работы    

Планирование социально-педагогической работы    

И. А. Устюгова. Взаимодействие социального педагога с об-щественностью, государственными структурами, социальными институтами    

И. Ю. Фоминичева. Взаимодействие социального педагога
с субъектами профилактики района    

Планирование и организация  профилактической работы
в школе    

Социально-педагогическое обследование школы    

Е. Ю. Щелчкова. Работа координационной комиссии школы    

И. Г. Сухогузова. Раннее выявление неблагополучных семей
и социально дезадаптированных подростков    

И. А. Устюгова. Деятельность социального педагога по оказа-
нию социально-педагогической помощи детям «группы риска»    

И. Г. Сухогузова. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей    

Л. Н. Дородницына. Социально-педагогическое сопровождение трудного подростка    

Социально-педагогическое сопровождение детей, нахо-
дящихся под опекой и попечительством    

Социально-педагогическое сопровождение детей-инва-
лидов    

И. Ю. Фоминичева. Взаимодействие социального педагога
с классным руководителем    

Е. Ю. Щелчкова. Работа социального педагога с учащимися, состоящими на разных видах учета    

Ведение личных дел учащихся, состоящих на разных
видах учета    

Работа инспектора по охране прав детства в образовательном учреждении    

Л. Д. Баранова. Система деятельности уполномоченного по за-
щите прав и законных интересов  ребенка в образовательном учреждении    

Г. А. Басуева. приложения    

Приложение 1. Формы документов, представляемых в увд    

Приложение 2. Формы документов, представляемых в КДН    

Приложение 3. Формы документов, представляемых на по-
лучение материальной помощи    

Приложение 4. Формы документов, представляемых в подро-стковое наркологическое отделение    

Приложение 5. Формы документов для определения ребенка
в школу-интернат    

Приложение 6. Формы документов, представляемых в отдел
охраны прав детства    

Приложение 7. Изучение условий жизни семьи (образцы
актов)    

Приложение 8. Образец характеристики обучающегося    

Приложение 9. Характеристика семьи (справочные матери-
алы)    

Приложение 10. Профилактическая работа с родителями    

Приложение 11. Составление характеристики на дезадапти-
рованного подростка    

Приложение 12. Список документов для составления банка
данных на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения
родителей    

Приложение 13. Образец искового заявления об ограничении
в родительских правах    

Приложение 14. Диагностический инструментарий для работы
с родителями    

Приложение 15. Диагностический инструментарий для работы
с учащимися    

Приложение 16. Глоссарий    

Литература

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос